Мотодачи


"Ваш уровень Кендо определяется тем, какой вы мотодачи" ©️

Солодовников Андрей (renshi, 6 dan AJKF)

Данная заметка вряд ли будет интересна кэндока 3 дана и старше, но для начинающих кэнши наверняка будет полезна.

Работа мотодачи (ассистента на кихон в синай-кэйко) это то, что объединяет кэндока с разными интересами и подходами в кендо в одну слажено работающую группу. У начинающих кю часто складывается впечатление, что тренировка кихон это исключительно отработка различных ударов в той или иной их интерпретации. Немногие младшие товарищи замечают, что выполнив несколько смен в одном упражнении, они реализовывали свои возможности по разному, в зависимости от уровня попадавшегося им в результате смены мотодачи. И статистически, чем он был опытнее, тем лучше у них получалось выполнить удар. Чем более сложная задача ставится перед вами, тем чаще хорошее её выполнение напрямую зависит от уровня ассистирующего партнёра.

Что же необходимо делать, чтобы повысить свой уровень мотодачи?

  • Не воспринимать смену сторон, как отдых.
    Да, на стороне мотодачи физическая нагрузка несколько ниже, но концентрация внимания должна быть даже выше, чем при выполнении упражнения вами самим. Почему? Это объяснить просто: потому что если ваш какаритэ в данной смене выше по уровню, от вас требуется больше внимания для технического соответствия. Если же какаритэ — ваш кохай, то его технический рост напрямую завязан на вашу способность, как ассистента: подарите ему уверенность в том, что он может выполнить упражнение лучше, чем обычно.

 

  • Максимально корректно следить за маай (обоюдной эффективной динамической дистанцией) в контексте упражнения. Это значит: делать вовремя шаг назад если этого требует маай; оставаться на месте во чтобы то ни стало на хикивадза в момент тайатари, даже если в вас влетает человек весом 100 килограмм; грамотно смещаться назад, при выполнении нидан и сандан вадза. Классическим примером является нидан-вадза оки котэ-мэн. Согласно правилам принятым РФК, каждый 2-ой кю должен уверенно делать это. Однако, по факту, это получается у большинства только ближе к 1-у дану. И самое главное: невозможно заранее описать все условия выполнения того или иного упражнения, но хороший мотодачи должен интуитивно понимать, что требуется делать в каждую конкретную долю секунды. У начинающих может возникнуть простой вопрос: и как это возможно мне понять и сделать не имея опыта?!
    Ответ тоже очень простой: правильная отработка любых упражнений всегда предполагает обоюдное стремление к лучшему результату для обеих сторон. По факту это означает следующее: сделайте всё что от вас зависит, чтобы какаритэ выполнил упражнение на 1-2 уровня лучше своего. Если, например, 1-й дан отрабатывает сикакэ-мэн, то постарайтесь, пожалуйста, сделать так, чтобы он выглядел для независимого наблюдателя как 2-ой. И вы действительно достигните отличного результата, если вдруг (неожиданно для себя) он сделает это как 3-й. Особенно важно это в скоростно-силовых упражнениях. Недопустимо, например, на кирикаэси двигаться таким образом, чтобы какаритэ на движении вперед атаковал вас цубамото, а при движении назад бил по воздуху. На языке Кендо это буквально означает: «свой удар я отработал, а до твоего мне дела нет». Слаженная работа и взаимопонимание в таком коллективе невозможна.

 

  • Атакующие действия мотодачи на одзи-вадза и сэмэ-ай при поиске шанса. Это наиболее сложные действия требующие максимального внимания. Очень часто (даже у 4-х данов и старше) можно видеть примеры формальных атак при ассистировании одзи-вадза. Это на деле приводит к тому, что какаритэ учиться реагировать на «пустые» действия, которых он никогда не встретит не только в сиай, но даже в дзикэйко. Грамотно подготовить и полностью вложиться в атаку мэн с небольшими шансами на иппон (ты сам только что отрабатывал вадза) — это и есть подлинная сила Духа кэнши и отработка истинного сутэми.
    Тоже самое касается сэмэ-ай. Если вместо реального поиска шанса вы просто бессмысленно «трясёте кэнсэном» или прыгаете туда-сюда, то практическая польза от таких упражнений будет стремиться к нулю. Способность полностью вложиться в подготовку к реальному атакующему действию, а потом неожиданно оборвать его, позволив какаритэ реализовать свою технику — это и есть вежливость Мотодачи с Большой буквы. В японском языке нужно только переставить местами два схожих слога, чтобы из слова «Мотодачи» получить слово «Друг». Лично мне это говорит о многом.

 

  • Последний аспект не касается технических действий. Он связан с дисбалансом количества старших и младших в любом додзё и перепада уровня между ними. В абсолютном большинстве случаев, за пределами Японии (ситуацию в Стране Восходящего Солнца рассматривать здесь смысла нет) в каждом додзё много новичков и мало опытных кэндока. Спортивная логика подсказывает опытным кэнши сепарироваться и тренироваться отдельно от младших, пока последние не достигнут приемлемого уровня. Однако, это противоречит духу Будо. Если это сборная команда страны, которая ведёт подготовку к Чемпионату Мира, то это оправданный шаг. На уровне одного додзё это — проявление неуважения старших товарищей к младшим. Было бы странно после этого ожидать от них встречного уважения. В подавляющем большинстве случаев, старшие и младшие товарищи работают вместе и это закреплено в значении командных соревнований, как высшей ценности. Команда выступает одной спаянной группой. Она — Одно Целое. Их работа — коллективная реализация результатов упорных тренировок, длившихся долгое время.

 

Таким образом, если резюмировать всё сказанное выше, максимальное усердие кохаев-мотодачи в синай-кэйко по отношению к сэмпаем-какаритэ это проявление на деле их подлинного уважения к старшим товарищам. Это их благодарность за те наставления, которые в конце каждой тренировки им дают опытные кэндока, которых так мало за пределами Японии.

Галушко Виктор

 

 

Ссылки по теме:

Статья на английском Kenshi 24/7

Обучающее видео от Andy Fisher