Методика ката как генератор виртуальной реальности

Не секрет, что воспитанные вне японской культуры люди часто не очень понимают зачем нужны ката и как они работают в методическом смысле. Не претендуя на глубокое понимание и тем более истину, хочу поделиться одной идеей, которая, на мой взгляд, может помочь сделать ката-кейко эффективным и интересным. Я предлагаю рассмотреть методику, или систему ката как генератор виртуальной реальности.

Прежде всего, почему я выделил слово “система”? Дело в том, что нам предстоит рассмотреть ката не сами по себе, а в составе более сложной системы: ката + человек.

Под генератором виртуальной реальности я имею в виду примерно то, что применяются в тренажерах пилотов. То есть способ интерактивного обучения человека поведению в различных, в том числе экстремальных ситуациях. Интерактивность, эффективность и безопасность — уникальное сочетание делающее их ценнейшей методикой обучения.

Из чего состоит генератор виртуальной реальности? Из программы описывающий законы виртуального мира и из компьютера, на котором программа выполняется.

В этой системе ката являются программой. Доставшейся нам от учителей распечаткой кода виртуального мира. Далее эта идея станет понятней, но пока я предлагаю рассмотреть кодифицированный в ката набор действий как нечто подобное:

Если отрабатывая ката мы просто выполняем набор предписанных действий, мы лишь читаем код программы. Вслух. Сначала по слогам, потом с выражением и нараспев. Занятие довольно странное, согласитесь.

Чтобы программа заработала и превратилась в спроектированный её создателем виртуальный мир, выполняющий обучающую функцию, нам нужен компьютер, интерпретатор превращающий это:

…в это:

Очевидно, что ничего кроме нашего тела и мозга не может служить таким промежуточным звеном. Наша задача — научиться визуализировать описанный в ката виртуальный мир используя эти ресурсы.

Есть мнение, что ката в результате множества повторений должны “выстроить тело”, и включать мозг особо не зачем. Возможно и так, но во-первых это слишком долго, например, что делать если в школе более 100 ката? А во-вторых глупо не использовать все что нам доступно. Сознание — ценный ресурс, которому часто уделяют мало внимания в практике ката, так что говорить я буду в основном о нём.

Более конкретно, но оставаясь в рамках метафоры: чтобы генератор виртуальной реальности заработал, он должен быть совместим с загруженной в него программой (что логично) и он должен поретблять энергию (что неизбежно исходя из законов физики).

Совместимость — это понимание нами контекста ката. Технического контекста и культурного контекста. Простейший пример культурного контекста — начальная дистанция выполнения ката.

Часто современному человеку кажется, что начинать атаку с такой длинной дистанции глупо, но если рассмотреть культурный контекст, мы можем вспомнить, что размеры личного пространства человека уменьшаются в ходе урбанизации, и сегодня в крупных городах уменьшились до десятков сантиметров, но в аграрных обществах оно составляет метры! Человек находящийся внутри личного пространства воспринимается как угроза, и в виртуальном мире кодифицированном в ката мы в ситуации чрезмерного сближения с потенциально опасным человеком должны либо убежать либо атаковать сами. Не стану слишком углубляться в культурный контекст, это крайне обширная тема, а общая идея, думаю, понятна.

Под техническим контекстом я имею в виду осознание возможных технических действий в каждый момент выполнения ката. Разумеется, это требует от нас отработанных технических навыков, но эту заметку я адресую уже достаточно опытным людям. В конечном итоге это означает понимание того, почему в данный момент ката выполняется то или иное действие. Какие действия мог бы в каждый момент времени выполнить каждый участник? Почему он выбирает именно предписанное действие? Может ли партнёр противостоять вашим действиям? Если нет, то почему? Я не знаю всех ката на свете, но по тем которые относительно представляю себе: 10 кендо ката, 12 ката сэйтэй иайдо, около 100 ката Дайто-рю Айкидзюдзюцу могу достаточно уверенно утверждать — ответы на подобные вопросы в них, как правило, содержатся.

Не стоит забывать о психологическом взаимодействии с противником. Я это тоже отношу к техническому контексту, поскольку мы все прекрасно знаем на опыте поединков, что ментальное состояние и взаимодействие с противником в бою вещь абсолютно материальная и крайне важная. Не буду вдаваться в подробности, но упомянуть должен: симулировать этот аспект наш генератор виртуальной реальности тоже обязан.

Настроив мозг на подобную интерпретацию (и изучив технический и культурный контексты) описанных в ката действий мы получаем тот самый совместимый с программой компьютер, который сможет превратить зафиксированный набор действий в интерактивный виртуальный мир созданный для того, чтобы научить нас определенным навыкам.

Осталось рассмотреть последний компонент: необходимую для работы компьютера энергию. Максимально полно отыгрывая в голове описанную в ката ситуацию мы тратим энергию. Эту энергию удобнее измерять не в джоулях, а в квантах внимания. Под этим термином я понимаю простую вещь: когда мы обращаем внимание на что-либо — мы тратим один квант.

При выполнении ката необходимые кванты внимания примерно равны количеству отслеживаемых технических действий. При формальном выполнении, в кендо ката, например, может быть около 5-10 квантов на каждую. Это, на самом деле, очень мало. Настолько мало, что ученики, освоив рисунок ката, часто начинают увеличивать скорость исполнения, т.к. просто не понимают зачем в ката сделаны предписанные паузы. Но стоит добавить к исполнению отслеживание и симуляцию психологического состояния и взаимодействия с противником как затраты внимания увеличатся раза в два… сразу найдётся чем занять себя в паузах! А теперь добавьте отслеживание всех возможных вариантов развития событий в каждый момент выполнения ката (и свою готовность к этим вариантам). Энергозатраты увеличатся на порядок и более, и вместо заученного “танца” вы окажетесь в виртуальной реальности, созданной мастерами прошлого и бережно переданной нам сэнсеями.

Такое исполнение ката гораздо тяжелее простого повторения технических действий. Тактовую частоту нашего сознания я бы оценил примерно от 1 до 4 квантов внимания в секунду. Увеличивая насыщенность ката деталями мы вынуждены выполнять их медленнее, но это уже совсем не та “медленность” что бывает у начинающего, за то же самое время мы проживаем гораздо больше опыта. Разумеется, в процессе такой тренировки тактовая частота сознания постепенно увеличивается, что позволяет делать виртуальный мир всё более реалистичным и интерактивным.

Развивать метафору можно ещё долго, но я уже злоупотребил ей как только мог, так что попробую подвести итог.

Всякая метафора — не более чем метафора (хотя у метафоры виртуальной реальности есть некоторое преимущество*) и её задача облегчить понимание какой либо идеи. Идея ката как методики обучения боевым искусствам для европейца довольно непривычна и вызывает множество споров, которые японские сэнсеи разрешить не могут, так как часто не понимают в чём, собственно, проблема: в их культуре эта методика абсолютно естественна и не требует объяснений. Смею надеяться, что предлагаемая мной интерпретация кому-то поможет.

Я полагаю, что ключом к эффективности обучения через ката для нас может стать подход при котором мы сможем “вжиться в роль”. Представить себе весь контекст происходящего, понять смысл и назначение каждого движения, и на основе этого выстроить ситуацию во всех подробностях, включая психологические, и “отыграв” роль выучить тот урок, который на самом деле закодирован в ката её создателями.

Чему же мы можем научится, помимо непосредственно технических действий?

Во-первых, правильным техническим действиям. Я не самый талантливый кендока, но даже уделяя ката довольно много внимания я снова и снова нахожу в них новые аспекты техники, делающие моё фехтование эффективней. Эти аспекты не описаны в руководствах. Их можно услышать на семинарах, но, к сожалению, из-за общего невысокого уровня исполнения ката сэнсеи редко доходят до объяснения тонкостей. Другой путь — реконструировать их в нашем генераторе виртуальной реальности.

Во-вторых, тактическим схемам. Расшифровав взаимодействие партнёров в ката и поняв все их мотивы, причины выбора тех или иных технический действий, тайминга, маай и т.д., поняв принцип на котором основан этот тактический выбор мы можем научиться более разумно действовать сами.

В-третьих, мы можем увеличить “тактовую частоту” сознания. Развить в себе навык “дробить” текущие события на более мелкие части и успевать уделять внимание каждой из них. Мозг — довольно гибкая и адаптивная система, нам всем есть куда расти в плане ясности и осознанности восприятия. Разумеется, этому же можно учиться и в поединке, но ката-кейко позволяет подойти к обучению более спокойно и вдумчиво. В конечном итоге этот навык ведёт к развитию способности субъективного замедления времени, с которой многие из нас знакомы по напряженным поединкам.

В-четвёртых, и это самое сложное и, пожалуй, самое важное, понять принципы заложенные в основу нашей школы. Воссоздав виртуальную реальность мастеров прошлого, увидев их внутренним взором мы можем попытаться понять их. Понять как работало их тело, как работало их сознание. На каких принципах было основано их мастерство, какие принципы они хотели передать нам сохранив в виде ката?

И, наконец, сам по себе, развитый навык обучения через ката способен заново открыть для нас мир боевых искусств. Думаю, что без понимания и эффективного применения методики ката мы вообще не можем говорить о себе как о последователях традиции японских боевых искусств.

Последнее о чём стоит упомянуть: наполняя ката смыслом и вниманием мы делаем их “живыми”. Повторять сотнями раз одни и те же движения довольно скучно, но делать “живые” ката очень интересно. Каждый раз это приключение, после которого надо отдышаться и прийти в себя. Для этого предусмотрены паузы между ката, кстати.

Антон Федотов

————————
* По поводу виртуальной реальности как философской категории см. Структура Реальности, Дойч Д., глава 5.