Кендо для посторонних

Антон Федотов

С чего всё началось?

Эта история началась несколько веков назад со старых школ фехтования. Тех самых, которые в самурайских фильмах показывают. Самой необычной для нас особенностью японских школ в период расцвета было то, что многие из них не полагались только на физические навыки бойца, а активно исследовали вопросы психологии боя, сознания, восприятия, невербальной коммуникации и т.д., используя доступные для того времени методы, например дзэн, но не будем забегать вперёд, к этому мы ещё вернемся.

Надо сразу заметить, что своих вершин классические японское фехтование достигло вовсе не в военное время, а в относительно мирное. Это вполне логично: на войне новобранцев надо готовить быстро и вкладывать годы в мастерство человека, который завтра погибнет смысла нет. Так что всё, что мы видим в самурайском кино это, как правило, либо дуэльное фехтование либо уличные разборки “мирного” времени.

И всё было хорошо, самураи несколько веков резали друг друга, постепенно оттачивали мастерство в этом непростом деле, пока в 1853 году на горизонте не появились “Чёрные корабли” коммодора Перри и средневековая Япония не закончилась. Вместе с ней закончились и привилегии самураев, в том числе право открытого ношения мечей. Как это не раз происходило в других странах, традиция дуэльного фехтования в этот момент могла бы тихо умереть, но, к счастью, история пошла иными путём.

Итак, у мастеров фехтования начались проблемы: им стало нечего есть. Учеников стало сильно меньше и конкуренция возросла. Спокойно почивать на лаврах в своей школе стало трудно, надо было привлекать учеников, а для этого доказывать, что твоё додзё лучше других. В результате появились публичные соревнования между разными школами, для которых использовалось относительно безопасное снаряжение: защитный доспех и бамбуковый меч.

Что было дальше понятно: начался быстрый естественный отбор. Несостоятельные школы исчезли, эффективные приобрели больше учеников. Секретные техники после применения на соревнованиях переставали быть секретными, адепты менее успешных школ переходили в более успешные и приносили приемы, методики и знания с собой. Множество школ постепенно интегрировались в единое, хоть и разношерстное, сообщество.

Со временем это сообщество приобрело организованность и официальный статус. Техника и методика были формализованы, были написаны учебные планы для школ и полиции, определены правила соревнований. При активной поддержке государства начался ренессанс японского фехтования. В конечном итоге, уже в XX веке из всего этого сформировалось современное кендо. И, несмотря на то, что внешне оно мало похоже на бой самураев в кино, “генетически” современное кендо — всё та же древняя фехтовальная традиция.

Разумеется, параллельно существовали и старые классические школы, которым, несмотря на все исторические и социальные потрясения удалось сохраниться в относительно законсервированном виде. Они и сейчас существуют, но речь пойдет не о них.

Интересный факт: кендо (или дзюдо, на выбор) включено в обязательную программу физвоспитаний в японских школах и в полиции. В школах то ладно, но зачем фехтование полицейским? Как способ физической и психологической подготовки. Конечно в полиции есть своя система рукопашного боя тайхо-дзюцу, включающая все необходимые практические приемы, и она также изучается обязательно, но всё равно считается необходимым изучение и спортивного единоборства. Правда в полиции часто практикуют кендо с более свободными правилами, включающими броски, элементы борьбы и вообще более жесткую работу, но на соревнованиях полицейские выступают по общим правилам и на самом деле почти все сильнейшие бойцы Японии — выходцы из полиции.


Полиция против Императорской гвардии

Вы спросите почему это настолько не похоже на поединки в кино? Всё просто, если показать в кино реальный поединок на реальной скорости зрители просто ничего не поймут. Почти всё что показывают в кино — замедленная постановка с утрированно амплитудными, красивыми, но нереальными движениями.

И что же получилось?

Полтора миллиона занимающихся кендо в Японии. Это каждый сотый житель страны, включая детей и стариков (действительно включая, т.к. кендо в Японии занимаются с раннего детства до глубокой старости) и исчезающе малый процент по всему остальному миру. Конечно в крупных городах, в том числе в России, секции кендо есть, но гораздо популярнее во всём мире дзюдо, каратэ, айкидо. Почему так? Для иностранца кендо слишком непонятно, слишком странно выглядит и кажется слишком непрактичным. Что же заставляет практичных (в этом им никак не откажешь) японцев продолжать заниматься, казалось бы, ненужным в современном мире фехтованием? Всё просто: они знают что такое кендо на самом деле, что лежит под поверхностью, какое содержание скрыто за странной формой этикета, техники и соревновательных правил… в чём смысл Пути Меча (剣道)… я постараюсь, в меру моих скромных сил, приоткрыть эту тайну.

Спорт? Да, но…

На первый взгляд, современное кендо похоже на специфический вид спорта. Это только часть картины, но зато самая заметная, на нее и посмотрим. В кендо есть соревнования, свободные полноконтактные поединки. Проводятся чемпионаты Мира, Европы, России, городские соревнования и т.п. Во многих странах, в том числе в России, кендо это официально признанный вид спорта.

Как и в любом виде спорта, чуть ли не основным определяющим фактором являются правила соревнований. Их много, но главное из них это понятие валидного удара. В кендо засчитывается не любой удар, а только тот, который соответствует определенным требованиям:

  • удар выполнен крайней третью клинка (наиболее эффективной для реза частью, бамбуковый меч — безопасная замена катаны, не забываем)
  • по правильной зоне защитного доспеха: голова, предплечья, живот, горло (зоны поражения бездоспешного человека, вспоминаем дуэльные корни)
  • с соблюдением плоскости реза (чтобы меч не погнулся и не застрял в теле)
  • с вложением в удар энергии тела, а не только рук (таки человек местами твёрдый)
  • с явной демонстрацией контроля ситуации после удара (на случай если противник ещё жив или он был не один).

То есть, требуется не просто ловко попасть по противнику, а нанести такой удар (с некоторыми оговорками), который был бы эффективен в случае использования настоящего меча в реальной ситуации. Поверьте, это гораздо сложнее чем кажется, особенно с учётом активно сопротивляющегося оппонента, поэтому при невысоком уровне мастерства обычно бывает много ударов которые не засчитываются. По мере роста уровня таких ударов становится всё меньше и идеалом считается победа первым ударом. Мастера так могут, мы пока учимся.

Как видите, в правилах спортивного поединка мы пытаемся сохранить принципы традиционного фехтования мечом и не скатиться в чистый спорт, тем не менее, физическая составляющая для победы очень важна. Поединок ведётся на предельных скоростях, на пределе мышечной силы и выносливости, на пределе концентрации. “Эльфам” здесь делать нечего, “спортсмены” раскатают по площадке секунды за четыре, физическая сила и скорость это очень большой процент кендо: от 90% до 10% в зависимости от того сколько вам лет: 10 или 90. А вот тут уже начинается кое что весьма необычное для привычного нам спорта.

Дело в том, что в кендо нет ограничений по полу, возрасту, или весу. На открытом турнире хрупкая девушка может встретиться со здоровенным мужиком. Меч уравнивает шансы. Побеждает прежде всего мастерство и опыт, поэтому когда в поединке встречаются двадцатилетний спортсмен и восьмидесятилетний дед — я ставлю на деда (при условии что когда-то он тоже был двадцатилетним спортсменом, конечно). Я думаю, из всех полноконтактных единоборств фехтование — единственное позволяет эффективно вести поединки до глубокой старости.

Боевое искусство?

Здесь пора перейти к следующему аспекту кендо. К боевом искусству. Некоторые представители традиционных школ критикуют кендо за излишнюю спортивность, отход от “настоящего боя на мечах”. Аргументы обычно такие: использование относительно лёгкого оружия, ограниченность технического арсенала, отсутствие “духовной” составляющей. Отвечу на все три аргумента, а заодно раскрою ещё несколько аспектов кендо.

Прежде всего, правильная механика удара в кендо позволяет одинаково легко обращаться с оружием любого веса. Более того, работа с копией катаны (а со временем и с боевой катаной) практикуется в кендо-ката и в иайдо — смежной дисциплине в рамках федерации кендо. Для любого кендоки, кому интересно освоить специфику работы с боевым мечом, этот путь открыт. Конечно, есть и чисто спортивные техники, и я полагаю, что их сознательно не запрещают, поскольку благодаря им поединок приобретает особую остроту и напряженность и в физическом и в психологическом аспекте, а это гораздо важнее “исторической чистоты”.


Кендо-ката с боевыми мечами, обратите внимание на скорость ударов, точность движений и уровень концентрации. Не пытайтесь повторить.

По поводу арсенала. Начинающим об этом обычно не говорят дабы не смущать неокрепший ум, но фехтовальный технический арсенал кендо не ограничен ничем. Запрещены броски (и то не везде), запрещено хватать оружие руками… ну и подобные вещи, но нет запрещённых фехтовальных техник, если они приводят к валидному удару. Можно использовать любые стойки, можно держать меч в любой руке, можно как угодно хитрить, использовать комбинации любой сложности, технику любых фехтовальных школ, можно изобретать свою… Но почему тогда спортивные поединки в кендо выглядят в целом однообразно? Ответ прост: естественный отбор. Всё неэффективное в спортивном поединке отсеивается. Но кендо не ограничивается только спортивным поединком.

Интересный факт: в Японии довольно часто проводятся межстилевые поединки и даже целые соревнования, например, меч против нагинаты, меч против копья, меч против штык-ножа. И даже на официальных соревнования по кендо любого уровня можно выйти с двумя мечами: коротким и длинным против одного меча. Разное оружие несколько меняет правила в плане зон поражения, но в целом рисунок поединка и требования к валидному удару одинаковы для любого оружия.


Суми Масатакэ сэнсэй (меч) и его супруга Суми Каору сэнсэй (нагината). Показательное выступление, со второй минуты начинается поединок. Суми Масатакэ сэнсэю около 70 лет.

Что чувствуешь в поединке? Прежде всего концентрацию. Если хоть на секунду отвлечёшься, подумаешь о постороннем — противник мгновенно почувствует это и нанесёт удар. Ищешь возможность атаковать, но так, чтобы не потерять надёжность своей защиты. Борьба на уровне сантиметров и долей секунды. Поиск момента для атаки — чистая интуиция: противник ослабил оборону? Атакую! Но что значит «ослабил оборону»? Отклонил меч на два сантиметра в сторону. Напряг правое плечо. Опустил пятку левой ноги. Не вовремя выдохнул. Не в том месте сконцентрировал взгляд… это всё и многое другое — признаки уязвимости. Научиться пользоваться подобными слабостями и не допускать их в себе — часть того чему мы учимся в поединке.

О «высоком».

И про “духовную” или “философскую” сторону кендо. Многие этих слов и не любят за излишний пафос, я тоже предпочитаю говорить просто о “работе с сознанием в поединке”. Никто же не будет отрицать важность сознания, верно? Мастера старых школ оставили нам несколько трактатов раскрывающих всю глубину их исследований нефизических аспектов фехтования. “Книга Пяти Колец” Миямото Мусаси, “Письма мастера дзэн мастеру фехтования” Такуана Сохо, “Хэйхо кадэн сё” Ягю Мунэнори и т.д.

К счастью, в наше время эта информация, как и многие другие тексты касающиеся работы сознания и прочих “тонких” вещей в бою, доступны для всех. Информации в открытых источниках более чем достаточно для того чтобы потратить на практическое исследование этого аспекта всю жизнь, и кендо для этого подходит лучше всего. Почему? Потому что современное кендо состоит из поединков чуть менее чем полностью. Именно поединок на пределе сил и концентрации позволяет почувствовать и раскрыть важность таких “мелочей” как взгляд, дыхание, восприятие. Чтобы научиться работе сознания в поединке надо вести поединки, много поединков, это кратчайший путь. А ещё в кендо, благодаря его массовости, не так уж сложно встретить людей продвинувшихся в этих исследованиях довольно далеко. Да, они японцы, но в поединке языкового барьера не существует.

Суми Мастакэ сэнсэй, 8-й дан Ханси, один из величайших фехтовальщиков современной Японии и в то же время удивительно скромный, открытый и добрый человек.

Будни

Что представляют из себя занятия кендо? Нечто среднее между спортшколой и казармой. С одной стороны — обычная разминка, упражнения на ОФП и СФП, отработка приёмов, учебные поединки. С другой стороны — военная дисциплина: стоять в строю, выполнять команды бегом, никаких лишних разговоров и “отойду водички попить”. Те, кто представляет себе экзотический фитнесс-клуб бывают сильно разочарованы. Это всё конечно делается не просто так. Почти военная дисциплина на тренировках делает человека собранней и внимательнее. Воспитывает черты характера, которые впоследствии дают преимущества в бою. Ну и конечно сильно помогает в организации эффективных тренировок, особенно, когда учеников много.

Интересный факт: кендо едино на мировом уровне. Нет десятка конкурирующих федераций, нет разных соревновательных правил или разных стилей как во многих других направлениях боевых искусств. И я ни разу не слышал чтобы между какими-то клубами или организациями в кендо существовала вражда. Едете в Барселону или в Саратов? Захватите с собой снаряжение, позвоните в любой местный клуб и вас с радостью пригласят на тренировку. Поработать с людьми из других клубов всегда полезно и интересно, да и повод пойти после тренировки выпить по пиву сразу появится! В любом городе мира где есть клуб кендо у вас есть друзья, это приятно.


На международных семинарах часто собираются люди из десятка стран.

В каком возрасте и в какой спортивной форме можно начинать заниматься? Конечно чем раньше тем лучше. Мы все уже слишком старые чтобы догнать японцев начинающих тренироваться с 4-5 лет, но если вам около 20, то еще вполне можно начать с расчетом на серьезные достижения на европейском уровне.


Кендо в России молодо, но наши юниоры уже занимают первые места на Чемпионатах Европы.

После 30 начинать уже сильно сложнее, особенно если нет хорошей спортивной подготовки. Несмотря на то, что пожилые дедушки фехтуют не хуже молодых бойцов не полагаясь на мышечную силу, чтобы прийти к этому надо обязательно пройти период очень интенсивных физических тренировок. Первые несколько лет, как минимум. Человеку за 30 уже обычно сложно заставить себя скакать по залу вместе с молодёжью, но если сможете — добро пожаловать. Если же вы молоды, но просто не спортивны, или с заметным лишним весом — это не проблема. Примеров того как неспортивные люди добиваются серьезных результатов много, было бы упорство.

Интересный факт: периодически в Японии проводится мероприятие под названием Тачикири. Во время него один человек проводит 33 поединка по 5 минут с постоянно сменяющимися противникам. Без перерывов. Около трёх часов (!) непрерывных жестоких боев с новыми противниками. Чтобы выдержать такое нужна не только идеальная физическая форма, но и невероятная воля.

Так зачем же это надо?

Пожалуй теперь можно вернуться к вопросу о том, кому и зачем может понадобиться кендо в наше время. Для этого нужно понять чему кендо учит:

  • Физическая подготовка. Координация, сила, скорость, осанка, расслабленность, выносливость, ловкость. Тут всё понятно и без комментариев, любое единоборство этому учит.
  • Воспитание воли и характера. То что правильное физическое воспитание делает человека смелее, решительнее и улучшает морально волевые качества тоже вроде бы известно. Тонкость в том, что в программе кендо это не просто “приятный бонус”, это прямые требования. Для развития этих качество есть специальные методики.
  • Психология поединка. Это умение применимо гораздо шире чем кажется. Любая сложная или конфликтная ситуация в жизни это поединок. Как чувствовать себя в такой ситуации уверенно? Как вести себя с более сильным противником? Как не поддаваться на провокации? Как, находясь под постоянным давлением, выстраивать и применять стратегические и тактические решения? Когда и как отступить чтобы перегруппироваться? Когда и как бросить все силы в атаку? Когда схитрить, а когда действовать открыто? Это касается не только боя на бамбуковых мечах, эти навыки абсолютно универсальны и для любого единоборства и для любой сложной жизненной ситуации в целом.
  • Границы своих возможностей. Обучение в кендо построено так, что при серьезных занятиях мы постоянно должны преодолевать себя. Это касается и физического и психологического аспектов. Совершая это раз за разом, мы понимаем, что наши возможности как человека и личности гораздо шире чем казалось раньше. Этот навык также работает и вне спортзала.
  • Отношение с людьми. Прежде всего это уважение. Я не буду долго объяснять как и почему, но факт в том, что без искреннего уважения к окружающим, в том числе и к противнику, в кендо далеко не уедешь. Уважение порождает эмпатию, открытость, деликатность и искренность.
  • Бесконечный путь. Путь к совершенству не ограничен ничем. Почти в любом спорте есть “потолок”, в кендо его нет. Не бывает в кендо и людей “достигших всего”. Всегда и для всех есть куда расти. Перед нами всегда бесконечный путь и нам всегда интересно что же там, за следующим поворотом? Кендо учить относиться также и к жизни.

Конечно, кендо не уникально ни в одном из перечисленных качеств. Кендо, на мой взгляд, уникально их концентрацией. Эффективностью этой термоядерной смеси физподготовки с психологией, жесткого поединка с рафинированным этикетом, мокрой от пота одежды и удивительного счастья новых открытий.

Заметили, что я ни слова не написал об умении фехтовать? Потому, что это не главное. Фехтование в кендо — не цель, это инструмент достижения цели. Путь Меча это не “путь к мечу”, это “путь через меч”. Конечная цель — всестороннее совершенствование личности.

Это знают японские дедушки приводящие своих пятилетних внуков в зал на первую тренировку. Это знают занимающиеся другими единоборствами японцы, когда приходят в залы кендо для того чтобы углубить понимание каратэ или айкидо. Но, к сожалению, за пределами Японии об этом мало кто знает.

Дёготь

Я теперь, к океанам мёда, которые я тут разлил, добавлю от души дёгтя.

Даже если вы начнете заниматься кендо с полной решимостью, шанс что вы чего-то заметного добьетесь примерно 1 к 100. Таков на практике шанс неяпонцу “дожить” хотя бы до 1-го дана, а это ещё только самый начальный уровень. Конечно, польза будет в любом случае, даже от трёх месяцев тренировок, но чтобы почувствовать на себе всё что я описал выше нужны многие годы, если не десятилетия. Большинство бросает занятия в первые месяцы или годы.

Причины самые разные: прежде всего это действительно трудно физически. Это больно. Кровавые мозоли не заживают годами. Пропотевшие доспехи воняют, синяки красят только мужчин, а девушкам приходится носить одежду с длинными рукавами… Подруга спрашивает почему ты проводишь в зале больше времени чем с ней? Друзья в вечером идут в бар, а тебе на тренировку… Наверно, если заниматься с детства то проще, но полностью изменить свою жизнь взрослому человеку очень трудно. Удаётся это только 1% по статистике, и попадете ли вы в этот 1% предсказать не может никто.

Интересный факт: в кендо система уровней (данов) примерно как в других японских искусствах: от 4-го до 1-го кю, а затем от 1-го до 8-го дана. Это минимум 40 лет ежедневной практики. Но, в отличии от большинства направлений, внешних признаков дана (поясов) нет. Считается, что уровень бойца должен быть виден по его навыкам. Кроме того, нет практики “почётных” данов или присуждения дана “за заслуги”. На любой уровень сдаётся экзамен. Экзамен на высший 8-й дан проводится в Японии дважды в год и в нем участвуют около 1500 претендентов. Отсев — более 99%. Лишь единицам из тысяч удаётся пройти этот экзамен.

Ну и о самом высоком

Ах да, в самом начале я обещал рассказать, как всё это связано с дзэн. Так вот, эта история началась даже раньше чем японское фехтование, в V веке, когда индийский монах Бодхидхарма пришел в Китай. С местным императором у монаха возникло непонимание и Бодхидхарма обосновался в маленьком горном монастыре. Всю историю пересказывать не буду, но вскоре выяснилось, что учение того монаха (чань-буддизм) и боевые искусства как-то удивительно эффективно дополняют друг друга. Монастырь стал знаменитым, это Шаолинь, а чань-буддизм со временем попал в Японию под названием дзэн-буддизм, сохранив при этом связь с боевыми искусствами.

В наше время кендо, наряду каллиграфией, чайной церемонией, стрельбой из лука и другими, относят к “дзэнским искусствам”. Это не значит, что вы автоматически становитесь буддистом, это значит, что людям практикующим дзэн рекомендуется практиковать также и одно из этих искусств, так как они хорошо дополняют друг друга и в конечном итоге ведут к одной цели — совершенствованию сознания.

Интересный факт: кендо наверно самое “громкое” из боевых искусств. На тренировках и в поединках обычно очень громко кричат. На начальном этапе обучения это конечно странно и непривычно, но в конечном итоге громкий крик становится абсолютно естественным и непроизвольным результатом предельной концентрации всех физических и ментальных сил. Штангисты часто кричат вкладывая все силы в толчок штанги. Вот и мы так кричим, вкладывая все силы в каждый удар. Ну или по крайней мере учимся этому.

Кендо для других стилей БИ

Я уже упомянул, что в Японии, да и в России тоже, в кендо-клубах можно встретить представителей других единоборств. Лично я тренировался с каратистами, дзюдоистами, сумоистами, айкидоками, представителями классического кендзюцу. Да и сам параллельно с кендо занимаюсь традиционным дзю-дзюцу. Так что же может дать кендо рукопашнику? Прежде всего большой опыт поединков. В кендо, благодаря безопасному снаряжению, проводится больше поединков чем в любом другом виде единоборства, а навык ведения поединка в тактическом и психологическом плане абсолютно универсален. Плюс классический фехтовальный “движок” помогает заново понять многие специфические идеи японских БИ. Плюс, благодаря тому что в руках удобная “линейка”, очень точная и тонкая работа с дистанцией. Этот навык тоже хорошо переносится на пустые руки или другое оружие. Тайминг на уровне десятых долей секунды, навыки “чтения” намерений противника и сокрытия своих намерений — в кендо это база… Ну и, конечно, сохранившиеся методики работы с сознанием, которые порой трудно найти в других направлениях.


Уэда Масару — мастер каратэ, преподаёт Москве: 4-й дан карате Сётокан; 2-й дан Сёриндзе-кемпо; 1-й дан Дзюдо; 1-й дан Кендо;

О жизни, вселенной и вообще.

Ну и, наконец, ответы не вопросы, которые я заранее сам себе задал, потому что всё равно кто-то спросили бы. Кто победит — самурай или рыцарь и поможет ли кендо при встрече с гопником.

Ответ на первый вопрос прост: при прочих равных, на поле боя одоспешенный рыцарь будет в более выгодном положении. В повседневной жизни на улице — я поставлю на самурая.

Вырезанная сцена из фильма «Последний Самурай». Иайдо (то что показано в этом видео) также практикуется в рамках федерации кендо.

Это действительно актуально?

Что касается самообороны, во-первых не будем рассматривать ситуацию когда кендока вооружён, например идёт с тренировки и несёт с собой бокен (деревянный меч). Такие ситуации были, кончались хорошо, всего лишь переломами конечностей и сотрясениями мозга, но всё равно этого лучше избегать, мы чтим уголовный кодекс.

В иных случая есть два фактора: психологический и физический. В психологии уличного конфликта есть понятие “жертвы”. То есть человека, который заранее боится и находится в положении защищающегося. “Жертва” вычисляется “хищником” интуитивно: по осанке, походке, взгляду, разговору. Именно такие люди обычно становятся объектами агрессии. Так вот, если вы годами проводите десятки полноконтактных поединков в неделю, выступаете на соревнованиях, специально учитесь приемам психологического подавления противника — вы не будете похожи на “жертву”, поверьте.

Ну а уж коли ожидаете, что дело дойдет до мордобоя, то просто сходите на полгодика к боксёрам или каратистам, поставите базовые удары, вместе с навыками кендо этого будет более чем достаточно для любого бытового конфликта.

Интересный факт. Кроме поединков по спортивным правилам, иногда проводятся поединки по правилам “синкен-сёбу”, то есть так, будто это настоящий бой. В таких поединках можно использовать любую технику, главное чтобы она была эффективна с боевым мечом. В подобных боях мастера по настоящему высокого уровня способны показать уровень взаимодействия, который даже в кино выглядит почти невероятным.

Сравните, например, взаимодействие бойцов разных школ в этом фрагменте прекрасного фильма “После дождя”, особенно во втором поединке:

https://www.youtube.com/_IwPuhVS7Xc?t=3095

И в этом бою двух мастеров кендо, и не забывайте, что в отличии от кино это не постановка:

Большая часть боя на таком высоком уровне проходит в борьбе сознания и воли, эффективный удар — лишь финальная точка в конце невидимого посторонним поединка. Кстати, Тода-сэнсэю (с двумя мечами) на этом видео 73 года.

Как вы наверно уже поняли, о кендо я могу говорить бесконечно, тут я рассказал лишь о малой доле всего что в кендо есть, но лучше я оставлю место для вопросов, так будет интереснее.


Здесь камера закреплена на мне. Извините за инфернальный звук, микрофон ужасный :о)