Этика в контексте развития в Будо

Изучая боевые искусства мы сталкиваемся с разными препятствиями, физическими и не только. Преодолевая трудности, мы становимся сильнее и лучше, в самых разных смыслах. Я хочу поговорить об одной из трудностей, на которую часто обращают мало внимания. Однако, чтобы картина получилась целостной, начну с упоминания более очевидных вещей. Я перечислю сложности с которыми мы сталкиваемся в довольно произвольном порядке, совершенно не обязательно коррелирующим со стажем занятий.

Прежде всего, очевидно, это предел личных физических возможностей. Долго говорить тут не о чем, отмечу лишь, что человек не сумевший преодолеть это препятствие вовсе не обязательно бросает занятия (то же относится и к препятствиям, о которых я напишу дальше). Вполне можно годами тренироваться вполсилы, ни разу не выйдя за свой предел. Особого роста конечно не будет, но поддержание формы — почему бы нет. Если мы не преодолеваем серьёзные физические трудности, то стоит задуматься, а достаточно ли усердно мы тренируемся?

Разумеется, все мы сталкиваемся и с психологическими проблемами. Развитие смелости, силы воли, стрессоустойчивости, способность сохранять спокойствие в бою — всё это очевидные вещи.

Реже вспоминают об интеллектуальных трудностях. Хорошо, если есть сэнсэй, способный ответить на любые вопросы, но, лично я таких не встречал. Чем более глубокие аспекты боевого искусства мы изучаем, тем больше приходится думать своей головой. Как известно, что тренируем — то умеем.

Рано или поздно каждый сталкиваться с необходимостью учить других. Даже те, кто не ведёт тренировки должны уметь быстро и доходчиво объяснить неопытному партнёру, что от него требуется. Я выношу педагогические трудности в отдельный пункт. Этому тоже приходится учиться.

В принципе, любой обычный человек с улицы обладает какими-то базовыми навыками в каждой из этих сфер. Можно прожить вполне нормальную жизнь обычного человека ничего не меняя, но Будо — это для тех, кому мало быть обычным человеком. Я убеждён, что для гармоничного развития нужно работать над каждым из перечисленных аспектов, и развитие обязательно означает преодоление препятствий. Если в процессе практики мы не боремся с физическими, психологическими, интеллектуальными или педагогическими проблемами — это повод забеспокоиться.

Но, это ещё не всё. С первых лет тренировок мы, так или иначе, сталкиваемся с этическими трудностями. Это один из наиболее сложных моментов, потому что развитие этичности в современном мире не даёт таких явных преимуществ как развитие силы или, например, интеллекта. В чём выражаются эти этические трудности? Простейший пример — способность помогать в додзё другим, пусть и в ущерб себе. В бою — добить или пожалеть противника? Нанести “нечестный” удар ради победы или проиграть, сражаясь честно? Ещё тяжелее проблема этики проявляется при судействе, участии в аттестационных комиссиях, в общественной жизни додзё и всего будо-сообщества. Но если вы думаете: “да что в этом сложного, разве трудно просто поступать как считаешь правильным?” то вынужден расстроить. Жизнь всегда сможет поставить перед нами такую этическую проблему, для которой не найдётся простого решения.

На мой взгляд, в вопросах этики, как и в других аспектах, если мы не сталкиваемся с трудностями, то это тоже серьёзный повод забеспокоиться. Легко поступать в таких ситуациях как поступил бы любой нормальный человек, но Будо — для тех кому мало быть нормальным… Поступить в сложной физической, психологической, педагогической, в любой ситуации лучше, чем поступил бы обычный человек это то, ради чего тренируюсь лично я. Также, я ставлю перед собой задачу становиться лучше и сильнее в ситуациях этического конфликта. Преодолевать трудности, ошибаться, но расти.

Я не хочу никому навязывать эту идею. Путь развития — личный выбор каждого человека. Добавлю лишь, что как я слышал, нельзя стать 8-м даном кендо не будучи высоко этичным человеком. Общение с 8-ми данами, кажется, подтверждает эту мысль. Конечно, никому из нас 8-й дан не грозит, но я не считаю это поводом не думать об этическом аспекте развития с самого начала занятий.

P.S. Есть мнение, что помимо перечисленных мной сложностей, в Будо есть ещё как минимум один принципиально важный аспект личностного развития. Но, об этом как нибудь в другой раз.