Ещё один взгляд на ката-кейко

В нашем клубе действует факультатив по Дайто-рю Айкибудо, заметка предназначена прежде всего его участникам, но может быть интересная и тем, кто просто пытается лучше понять методику ката. Пользуясь случаем, напоминаю, что факультатив открыт для всех желающих из всех клубов от 1-го дана кендо.

На прошедшем недавно семинаре Андрея Солодовникова (Renshi, 6 dan AJKF), рассматривалась методическая схема формирования навыков в кендо. Говорилось о том, что такая пирамида должна выстраиваться снизу вверх на каждой тренировке, и изъяны в нижних частях пирамиды неизбежно приведут к неэффективности в более высоких этажах, и, в конечном итоге, в поединке.

Если в методике кендо эти три этажа просматриваются достаточно легко (специальная физическая подготовка, отработка техник, свободные тренировочные поединки), то в корю дзю-дзюцу зачастую нижнего и верхнего этажей может не хватать и многие практикующие концентрируются исключительно на отработке приёмов. Я считаю это серьёзной проблемой, требующей исправления, благо все возможности для этого у нас есть, надо лишь увидеть их.

Итак, начнём с первого этажа, с базы. В кендо, по сути, это генерация усилия. Подготовка, концентрация и выплёскивание энергии, которая с помощью следующего этажа (техники) реализуется в эффективном ударе или ином техническом действии.

Загвоздка в том, что ката Дайто-рю, как правило, требуют от тори действовать без усилия. Откуда же тогда брать энергию для первого этажа? Ответ прост: из усилия атакующего противника, укэ. Я полагаю, что навыки восприятия и перенаправления энергии атаки противника это и есть фундаментальная основа пирамиды в дзю-дзюцу. Часть её составляющих совпадает с тем, что мы развиваем в кендо: расслабленность, координация и т.п. часть может использоваться значительно меньше, например физическая сила, часть в кендо отсутствует: работа с захватом, специфические перемещения и вращения тела и т.п.

Самое важное: этот этап полностью теряется, если атакующая сторона не использует силу. Невозможно научиться перенаправлять силу противника, если её нет. С этой точки зрения, слабые атакующие действия делают всё дальнейшее бессмысленным. Атаки при отработке не обязательно должны быть максимально сильными и быстрыми, но даже при медленной отработке они должны давать энергию для дальнейших действий тори.

На следующем этапе, на технических действиях или приёмах я подробно останавливаться не буду, этому и так уделяется достаточно много внимания. Упомяну лишь, что теперь нам становится особенно важно следить, чтобы полученная от атаки укэ энергия не терялась: не “упиралась” в остановки движения, и чтобы эти потери не компенсировались чрезмерным применением физической силы тори.

Что же касается последнего этапа. “Умное действие” в кендо это прежде всего взаимодействие с противником в поединке. Анализ его действий, выбор и выполнение собственных действий в зависимости от состояния и действий противника. В поединке мы можем эффективно учиться этому, поскольку противник указывает нам на наши ошибки атакуя или делая плохо выполненную вадза не эффективной. Что же делать в ката-кейко, где противник условен и выполняет предписанные ката действия?

Я считаю, что “умность” действий в ката Дайто-рю должна выражаться в постоянном анализе своего состояния и состояния партнёра обоими участниками, и в случае обнаружения ошибки, на неё следует немедленно указать. Например, если укэ чувствует, что тори потерял контроль, не вывел из равновесия, неэффективно выполнил болевой приём, то он не должен поддаваться, закрепляя тем самым, ошибочный навык тори. В свою очередь, если тори чувствует, что укэ “упёрся”, и явно мешает правильно выполнить предписанные ката действия, то он должен поправить укэ, или, при должном навыке, перейти на альтернативную технику.

Только собрав все эти три этапа, в том же порядке в котором мы собираем их в кендо (генерация усилия, техника, взаимодействие), мы получим целостную методическую схему и каждое выполнение ката превратиться в своего рода мини-тренировку. Отсутствие любого из этапов, на мой взгляд, делает методику ката неполноценной. Так же как в кендо, изъяны в фундаменте не позволят выстроить более высокие этажи наиболее эффективным образом, но и без верхнего этажа, все предыдущие становятся лишь сложнокоординированной физкультурой.

Антон Федотов