История кирикаэси

Нагао Сусуми, профессор университета Мэйдзи
Опубликовано в Kendo Nippon, янв. 2011
Источник: https://budo-world.taiiku.tsukuba.ac.jp/en/2017/02/11/%E5%88%87%E3%82%8A%E8%BF%94%E3%81%97/

Перевод на английский: Kendo World
Перевод на русский: Антон Федотов

Когда кирикаэси было включено в практику кендо?
Почему делается четыре диагональных удара вперед и пять назад?

Кирикаэси и какари-кейко пришли из практики школы Hokushin Ittō-ryū называемой “учикоми”. В книге Chiba Shūsaku сэнсэя Jikiden Kenjutsu Meijin-hō (1884) есть следующий пассаж:

“Учикоми не популярно в других школах. Если вы действительно хотите улучшить вашу технику кендзюцу, без учикоми вы не сможете это сделать. Начинающим в нашей школе не разрешается участвовать в поединках. Всё что они делают это учикоми в течении года или более. … Касательно этой практики, вы можете очень хорошо научиться быстро и мощно атаковать голову противника последовательностью ударов справа и слева, или атаковать голову по центру, или атаковать корпус (dō) с обеих сторон, справа и слева.”

И далее: “Мотодачи не должен просто стоять принимая кирикаэси. Он должен искать возможность нанести ответный удар мэн или котэ, так что оба партнера стремятся атаковать друг друга.” Из этого можно сделать вывод, что учикоми в этой школе было дисциплинарным методом тренировки сродни кирикаэси и какари-кейко. Если это так, оно должно было быть весьма тяжелым и суровым.

Самый распространённый вариант кирикаэси сегодня состоит из прямого удара мэн, затем боковых ударов мэн (начиная с левой стороны мэн оппонента) по четыре удара вперед и пять назад. После последнего удара атакующий продолжает двигаться назад разрывая дистанцию (маай), затем устремляется вперед с ударом мэн, повторяет ту же последовательность и заканчивает прямым ударом мэн.

Однако, как объясняется в Kendō Shidō Yōryō и Kendō Kōshūkai Shiryō, это вариант для новичков. Поясняется также, что практикующий должен быть более свободен в действиях, в зависимости от уровня увеличивать количество боковых ударов насколько хватает дыхания, врезаться друг в друга и так далее.

В книге Kendō (1915) Takano Sasaburō пишет: “Вы должны постоянно практиковать кирикаэси”, и дает пояснения, чтобы описать какие результаты это приносит:

“Кирикаэси — важнейший элемент практики для изучения кендо. Вы научитесь проворно двигаться вперед и назад, влево и вправо, ваше тело, руки и ноги станут сильнее, движения свободнее, ваши навыки дыхания улучшатся. Ваши атаки станут более точными и внезапными, сила духа и сила тела объединятся, излишняя сила уйдёт, а люди с недостатком силы станут сильнее. Энергия в правой и левой частях тела выравняются, удары со стороны омотэ и ура станут идентичны, вы сможете молниеносно выполнять техники, улучшите выносливость и силу духа.”

Также он пишет о том, как выполнять кирикаэси: “Быстро наносите удары мэн вперёд и назад поочередно, решительно вкладываясь в каждый удар, без остановки, пока хватает дыхания. Удары должны быть большими и быстрыми, руки и ноги скоординированы, сознание и дух синхронизированы с мощными ударами. Когда ваши руки устали или дыхание закончилось, поднимите руки над головой, вытяните вперед, сделайте шаг и бейте с криком “мэн!” столько, сколько необходимо. Затем вы сможете отдохнуть.”

Таким образом, изначально в кирикаэси не ограничивалось количество ударов. Важнее было наносить решительные удары с синхронизированными сознанием и духом до тех пор пока руки способны двигаться и есть дыхание. Только так возможно воспитать фундаментальные навыки, которые помогут практикующему справиться с трудностями на пути.

Однако, в наше время, в процессе внедрения будо (включая кендо) в систему военного и школьного обучения, количество ударов в кирикаэси для новичков было лимитировано. В Budō Kyōhan (1895) авторства Kumamoto Jitsudō кирикаэси описано в главе “Kiso Enshū Dai-ikkyō; Uchikomi”. Там объясняется, что следует атаковать мэн оппонента поочередно справа и слева семь раз двигаясь вперед до седьмого удара слева (не окури аси, а аюми аси, как при обычной ходьбе), затем сделать большой шаг назад подготавливая последний удар. Также детально описывалось как укетэ (прим. пер.: то же что “мотодачи”) должен принимать удары. Похоже, современное кирикаэси с фиксированным количеством ударов сформировалось из этого метода тренировки, созданного для новичков.
Takano Sasaburō ввёл метод быстрых поочередных ударов в своей книге Kendō. В отношении кирикаэси, которое практиковал в юности, он пишет:

“Кирикаэси в нашей школе (Ittō-ryū Nakanishi-ha) состояло не из поочередных ударов слева и справа. Мы делали серии мощных ударов с одной стороны, а затем с другой. Не было определенного количества ударов с каждой стороны. Мы использовали деревянный меч и не надевали мэн. Я мог делать такой тип кирикаэси даже с закрытыми глазами. Однако, если вы хотите делать три удара с одной стороны а затем четыре удара с другой, будьте осторожны чтобы избежать травм.” (Budō Hōkan, 1934)

Тренироваться таким образом с использованием деревянного меча в наше время немного сложно, но, принимая во внимание важность кирикаэси для “оттачивания техники удара и перемещений вперед и назад”, и тренировки практикующих (включая мотодачи) в способности быть ментально готовым в поединке будто это поединок “на настоящих мечах”, возможно такой метод заслуживает повторного рассмотрения.

От переводчика на русский. Разные варианты кирикаэси: