Методика «трёх шагов»

Рассматривая практически любую ката или вадза в японских боевых искусствах можно выделить три фактора (во всяком случае, эти факторы можно легко найти в ката и вадза Кендо, Дайто-рю, Иайдо и т.п.).

Вот эти три фактора:

  1. своевременное реагирования на действия противника
  2. кудзуси (выведение противника из равновесия или подавление его атаки)
  3. непосредственно техника, приводящая к победе в текущей ситуации

Пренебрегая любым из этих факторов, мы лишаем ката (или вадза) изрядной доли смысла и эффективности, как методической, так и боевой.

Например, если мы не реагируем на действия противника вовремя, всё дальнейшее очевидно лишено смысла: мы пропустили атаку и вынуждены обороняться, отдавая противнику преимущество.

Если мы вовремя среагировали, но нет качественного кудзуси — противник просто начинает сопротивляться или продолжать атаку и снова мы не можем правильно выполнить ката, в лучшем случае вынуждены переходить на другую технику.

И, наконец, последний вариант тупика — если мы вовремя среагировали, хорошо загрузили противника, но не знаем что с ним делать дальше.

Как показывает практика, очень сложно отрабатывать технику, думая о всех трёх факторах сразу наперёд. Сознание оказывается слишком загружено и напряжено, не удаётся уделить каждому из факторов достаточного внимания, это излишнее напряжение передается и мышцам.

Вариантом решения проблемы может быть простая методика отработки “на три шага”. В её основе лежат упражнения, которые давал Суми Масатаке сэнсей на семинаре по кендо в Москве, в январе 2018 года.

Рассматривая, для примера, ката Дайто-рю, мы работаем по такой схеме:

Укэ (мотодачи) трижды выполняет предписанную ката (вадза) атаку максимально реалистично: резко, быстро, с явным намерением, сдерживаясь лишь в момент контакта, если атака ударная (в случае кендо — не сдерживаясь вообще). Важно, чтобы атаки выполнялись абсолютно одинаково: в одном тайминге, с одной скоростью (максимальной или близкой к ней), но без спешки, с чёткими паузами между подходами.

Действия тори (какаритэ) при первой атаке: сохранять полную расслабленность тела, не двигаться, не бояться, но очень внимательно следить за всеми нюансами атаки: за моментом её инициации, за траекторией движения, за скоростью и ускорением. Задача — среагировать на атаку вовремя, но только “мысленно”. Без необходимости беспокоиться о физическом движении.

Действия тори (какаритэ) при втором выполнении: войти в атаку вовремя и сделать кудзуси. Когда сознание уже выбрало момент для реагирования и тори не боится опоздать, сделать своевременный вход оказывается гораздо легче. Затем, важно остановиться на моменте загрузки (или подавления атаки противника) и убедиться, что она выполнена качественно. Таким образом, мы уже гарантированно проработали два фактора из трёх.

Действия тори (какаритэ) при третьей атаке: повторить действия двух предыдущих подходов, то есть вовремя среагировать на атаку и выполнить качественное кудзуси. Повторить сложное действие всегда легче, чем выполнить его с нуля. Далее выполняется остальная часть ката (вадза), которая при наличии своевременной реакции и хорошей загрузки также не вызывает проблем (при отработанной технике, разумеется).

В кендо эта же схема может быть повторена, например, при отработке одзи-вадза в темпоритме го-но-сэн, только вместо кудзуси подставляем отражение атаки противника. Первый шаг — принимаем атаку, отслеживая её тайминг и выявляя “маячки”, второй шаг — вовремя реагируем и отражаем, отслеживая дистанцию, положение и состояние тела перед контратакой, третий шаг — повторив два предыдущих шага, выполняем вадза полностью.

Практика показывает очень высокую эффективность такого простого и довольно очевидного подхода, при том, что от ката мы не отступаем ни на шаг. Чёткость исполнения и реалистичность значительно улучшаются без какого-либо ущерба традиционной форме. Думаю секрет здесь в разделении внимания. Мы поочерёдно направляем всё своё внимание на каждый из трёх факторов, а не “размазываем” его по всей ката сразу.

Таким образом, важный навык, которому учит такой вариант выполнения: в каждый момент времени думать только о том, что важно именно сейчас. В момент угрозы и начала атаки противника думать только о своевременном реагировании. В момент выполенения кудзуси думать только о качеств загрузки. Не “планировать” технику сразу и до конца, ведь в реальной ситуации мы никогда не знаем какая будет атака, как будет развиваться ситуация, какую технику придётся применить. Нет смысл думать о ней заранее, отвлекаясь от того, что действительно важно здесь и сейчас. Кстати, это перекликается с тем, что я писал недавно о “ресурсе внимания”.