Как кендо продлевает жизнь

Восприятие времени субъективно, это, думаю, все знают. В рабочие будни дни мелькают, в интересном путешествии кажется, что неделя это целая жизнь. У меня есть хороший тест, удался ли поход: если в конце похода я с трудом могу вспомнить как он начинался — значит поход хороший.

Основные субъективные, но вполне ощутимые параметры, это плотность и яркость впечатлений на единицу времени. То что в детстве годы кажутся длиннее чем во взрослой жизни — явление того-же плана.

Какое отношение это имеет к кендо? Сейчас объясню. 

В первые дни занятий для нас всё было внове, несколько первых тренировок были приключениями, но очень скоро начинающим становится скучно. Мы повторяем одни и те же движения, почти без разнообразия. Выдерживают это немногие, ведь даже через годы ситуация может не измениться.

Конечно, очень мало шансов, что скучающий на тренировках человек будет заниматься долго. Слава богу, в кендо есть достаточно интересного чтобы не скучать, например поединки, но поговорить я хотел не о том, что очевидно не скучно, а о том, что обычно нескучным не кажется.

Например субури — мы делаем их ежедневно сотнями, казалось бы, что может быть в них интересного? Или отработка кихон: хорошо заметно, что многие просто пропускают кирикаэси и оки-мэны мимо сознания чтобы побыстрей перейти к вадза и дзикейко. Конечно, это довольно естественно и понятно, и я не буду говорить о том плохо это или хорошо, вам самим решать. Важно, на мой взгляд, другое.

Скука всегда связана с потерей ощущения новизны и всё однажды перестаёт быть внове, даже дзикейко, даже сиаи на соревнованиях. В тот день, когда всё кендо станет привычным и скучным — можно будет с ним попрощаться. Как этого избежать? Ответ содержится в самом кендо.

Начнём с конца, с дзикейко: здесь нам всегда есть над чем потрудиться, и даже отточив технику до автоматизма, мы можем работать над взаимодействием с противником, а оно всегда разное, над своими внутренними ощущениями, развивать навыки предчувствия атаки, пытаться понять что такое кидземе и айки, мусин и фудосин и как их использовать. Тут интересной и совсем не скучной работы на десятилетия вперёд! И даже если ограничиться техническими аспектами: быстрые прямые атаки и стандартные одзи-вадза это ещё не всё кендо! Как насчёт маки-вадза, например? Со стороны омтэ и со стороны ура? А маки-вадза из цуба-зариай? Как насчёт кататэ-вадза? Как насчёт сэйган- и гэдан-но-камаэ? Как насчёт целых миров дзёдан и нито? Скучно не будет!

Но вернёмся с небес на землю. Кроме дзикейко на тренировках мы делаем много всего более скучного… но скучного ли? К примеру кирикаэси. Кроме стандартного “экзаменационного” варианта кирикаэси есть ведь ещё спортивный вариант, есть до-кирикаэси, мэн-до-кирикаэси, котэ-мэн-до-кирикаэси и т.п., есть требование выполнить кирикаэси на два выдоха, а как насчёт всего кирикаэси на один выдох? Это вполне реально, но что надо сделать со своей техникой, телом и дыханием для этого? Чему можно научиться в результате? Как это потом использовать в бою? Огромное поле для поисков и исследований. И даже в стандартном кирикаэси: как удерживать в центре левую руку не напрягая плечи? Как использовать синхронизацию с ногами на саю-мэнах чтобы полностью расслабить плечевой пояс? А наносить каждый удар как иппон при этом получается? Если человеку скучно делать кирикаэси — это не вина кирикаэси, просто этот человек, видимо, лишён здорового любопытства.

Вы уже наверное поняли, что в кирикаэси, в вадза и даже в кихон — есть место “приключениям духа”. Если делать их не на автомате, а осознанно, задавая самому себе вопросы и искать ответы — скучно не будет. А что насчёт субури? Вот уж это через 5-7 лет тренировок должно быть скучным, просто элемент разминки… Но так ли просты субури? Если уже стало легко делать в общем темпе, то почему бы не ускорить замах и удар потратив отыгранную секунду на фиксацию удара в конце и проверку положения тела и рук? А отследить само ускорение от неспешного замаха к максимальной скорости в конце и заставить ноги работать с тем же ускорением? Добиться абсолютно чёткой фиксации меча в конце? Мгновенно расслабить руки после этого? Какие мышцы при этом работают? Может быть задействованы лишние, может мешают мышцы-антагонисты? В теле человека 640 мышц: как насчёт, например, подлопаточных мышц? Вы их используете? А мышцы лица? В уверены что они расслаблены? Хорошо… а теперь всё то же самое в хаяку-субури :о) Каждый мах меча станет маленьким приключением!

Приключения. Помните что я начал с восприятия времени? Когда наша жизнь полна приключений — время растягивается. Чем больше наша жизнь наполнена приключениями тем субъективно дольше мы живём! Скука и привычность съедают время жизни. Так давайте же делать наши тренировки нескучными! Не надо для этого менять их структуру: разминка, субури, кирикаэси, кихон, вадза, дзикейко, ката — только наше восприятие определяет что это: надоевшая рутина или ежедневное приключение!

Я не знаю много ли среди читателей таких же фриков как я, которые не могут прожить ни одного дня не думая о кендо… Но если вы относитесь к ним — мои поздравления: ваша тренировка не ограничивается спортзалом. Путешествовать в поиске приключений можно и сидя в кафе, если сознание при этом продолжает поиск.

Мы, кендоки, знаем простое правило: что тренируем то и умеем. Если постоянно тренировать этот поиск приключений, внимательность к себе и к происходящему вокруг, постоянное чувство новизны, то ведь можно научиться относиться так не только к кендо! Любое занятие, любой момент жизни можно превратить в долгое и интересное приключение, наполнить осознанностью и смыслом, растянуть во времени в разы… Конечно, обычный человек — сторонний наблюдатель, вряд ли заметит и поймёт, что субъективно вы живёте гораздо дольше чем он… разве что по странной улыбке на вашем лице что-то заподозрит :о)

Антон Федотов