Экзамен на 7-ой дан

Экзамен на 7 дан (интервью с Алексом Беннетом)
AB 1
Университет Кансай, Осака, 7-30 утра.
Алекс Беннет получил 7-ой дан с первой попытки в мае 2010 года.
Интервью с Алексом Беннетом проходило в его офисе в университете Кансай.

Вы отличаетесь от других кандидатов на получение 7-го дана, с которыми вы сражались на экзамене. Вы тоже это почувствовали?

Да, я не чувствовал угрозу от них. Даже когда они наносили удар, я мог пробить 3 раза и действительно хорошо и чисто. Они были достаточно сильны, на самом деле. Я не ощущал, что они делают Seme против меня, даже когда они меня били, я чувствовал что контролирую ситуацию.Я не могу сказать, что это удача, что удар был нанесен на удачу. Я не чувствовал, что я был сражен первым. Также я чувствовал, что когда я наносил удар, я пытался сделать на экзамене то, что я каждый день делаю со своими учениками. Они ударяют, потому что быстрые и сильные. Если, например, у тебя пустое seme и ты чувствуешь, что идешь вперед и затем тебя атакуют. На кейко со студентами я концентрировался на том, чтобы они говорили мне, если мое seme пустое. Самое важное во время удара — концентрироваться на своем кендо. Не нужно думать о том, ударите вы или нет. Важно оказывать давление на противника, идти вперед, заставить соперника ударить или отступить. Когда соперник в замешательстве или отступает, вы атакуете. Очень важной вещью для меня является правильная позиция для удара. Идеальная позиция до, во время и после удара. Не важно, вы наносите удар или вас атакуют. Если вы бьёте, не нужно тратить движения впустую после удара. Это то, что я пытаюсь донести до своих студентов. То, о чем я всегда думаю. Они очень хорошие учителя для меня. Если я немного замедляюсь, теряю правильную позицию, они заставляют меня выпрямиться.

Что означает пустое seme? Какие элементы должен содержать правильный удар?
AB 2
Seme – это сложная вещь, оно необходимо для экзамена на 4 дан. Это время начала понимания seme. Будучи 6-м даном вы должны действительно это понимать. 7 дан — на вершине этого. А дальше я даже не знаю … Многие думают, что мэн – это seme. Но это не seme. Или что шаг вперед – это seme. Это тоже не так. Seme — это поддержание дистанции. Если вы продвигаетесь вперед медленно на позицию или дистанцию, которая иногда также называется «точка разлива». Это точка невозврата. Это дистанция «сделай, или умри». Если ваш соперник начинает двигаться назад, вы атакуете. Если он начинает двигаться вперед – вы наносите удар. Вы все время держите ситуацию под контролем своей внутренней силой, чувствами, намерениями, своим вадза, своим синаем.
В основном, вы пытаетесь заставить противника реагировать определенным образом. Вы создаете возможность для атаки. Это нижний уровень. Высший уровень: вы пытаетесь заставить его реагировать определенным образом, но вы предвидите его реакцию. Представьте себе бильярдный шар. С одной стороны он черный, с другой белый. Черная сторона бильярдного шара наверху. Если вы применяете seme, то шар начинает вращаться и становится белым наверху, когда происходит движение. Если он уже белый во время seme и затем вас атакуют, то вы проиграли. Это пустое seme. Уже поздно, шар уже повернулся и ударил. Ваша цель со своими чувствами во время seme, вашим духом, всем своим подходом подкреплять это в маай до «точки разлива». Вам следует ударить прямо перед тем, как черный должен повернуться и стать белым. Это идеальная техника дебана, например. Seme – это не просто движение вперед, чтобы создать возможность для атаки, это также нанесение удара в подходящий момент. Некоторые люди думают, что произошло движение и это было сильное seme. Но оно пустое, вы ничего не сделали. Двигаться вперед с киаем – это не seme. На самом деле это только его начало. Seme – это полный набор: двигаться вперед, читать мысли, понимать, как соперник отреагирует и заставить его реагировать, когда он только соберется атаковать, нужно проявить инициативу и ударить. Есть еще Sen-Sen-no-Sen, Sen-no-Sen, Go-no-Sen, которые я делаю, когда я сражаюсь со своими учениками. Я знаю, что если я делаю небольшое движение, они могут отреагировать очень быстро. Я знаю, что они очень быстры и всегда готов к этому. Но иногда они пытаются вывести меня из равновесия, и я знаю, когда они собираются атаковать. Я пытаюсь сделать так, чтобы уйти с пути, в мыслях о маай. Когда они полностью вытянутся для атаки, я бью Go-no-Sen. Это также очень хорошее Seme, я думаю. Это то, что я пытался сделать во втором сражении на экзамене на 7-ой дан. Например, заставить соперника атаковать и когда он вытянется, ударить Go-no-Sen. Есть различные вариации Seme, но важная вещь состоит в том, что вы всегда контролируете. Проблема всегда в уме.

Почему вы так хорошо это объясняете? Это потому что у вас 7-ой дан или потому что вы усердно тренируетесь?
AB 3
Я не думаю, что это, потому что у меня 7-ой дан или потому что я усердно тренируюсь. Скорее всего, это потому что я в возрасте, и я становлюсь старше. Сейчас мне 40. Я проживаю вторую половину жизни. Возраст это важный фактор, потому что это ваш жизненный опыт, ваша зрелость как результат жизненного опыта, то как вы можете абстрагироваться от вещей. Когда вы молоды — вы раздражительны. Вы на все реагируете, вы пытаетесь всегда быть активными. Но когда вы становитесь старше, вы осознаете, что физически, а также умственно или духовно не можете быть все время чем-то поглощены. Когда вам 40, у вас есть семья, о которой вы беспокоитесь, есть работа, о которой вы беспокоитесь, у вас есть обязанности. Вы должны быть всегда в курсе, должны контролировать свои эмоции. Готовить себя к тому, что духовно, вы не всегда будете на линии огня. Это также связано с физическим аспектом. Когда вы становитесь старше, ваша скорость, сила, зрение ухудшаются. Это естественно. Я не люблю признавать это, но я могу вам сказать, что когда мне было 25, и я подворачивал ногу после тяжелых нагрузок, то боль проходила на следующий день. В настоящее время боль не проходит в течение недели и беспокоит меня. То, что раньше было небольшой травмой, сейчас продолжается длительное время. Обычный способ справиться с этим естественным ухудшением – вы должны находить способы сохранять свою физическую и душевную энергию. Это жизнь, мудрость. Даже когда вы пытаетесь сделать это с учениками, когда им двадцать. Они быстрые, атлетически одаренные, очень гибкие, они словно машины … Если вы пытаетесь с этим соревноваться, вы будете травмированы, повержены. Вам нужно приспособиться. Когда ваше зрение начинает ухудшаться, вы должны компенсировать это другими областями. У вас нет необходимости делать это, когда вы молоды. У вас есть скорость, вы можете на нее рассчитывать, чтобы атаковать. Это замечательно. Чем больше вы это делаете, тем сильнее ваше тело насыщается движениями и силой духа. Это очень важно. Так как когда вы становитесь старше, вы не можете делать это. Но вы можете придумать способы, как доминировать над своим соперником не рассчитывая на свою физическую силу, или ее недостаток. Самый простой и очевидный способ – контролировать себя с помощью силы ума. Это основано на вашем опыте. Вы сокращаете движения в уме и теле, вы избавляетесь со всего ненужного. Вы все упрощаете. Здесь ваше seme становится более сфокусированным. Если бы у меня всю жизнь было тело атлета, я бы все время пытался ударить соперника под каждым возможным углом и направлением. Но это невозможно, поэтому я должен развиваться. Из-за этой необходимости, если вы хотите продолжать заниматься кендо, вы должны развиваться таким образом. Тогда вы понимаете другой мир seme. И вы думаете, что это здорово, что если я сделаю так, он сделает то-то, но он знает, что я хочу сделать так, поэтому сделаю по-другому. И вы начинаете думать об ударе. Начинаете больше думать. Компенсировать этим свои недостатки. И только когда мне сорок, я начинаю понимать другой мир seme. Если вы посмотрите на молодых 8-х данов, 50-60 лет, они перешли на совершенно другой уровень. То, чего я еще не достиг, но уже сейчас могу понять, почему они так хороши. Это потому что они избавились от всего ненужного. Достигли полной концентрации. Без лишних движений.

Вы начали заниматься кендо, когда Вам было восемнадцать?

Семнадцать.
И после этого Вы вернулись в Новую Зеландию на некоторое время и создали клуб кендо. У Вас не было людей, которые бы тренировали учеников. И Вы снова вернулись в Японию. Сколько Вы там пробыли?
Во второй раз я был там два года.

Вы напряженно тренировались?

Да, во время второй поездки в Японию я ходил в Международный университет Будо в течение 7-8 месяцев. Также я тренировался в Намачи додзе и Сай Тама некоторое время. И в последнем году я ходил в Итами с Шувукан додзё. Также я тренировался один год у Цурумару-сэнсэя . Я занимался там не только кендо, но йайдо и нагината.
Вы усердно тренировались, когда были молоды. Пожалуйста, дайте совет тем, кто начинает тренироваться в среднем возрасте. Другими словами, никаких усердных тренировок как у молодых в кендо?
Большинство японцев начинают заниматься кендо в очень раннем возрасте. Они делают успехи в начальной, средней школе, в университете. И вы думаете, что это здорово, у них такой огромный опыт, нет ничего удивительного в том, что они хороши. Я считаю, что вы не должны так думать, потому что возраст – отличный уравнитель. Когда вы начинаете заниматься кендо в юном возрасте, вы занимаетесь «молодым кендо». Если вы начинаете заниматься кендо в начальной школе, вы занимаетесь кендо начальной школы, затем кендо средних классов, затем кендо старших классов. Когда вы молоды, вы очень атлетичны, вы в хорошей форме. Ваше тело способно очень быстро восстанавливаться. Вы можете совершать различные атаки издалека, и вы очень быстры.
Должно быть, это кажется невероятным людям, которые только начинают заниматься кендо в среднем возрасте. И вы думаете: «О, Боже. У меня никогда так не получится. Наверное, я никогда не достигну успеха в кендо». Но это неправда. Если вы начинаете кендо в пять лет, вы делаете удивительные вещи. Но когда вы взрослеете, постепенно, вы возвращаетесь назад к основам. Люди начинают с основ: мэн, котэ, до. Потом становятся более уверенными в себе и показывают соответствующее кендо. Но как я говорил ранее, когда вы становитесь старше, ваше тело не может больше с этим справляться и понимаете, что сильнейшее кендо – это мэн. Скорость при этом не важна. Вы можете увидеть сэнсэя, который просто наносит удар мэн и вы не понимаете, что произошло. Поэтому важной вещью, когда вы начинаете заниматься кендо в зрелом возрасте, является фокусирование только на правильной технике и работа над основами. Конечно, вы должны подталкивать себя, но не старайтесь подражать людям, которые вас в два раза моложе. Потому что они делают другое кендо. Если вы начинаете кендо в 30 лет, занимайтесь кендо для тридцатилетних. В 40 лет – для сорокалетних. До тех пор, пока вы делаете кихон правильно, вы будете очень сильны. Я знаю людей в Японии, которые начали заниматься кендо, когда им было 60 лет. Я не знал как с ними сражаться. Теперь у меня тоже есть преимущество – богатый жизненный опыт. Это очень важно для того, чтобы получить представление о кендо. Если у вас хорошее представление о кендо, у вас хорошее кендо. Поэтому, во-первых, не нужно думать о сложных техниках, научитесь делать хороший мэн, хорошее котэ, хорошее до и цки. Это основы. Убедитесь, что ваша техника прекрасна. Так как когда вы становитесь старше, вы осознаете, что кихон — это основа кендо. Я не думаю, что возраст может быть проблемой для тех, кто действительно хочет начать заниматься кендо.
Все знают басню о кролике и черепахе. Черепаха двигалась медленно, в то время как кролик был очень быстрым. В результате, кто добрался до цели первым? Тот, кто был решителен и дисциплинирован, который знает, что делает. Морально сильный, чтобы довести дело до конца. Вы должны мысленно двигать себя вперед, выходя за границы, но физически – это проблема.

Советы для сдачи экзамена

Что делает вас обладателем 6 или 7 дана?
AB-pass rate
На этот вопрос можно ответить на разных уровнях. Но самый важный: что вы должны сделать для 6-го дана? Что вы должны сделать для 7-го дана? Вы должны делать кэйко на уровне 6 дана (7 дана). Если на экзамене вы пытаетесь сделать что-то отличное от того, что обычно делаете, из-за того что это экзамен, вы не сдадите. Это неестественно, не является частью вашего кендо. Это будет выглядеть как неестественное. Вы должны показать экзаменаторам, что вам полностью комфортно в том, что вы делаете. Это означает, что конечно вы должны показать хорошее сильное кендо. Будь это экзамен, тренировка, сиай, это должно быть одно и то же кендо. Для меня хорошее кендо – это хорошее камаэ перед, во время и после удара. Это означает, наносить удар от ног, а не от верхней части тела. Это означает, что вы должны быть уверены. Когда вы наносите удар от верхней части вашего тела, вы стараетесь ударить, чтобы не только нанести удар, но и защититься. Когда вы ударяете от ног, вам может казаться, что вы открыты, но это удар сильного seme. Потому что противник неожиданно понимает, что он находится в «точке разлива» и это для него полная неожиданность. И затем вы наносите удар. Помимо хорошей стойки для удара и хорошего положения тела после удара, еще один аспект – это дистанция, maai. Когда вы молоды, вы может бить издалека. Нужно быть способным ударить с такого дальнего расстояния, с которого можете. Но при этом нужно сохранять правильную осанку. Это то, о чем я пытаюсь помнить в моем ежедневном кэйко. Поэтому это становится естественным даже на экзамене.

Как вы понимаете, что ваше кендо такое, каким оно должно быть?

Я думаю о выдающихся людях вокруг меня, на которых я смотрю и создаю образы в своих мыслях. Я точно не знаю, показывал ли я кендо 3-го дана, когда у меня был 3-й дан. Я думаю, что это естественный ход вещей. Аттестация и экзамены … иногда вам везет и вы сдаете, иногда вы должны сдать, но вам не везет.

Какова ваша стратегия получения 7-го дана?

Интересно, на экзамене на 7-ой дан, который проходил недавно, все было иначе для меня, не так как на предыдущих экзаменах. Я не особо волновался. Я даже не думал о нем. Я знал, что очень сложно сдать экзамен на 7-ой дан с первого раза, и у меня не было ожиданий на этот счет, если честно. Мне было все равно. Я пошел туда, потому что хотел получить опыт. И я сдал. Причина, по которой я сдал в том, что я не думал «7-ой дан, я должен показать свое лучшее кендо. Я должен сдать». Я просто пришел и сделал кендо, который всегда делаю. И согласно экзаменаторам, это было кендо уровня 7-го дана. Аттестация сложна, она имеет разное значение для разных людей на разных стадиях кендо. Некоторые люди фокусируются на том, чтобы получить 7-ой дан, это дает им мотивацию для того, чтобы продолжать тренироваться каждый день. На экзамене на 7-ой дана я не думал об этом, ты все равно сдашь его однажды, рано или поздно. Я просто чувствовал, что способен показать мое кендо, которое я всегда показываю. Я не о чем не переживал. Мой подход в этот раз был совсем другим. У меня вообще не было подхода. Я увидел одного из экзаменаторов, Такаси-сэнсэя, на следующий день. Он сказал мне, что когда он принимал у меня экзамен, я выглядел очень естественно, на меня было приятно смотреть. Когда он мне это сказал, я почувствовал, что счастлив, что получил 7-ой дан. Потому что если вы заставляете экзаменатора чувствовать, что вы показываете хорошее кендо, это значит, что вы на должном уровне и все что вы делали на тренировках – верно. Конечно, оно никогда не будет идеальным. Но я знаю, всё что я делал – это не удача, это тяжелая работа и фокусирование на нужных вещах. Неожиданно, я понял, что достиг определенного уровня в кендо. Что дальше? Остается только 8 дан. 10-летний период. Я впервые осознал, что сейчас моя обязанность перед собой и другими людьми состоит в том, чтобы показать все свои навыки, развить лучшие качества, которые есть во мне. Исключить все слабости, которые у меня еще есть. Попытаться достичь вершины. И у меня осталось ВСЕГО 10 лет, перед тем как я смогу начать сдавать этот экзамен. Если даже подготовка к 7-му дану была другой, сейчас я должен составить 10-летний план, как получить максимум из того, что у меня есть от своих учителей, от своих учеников. Постараться достичь высот в плане техники. Сдам я экзамен на 8-ой дан или нет … Очевидно, что я должен быть уверен в том, что делаю. И я знаю, что я на верном пути. Но также я знаю, что мысли о 8-м дане помогают мне быть честным. Оценки имеют разное значение для разных людей в различные времена. Когда я получил 1-й дан, мне нужен был сувенир, чтобы взять его с собой в Новую Зеландию. Сейчас я думаю, как заставить себя показать свое сильнейшее кендо. Я должен противостоять «хорошему, плохому, злому» в своем лице, чтобы перейти на следующий уровень кендо. Когда мы говорим о данах и о том, что нужно сделать для того, чтобы получить дан, это очень индивидуально и зависит от дана и от самого человека.

 

 

Оригинал на английском

—————————————

Оригинал перевода (часть 1)
Оригинал перевода (часть 2)

Благодарим за перевод статей наших друзей из Федерации Кендо Новосибирской Области.