От простого к сложному. Выполняя комплекс бокуто-ни-вадза, показывая не только правильную форму, а вникая в содержание, мы формируем крепкий фундамент для выполнения техник, от самых простых до более сложных.
Спокойная обстановка, комфортная скорость, это возможность наработать правильное выполнение атаки, правильное положение тела и меча, правильную дистанцию.
В таких условиях есть время для наблюдения за собой и на обдумывание последующих действий. Со временем скорость возрастёт, и появится лёгкость, условия можно будет усложнить, перенеся наработанные в бокуто-ни-вадза действия в дзи-кейко, более сложный этап с высокой скоростью и уже непредсказуемой ситуацией, но ещё без обороны противника.
Это этап для оттачивания техник, которые можно будет применить в поединке.
Многократное, внимательное повторение бокуто-ни-вадза, как и кендо-но-ката, активно формируют необходимые качества и навыки для практикующего кендо.
Александр Овчинников, 4-й дан Кендо, Клуб Сёгун
Бокуто ни ёру кендо кихон вадза кейко хо, как и кендо-но-ката, начинается и заканчивается рэйхо. Рэйхо (а именно сонкё, его составляющая) уходит своими корнями в японскую традицию как способ проявления уважения при входе в особое или священное место и как способ контроля своего дыхания, с практической же стороны служит способом подготовки и тренировки сознания, используя которое кенши стремится выиграть бой ещё до его начала. Соблюдение рэй (этикета) в кендо призвано научить кендока уважать личность партнера и воспитывать гармоничную личность в себе.
Все движения в бокуто кейко хо строго регламентированы, так же, как и взаимодействие Мотодачи (Учитачи) — «учителя» и Какаритэ (Ситачи) – «ученика». Движение инициирует учитачи, а ситачи присоединяется к его движению так, чтобы действие выглядело одновременным, как зеркальное отражение; этот навык впоследствии позволяет в поединках контратаковать одновременно с атакой противника.
После четкого освоения внешней формы, на следующих этапах, выполнение комплекса бокуто кейко хо культивирует в тренирующихся дух сотрудничества и спокойствия (прежде всего, ума), совершенствуя их сознание, и способствует становлению таких важных навыков, как чувствование точного тайминга, в свою очередь взаимосвязанное с чувствованием партнера и со скоростью восприятия, чувствование маай (дистанции), удары с правильным хасудзи (направлением реза), правильное дыхание и движение ног.
О смыслах, заложенных в те разделы современного кендо, в которых используется бокуто (или могито), в контексте возведения правильной основы техник и духа, отражающей важнейшие принципы кендо, о концепции меча (нихонто), о значении рэйхо на нашем сайте можно прочитать в разделе «Нихон кендо ката», в статье Суми-сэнсэя , в статьях Сонкё, Концепция кендо, Введение в Кендо Ката и других материалах.
Краткая сводная таблица Бокуто Кендо Кихон:
Мотодачи (учитачи) | Какаритэ (ситачи) |
Кихон 1. Иппон-ути-но-вадза: сёмэн, котэ, до (миги-до), цки | |
принимает | мэн, котэ, до, цки |
Кихон 2. Ни/сан-дан-но-вадза (резоку-вадза): котэ-мэн | |
принимает | котэ-мэн |
Кихон 3. Хараи-вадза: хараи-мэн (омотэ) | |
принимает | мэн |
Кихон 4. Хики-вадза: мэн-(цубадзэриай)-хики-до (миги-до) | |
принимает | мэн, до |
Кихон 5. Нуки-вадза: мэн-нуки-до (миги-до) | |
мэн | до |
Кихон 6. Суриагэ-вадза: котэ-суриагэ-мэн (ура) | |
котэ | мэн |
Кихон 7. Дэбана-вадза: дэбана-котэ | |
(сэмэ) принимает | котэ |
Кихон 8. Каэси-вадза: мэн-каеси-до (миги-до) | |
мэн | до |
Кихон 9. Ути-отоси-но-вадза: до (миги-до)-утиотоси-мэн | |
до | мэн |
В этом учебном фильме доступно разобран весь комплекс бокуто ни ёру кендо кихон вадза кейко хо; отдельного внимания начинающих кендока здесь заслуживает часть видео-пособия о выполнении рэйхо.