Каэси-до, Сутэми, Кихаку и Су-Ха-Ри

Очередные главы из книги Джеффа Салмона (Geoff Salmon)

«Каэси до»

Большинство людей, которые практикуют кендо со мной, знают, что я люблю вадза «каеси до». Хорошо её выполнять — непростое дело. Честно говоря, я видел не много кэндока ниже 4-й дана, которые делают её успешно.

How could we play the kaeshi dou?
Posted by 林益誠 on 7 декабря 2015 г.

«До» — сложная техника. При правильном тюдан-но-камаэ редко возникает «суки» для «тобикоми до». «Хики до» работает, если ваш противник защищает «мэн». Некоторые молодые соперники хорошо проводят «гяку до». Наиболее распространенным успешным применением «до» является  «одзи», «нуки» или же «каеси до». Я предпочитаю «каеси до».

Существует ряд факторов, которые являются ключевыми для проведения успешного «каеси до»:

  1. убедитесь, что вы применяете технику с атакующим ки (с движением вперёд);
  2. не ждите пока ваш противник ударит «мэн», а бейте с опережающим таймингом;
  3. убедитесь, что ваша осанка правильная, но равновесие стоп смещено немного вперед;  
  4. блок и удар должны быть одним непрерывным движением;
  5. острие вашего синая должно быть направлено вперед (не наверх и назад);
  6. ударьте «до» находясь перед противником, а затем двигайтесь по диагонали вправо с «дзансин» (не бейте после того как сместились вправо);
  7. держите левую руку в центре тела напротив тандэн и ослабляйте хват руки после тэноучи только когда уже  двигаетесь по диагонали вправо;
  8. убедитесь, что вы попали точно в «до бу», а не только коснулись кэнсэн передней стороны «до»;
  9. важен правильный «хасудзи»; нижняя пластина синая и цура должны быть под углом 45 градусов к поверхности «до бу»;
  10. также важны вытянутые вперёд руки и правильный маай. Атакующий ум является наиболее значимым из всего перечисленного выше. Заставьте противника атаковать на ваше сэмэ.

Wonderful kaeshi Do !

Posted by Makoto Kendo Messina on 16 октября 2015 г.

Успешное «каеси до» требует длительной отработки, но как же здорово, когда оно вам удается!

Объяснение «Су-Ха-Ри»

В некоторых федерациях кендо при сдаче экзамена на 3-й дан и выше необходим письменный тест. Рассмотрим концепцию «Су-Ха-Ри». Многие кэндока знают, что «Су — это следование за учителем», «Ха – уход от обучения у других» и «Ри — закрепление своей собственной техники». Есть широкий спектр интерпретаций этой концепции. «Су» является стандартным понятием. «Ха» различается в понимании от поиска нерегулярной помощи у сэнсэев из других додзё, до ухода, после того, как вы превзошли своего учителя. «Ри» означает, что развиваться становиться всё труднее. Необходима разработка собственной методики тренировок и работа над постижением «мусин». В некоторых других боевых искусствах будока, находящиеся на этой стадии развития, открывают свои собственные школы. Я впечатлен людьми, которые в свои, допустим, 30 лет достигли очень высокого уровня. Но это бывает крайне редко в кендо. Немногие из нас чувствуют, что могут достичь состояния независимости, описанное в последнем значении «Ри». Как и большинство вещей в этой жизни, реальность куда менее предсказуема, чем теория. Когда именно вы достигните «Ха», зависит от уровня вашего инструктора, личных врождённых способностей, а также глубины ваших отношений. Большинство людей постепенно расправляют свои крылья, общаясь с другими учителями и обретая новые идеи на семинарах и во время поездок в другие «додзе». Те, кто практикует спортивное кендо, обычно посещают национальные командные тренировки и учатся у тех тренеров, которые могут направить их к победам на соревнованиях. Стремление оградить кохая от влияния других учителей это всего лишь демонстрация неуверенности в себе. Лично я считаю, что если кендока начал свою практику, то он должен пытаться узнать как можно больше. Есть мнение, что хорошо иметь только одного сэнсэя или сэмпая, чьим кендо вы восхищаетесь; кто сможет дать вам совет, основанный на глубоком знании именно вашего кендо. Однако, процесс совершенствования в кендо является взаимным. Мы учимся как у старших коллег, так и у младших. И если нам повезло, мы должны быть в состоянии учиться у всех. В Европе сейчас становится все труднее заниматься со старшими, если вы достигли уровня 6 или 7 дана. Поэтому крайне важно для развития посещать семинары, совершать поездки в Японию, чтобы практиковаться с сильными сэнсэями и быть уверенными, что ваше кендо продолжает свой рост. Прошу вас, спросите меня еще раз о «Ри», если я сдам на 8 дан.

«Кихаку»

Я пытаюсь восстановиться после четырех дневных и пяти вечерних кэйко с сэнсэями Суми, Уегаки, Тасиро и Мори. Мы только что закончили ежегодный семинар с Суми-сэнсэем  и в последний день было отчетливо видно улучшение уровня кендо всех участников. Мы провели экзамен до 5-го дана включительно и (впервые в моей практике) 100% кандидатов прошли. Много внимания было уделено правильной работе ног. Но наибольшее развитие в кендо у каждого участника было получено через работу с «киай». В Великобритании мы не можем научить начинающих правильному дыханию и сильному «киай». А «киай» имеет большое влияние на способность правильно закончить любую «вадза». Если поставлено правильное дыхание, то техническая сторона дела, как правило, получается сама собой. В идеале, вы должны вдыхать резко и удерживать воздух в животе. Затем выпускать небольшое количество этого воздуха в виде «киай» или «какэгоэ» прежде, чем войдете на расстояние для удара. Затем нужно выдохнуть оставшийся воздух резко, создав громкий «киай» в точке удара. Разница между кендо с правильным дыханием и без, похожа на сравнение боя между двумя профессиональными боксерами в супертяжелом весе и матчем дружеских пощёчин. Когда мы становимся старше и двигаемся вверх по лестнице «дан», то «киай» (более уместно «кихаку» — прочность нашего духа) становится все более важным. Мощь мышц уменьшается. Мы должны прибегнуть к силе нашего ума и духа, чтобы создать «суки», когда совершаем атаку. Смотря на таких людей как Суми-сэнсэй, у которого я имел честь учиться в течение многих лет, вы можете увидеть эту трансформацию. 20 лет назад я боялся просто скорости его атаки. В настоящее время она пронизана всей силой его «ки». Возвращаясь к вопросу «киай»: каков лучший способ тренировки? Ответ прост: классический «кирикаэси» на два выдоха. Потом попробуйте такой вариант: вдох диафрагмой, «какэгое», «шомэн» и пять «йоко мэн» с «киай» без повторного вдоха. Затем снова «шомэн» и семь «йоко мэн». Затем снова «щомэн». Если вы сможете сделать это, пройдите эту последовательность на одном дыхании. Трудно! Но это очень сильно изменит ваше кендо.

Оригинал статьи

Сутэми и Шишин

Большинство практикующих кендо слышали термин «sutemi». Несмотря на то, что обычно он переводится как «самопожертвование», буквальный его смысл — «выбросить семя». Речь о поэме, описывающей конский каштан в быстро движущемся потоке реки. Если бросить его целиком, он утонет. Если убрать семя, оболочка будет плыть по течению.

В кендо сутэми означает стопроцентную отдачу себя атаке, не опасаясь последствий. Шишин, с другой стороны, это состояние, в котором ум сосредоточен на конкретном аспекте вашего кендо или кендо оппонента, что делает невозможным свободное движение тела, спонтанную реакцию. Сутэми рассматривается как желательный элемент в кендо, а шишин — нет. Правильный «тобикоми мэн» – это практическая иллюстрация сутэми. Мы входим на дистанцию для удара и бросаемся вперед с полным духом, не думая ни о чем, кроме удара мэн. Если наш оппонент уходит или наносит встречный удар, это не имеет значения. Как только вы начинаете технику, вы должны завершить её со всей своей энергией.

В утикоми-кэйко или какари-кэйко легко принять позицию «делай или умри». В сиай или дзикэйко — труднее. Очень часто мы беспокоимся о реакции оппонента на нашу атаку. У некоторых людей это вызывает обычный страх. У других приводит к остановке в середине техники, чтобы не проиграть иппон. Я терпеть не могу эту «остановку» в кэйко у своих учеников. Она не только подавляет многие потенциально успешные «сикакэ ваза» в самом начале, но также лишает противника возможности практиковать свои «одзи ваза». Многие люди придерживаются мнения, что смысл сиая в том, чтобы не проиграть, но на самом деле смысл в том, чтобы выиграть! Можно утверждать, что это одно и то же, однако я категорически не согласен с этим. Стремление к победе состоит в том, чтобы мужественно использовать любую умственную и физическую возможность для атаки. В кэйко мы говорим о utte-hansei, utarete-kansya (уттэ-хансэй-утарэтэ-канся); (размышление над тем, как мы нанесли успешный удар и благодарность за то, что нам указали на ошибку, нанеся удар). Это не значит, что мы мазохисты, а значит, что мы учимся у нашего оппонента так же, как изучаем самого себя.

Конечно, не надо начинать каждое кэйко с пораженческим настроением. Наша цель нанести удар первым или сломать нападение противника успешной «одзи ваза». Но способность сделать это рождается только из духа атаки, с которым мы приходим в додзё перед началом тренировки.

Оригинал статьи

Создание возможностей для удара

Меня попросили систематизировать идеи по созданию возможностей для атаки. В кендо это проторенная тропа и не требует творческого подхода. Это больше вопрос знания того, что наши предшественники говорили и писали на эту тему. Весь спектр возможностей нападения в кендо суммируется в Sansappo (или Sansatsuho), что переводится как «три метода».

К ним относятся:

Кэн во коросу — убить меч

Вадза во коросу — убить технику

Ки во коросу — убить дух

Эти термины звучат непонятно. Разберёмся. Ки во коросу это — сэмэ. Используя все свое тело и, что более важно, свою духовную силу (kizeme), вы решительно входите в пространство соперника и разрушаете его душевное спокойствие, создавая возможность для атаки. Кен во коросу — вы ломаете его камаэ при помощи синая. Основные способы сделать это: хараи, осаэ, учиотоши и маки вадза. Эффективно изгибайте, толкаете, сбиваете или выкручиваете его синай. Оставьте центр открытым для нападения. Вадза во коросу охватывает весь спектр «одзи ваза». Вы заставляете его атаковать на своё сэмэ, предлагаете воспользоваться возможностью. Спровоцировав, уничтожьте его технику и победите своей собственной. Для этого вы можете выбрать из своего набора техник дэбана, суриаге, каеси или нуки. Что именно вы используете зависит от того, как далеко зашла его атака. «Дэбана ваза» используется когда он только начинает свою атаку. «Суриагэ вадза», когда его синай уже движется вниз, а техники каэси и нуки (в идеале), когда его удар почти у цели.

Тайминг «сэн-сэн но сэн» и тайминг «го но сэн» одинаково эффективны. Нанесите удар раньше вашего противника, когда он только начинает наносить удар, или же после того как он уже начал свою атаку. Еще один способ — поставить себя на место соперника. В этом случае его «ши-кай» (четыре болезни: удивление, страх, сомнение и смятение — кё, ку, ги, ваку) могут быть использованы вами самим в качестве возможностей для атаки.

Задача не понять теорию, а применить её на практике. Пожалуйста, давайте продолжим тренироваться дальше!

Оригинал статьи

Перевод  В. Синяков

Благодарим за перевод статей наших друзей из Федерации Кендо Новосибирской Области.