Кихон-доса: Тюдан-но-камаэ

проф. Ойа Минору (Oya Minoru), 7-й дан кёси кендо
Опубликовано в журнале Kendo World выпуск 6.1
Перевод с английского: Антон Федотов

1. Пояснение базовых движений (кихон-доса)

Понятие кихон-доса, базовые движения, включает в себя камаэ, работу ног и манипуляции с синаем. Другими словами, определяет все принципы лежащие в основе  перемещений и ударов, необходимые для достижения юко-датоцу (валидной атаки). Даже когда после семе-ай (взаимного анализа оппонентов) найдена оптимальная возможность для атаки, если последующие движения не верны или нет правильного хасудзи, получить очко не получится.

Когда человек заходит в тупик в своих тренировках, ему часто советуют: “возвращайтесь к основам”. Если в том как вы выполняете базовые движения есть какой-то дефект, это сильно затруднит развитие техники в целом.

Кихон-доса относится не только к кихону, но должно применяться и во взаимодействии с оппонентом. Иными словами, если во время тренировки все ваши движения разваливаются, будет сложно суметь применить их в противоборстве с противником. Кихон-доса нужно практиковать в комплексе, постоянно проверяя каждый компонент в процессе постоянных тренировок. Нужно осваивать шаг за шагом содержимое кихон-доса и постоянно улучшать его качество.

2. Тюдан-но-камаэ

Приняв стойку тюдан-но-камаэ кендоист должен быть готов двигаться от семе (“прощупывание”, давление на противника) к вадза (выполнение техники). Говоря конкретно, то, как левая рука держит синай в камаэ имеет первостепенное значение, так как это стойка и готовность, позволяющая мгновенно перейти к действию, в котором тело и меч действуют в унисон в момент появления возможности для атаки. Имея это ввиду, мы проанализируем некоторые технические аспекты правильной формы тюдан и её внутренних смыслов.

2а. Подготовка стоп

Левая и правая стопы, центр тяжести

Положение стоп и центра тяжести являются определяющими факторами свободного перемещения с тюдан. Наилучшая позиция стоп для быстрого перемещения следующая: пальцы левой ноги отстают от пятки правой ноги примерно на 10 см назад и влево. Стопы параллельны. Центр тяжести между стоп.

Позиция вашего центра тяжести изменится при движении. Движение начинается со смещения центра тяжести. Если расстояние между стоп слишком маленькое, стойка будет неустойчивой, и наоборот, широкая стойка слишком стабильна и не позволяет резко двигаться.

Очень распространено ошибочное впечатление, что широкая стойка позволяет добиться более “взрывного” движения. На самом деле она просто делает вас более статичным и не позволяет двигаться свободно. С другой стороны, более узкая стойка создаёт впечатление нестабильности тела и сознания. Это чувство можно компенсировать “укреплением живота”. Трудно двигаться когда стойка слишком широка, и сложно сражаться  если она не стабильна. Важно развивать внутреннее чувство, когда стабильность и нестабильность сосуществуют и работают вместе. Необходимо найти идеальный баланс между ними.

Левая стопа

Мышцы вокруг подъёма свода левой стопы должны прочно стоять на полу. Левая лодыжка натянута, пятка чуть развёрнута внутрь, свод стопы натянут. Это создаст лёгкое напряжение подколенных сухожилий, бёдра сместятся вперёд, и напряжение в нижней части живота создаст необходимую стабильность. Если пятка слишком высоко — натяжение в подколенных сухожилиях будет потеряно и толчок ноги будет слабым. Это не позволит сделать “лёгкое” движение в нужном направлении, и тело при ударе “раскроется”. В результате, левая нога в момент удара подлетит вверх, либо тело скрутится вокруг правой оси, сделав хасудзи (плоскость реза) неправильной.

Если пятка стоит на полу — двигаться быстро сложно. Левая пятка, левое подколенное сухожилие, бёдра, сейка-танден (область живота), шея и подбородок объединены, и если одна из этих точек не в должной позиции — это оказывает отрицательное воздействие на остальные части тела. Сейка-танден означает область чуть ниже пупка, где концентрируется энергия всего тела. Она управляет ощущениями и движениями тела.

Правая стопа

Сложно двигаться, если ваш центр тяжести смещён вперёд и вес на передней (правой) ноге. Когда вам понадобится сделать выпад, вам придётся прикладывать усилия чтобы вначале оторвать ногу от земли. Ваше движение будет медленным и неуклюжим. Ваша правая пятка должна быть чуть приподнята, словно она скользит по полу. Это позволит делать мягкие и быстрые движения. Боле того, правая стопа — это важнейший фактор в выполнении семе, и это стопа, которая “принимает решение об ударе”. То есть, когда вы давите на противника и ищите уязвимости, правая стопа скользит по полу управляя маай, и в нужный момент немедленно атакует (фумикоми), как только  появляется возможность.

Использование правой стопы:

  • Управление маай в процессе поиска уязвимостей (“стопа семе”)
  • Фумикоми, когда появляется возможность атаки (“стопа, определяющая атаку”)

Если противник отступает после вашего семе, немедленно подтяните левую стопу к правой. Таким образом вы сделаете шаг. То, как работает в тюдан правая стопа, является ключевым фактором от начала семе до завершения удара.

2б. Подготовка нижних конечностей

Левое подколенное сухожилие не должно быть ни слишком напряжено, ни слишком расслабленно. Благодаря этому вы сможете уверенно двигаться в любой момент. Поскольку правая стопа это “стопа семе”, правое колено должно быть слегка натянуто и готово к немедленному действию. Есть такое наставление: “прикрывайте пах внутренней частью бёдер” (fuguri wo uchimata de tsutsumikomu). То есть нужно убедиться, что нижняя часть тела и бёдра устойчивы и готовы к действию, а пальцы ног и колени смотрят в нужном направлении.

2в. Подготовка корпуса

Ягодицы и низ спины

Низ спины или поясница находится в центре тела и служит базой для верхней части тела. Устойчивый низ спины обеспечивает стабильное положение верхней части тела. Другое наставление гласит что нужно “сжимать анус”. Это достигается сжатием промежутка между правой и левой ягодицами по направление к лобковой кости, так чтобы таз приподнялся и низ спины стал устойчивым. В результате этого в левой ноге возникнет необходимое натяжение. Поясница и сейка-танден неразрывно связанны, таким образом, если в пояснице концентрируется сила, сайка-танден также будет наполнен. У вас должно быть чувство, что вы толкаете бёдра вперёд, тогда сейка-танден будет наполнен напряжением в брюшной полости.

Простейший способ понять эти объяснения такой: поставьте стопы вместе и поднимите пятки так высоко от земли, как сможете. Ваша поясница будет напряжена, а низ живота станет плотным. Сохраняя напряжение в области талии, медленно опустите пятки на землю, затем шагните правой ногой. Это подготовит тело для сильного и устойчивого камаэ.

Подмышки, спина, грудь и плечи

Подмышки должны быть слегка прикрыты, спина прямая, плечи опущены чтобы не мешать дыханию. Если подмышки слегка прикрыты, мышцы нижней поверхности рук и локти будут в состоянии готовности, а сейка-танден насыщен дыханием и энергией. Нет необходимости стараться быть выше. Когда вы подготавливаете бёдра, прикрываете подмышки и раскрываете грудь, ваша спина естественным образом вытягивается вверх. Если вы стараетесь выпрямлять спину только во время кейко это будет выглядеть не натурально и сковывать ваши движения. Прямую осанку надо сохранять и в кендо и в повседневной жизни. Они дополняют друг друга.

Если ваши плечи подняты — вы не сможете дышать через танден. Если ваши плечи напряжены — ки и дыхание на могут свободно двигаться в низ живота. Есть поговорка, что бандиты дерутся напрягая плечи, а самураи сражаются используя живот. Слишком сильно надувать грудь также усложнит правильное дыхание. Если ваши бёдра подготовлены, подмышки прикрыты, спина прямая и плечи опущены — грудь раскроется естественным образом. Дыхание станет легче когда внутреннее давление будет больше внешнего, это увеличит объём вашего тела.

2г. Положение головы

Шея и подбородок

Выпрямите шею и чуть сместите её назад. В результате ваш подбородок будет немного втянут, а голова расположена точно над позвоночным столбом. Проверьте себя: на коже между горлом и подбородком должна появиться складка. Положение шеи и головы это две стороны одной монеты, жизненно важно сохранять правильную осанку и в камаэ и в момент атаки. Если ваш подбородок выдаётся вперёд, это ломает вашу осанку и открывает трахею так, что слишком много воздуха выдыхается сразу, и давление в сейка-танден падает.

Губы и язык

Плотно сжатые губы затрудняют дыхание. С другой стороны, если рот широко раскрыт, вы неизбежно выдыхаете за раз слишком много. В момент выдоха убедитесь, что ваш рот прикрыт, но не закрыт полностью. Прижатие языка к верхнему нёбу закрывает ротовую полость и заставляет дышать через нос. Это не правильно. Опустите язык к нижним зубам, чуть растяните губы и делайте тонкий и длинный выдох, это позволит выдоху продлиться дольше. Чем дольше вы можете выдыхать — тем лучше. “Когда вы вдыхаете это “кё” (ложь)”, то есть вы не можете двигаться в процессе вдоха. “Когда вы выдыхаете это “дзюцу” (истина)”, то есть вы находитесь в более сильном, наполненном состоянии. Губы и язык определяют то, как вы можете дышать и очень важны для понимания правильного дыхания в кендо.

2д. Подготовка рук

Удерживание синая

Мизинец левой руки должен полностью охватывать цука-гасира (кончик рукояти). Рукоять (цука) плотно (но не чрезмерно) удерживается мизинцем, безымянным и средним пальцами так, словно вы держите яйцо. Указательный и большой пальцы охватывают цука легко. Слишком большое усилие в указательном и большом пальцах вызовет напряжение рук и помешает гладкому выполнению вадза с саэ (чёткостью и уверенностью). Соединение кончиков больших и средних пальцев расслабляет мышцы на верхней стороне предплечий. Далее, сустав большого пальца располагается напротив пупка, на расстоянии кулака от тела и чуть поворачивается вниз и внутрь. Правая рука держит синай возле цубы таким же образом как и левая.

Синай всегда удерживается сверху. Углы между большими пальцами и ладонями обеих рук должны находиться на линии цуры (струны синая). Удерживание синая с боков вызывает несогласованность в локтях, запястьях и теноучи (хвате). Это, в свою очередь, мешает расслабленному удару, вызывает хаотичные перемещения кенсена, неправильное хасудзи (плоскость реза). То ест удар не будет выполнен с правильным теноучи и будет неаккуратным.

Распределение силы в руках

Распределение силы в правой и левой руках в положении камаэ влияет на весь удар от начала до конца. Правая рука — вспомогательная и управляет направлением синая. Слишком большое усилие в правой руке мешает удару, и вызывает очень заметное движение (окори) в начале удара. Доминирование правой руки разрушает стойку, правильные движения синаем становятся невозможны и техника удара портится. Сила должна распределяться между правой и левой рукой равномерно, у вас должно быть чувство ки сфокусированной в сейка-танден. Левая рука используется для прямого давления на оппонента.

Распределение силы:

  • Момент удара -> Равное распределение силы в руках
  • Внутреннее ощущение -> Ки сконцентрированна в сейка-танден и левая рука давит на противника

Запястья, локти, грудь

Запястья связывают кисти с предплечьями. То, как используются запястья влияет на все аспекты удара от начала до конца. Если напрячь запястья слишком сильно, до такой степени что под кожей проступают мышцы, кенсен окажется в слишком высоком и слабом положении, удар окажется жёстким. Запястья и руки соединяются плавно, без изломов. Слегка прикройте подмышки, расслабьте плечи, уберите излишнее напряжение из запястий и локтей так, чтобы локти чуть касались тела, мышцы верхней поверхности рук должны быть расслабленны и готовы к действию. Расширьте область груди (пространство между руками). Убедитесь, что локти не торчат наружу, иначе удары станут жёсткими. Конечно вы держите синай кистями рук, но попробуйте развить в себе ощущение, что вы держите синай за счёт локтей, и следующим шагом такое чувство, будто вы удерживаете синай своим корпусом, то есть животом и бёдрами.

Тюдан это простая, на первый взгляд, но важнейшая стойка. Она создаёт основу для всех движений и техник в кендо, все серьёзные кендоки должны досконально изучить её.