Не зацикливайтесь на «Фумикоми»

Перевод оригинальной статьи с сайта “Kendo for Life” с английского языка подготовил Брагин Андрей Евгеньевич.

Я всегда говорю своим ученикам, что делать фумикоми не обязательно. И недавно я прочёл статью, написанную сенсеем Джофом Сальмоном, автором книги «Кэндо». Статья называется «Фумикоми-аси – не единственный способ». Вам обязательно нужно её прочитать, если ещё не сделали этого.

«Кэндо необычно тем, что мы используем фумикоми-аси (топающая работа ног), вместо более ес-тественного шага в рамках обычной тренировки. Я не знаю, откуда это пошло. В старых стилях кэндзютцу использовался более естественный «левый-правый» шаг, при этом удар совершался устойчиво на двух ногах, в то время как современные кэндоисты уверены, что для успешной атаки правая нога должна топнуть по полу в момент удара.

Последователи многих оригинальных школ (рю) считают, что в условиях настоящей битвы на пе-ресечённой местности устойчивая работа ног является единственно правильной, и я не имею ни толики сомнения в их словах. Так или иначе, когда кэндо стало практиковаться на деревянных полах, мы стали использовать «топающий» стиль работы ног, который стал неотъемлемой частью современного спорта. Фумикоми-аси доса или движение, в сущности, является окури-аси с добав-лением хлопка передней ногой. Окури-аси – это процесс толкания вперёд правой ноги, используя силу левой ноги, это движение применяется в атакующем движении. Хотя кроме этого существуют другие варианты работы ног в кэндо.

Мы используем аюми-аси (работа ног для хождения), чтобы перед атакой покрыть длинную дистанцию за пределами маай. Цуги-аси позволяет нам подставить левую ногу поближе к правой, нежели чем в окури-аси, чтобы совершить более резкое (взрывное) движение вперёд. И хикари-аси позволяет нам делать диагональные шаги, чтобы применять одзи-вадза.

Многие из нас становятся зависимыми от окури-аси и фумикоми-аси. Начинающим кэндока практи-чески невозможно выполнять эти движения правильно, но обычно они всё равно используют такие движения при любых обстоятельствах. Мне часто приходится видеть, как в упражнении кирикаэси используется окури-аси, когда было бы естественно использовать аюми-аси.

Вопреки распространённому заблуждению не обязательно топать, чтобы совершить успешную атаку. В ниппон кэндо но ката не используется «топающая» техника, так же при выполнении любой из семи одати техник, при условии, что эти техники были сделаны правильно, это равнозначно иппону в сиае. «Ки кэн тай ичи» не всегда зависит от того, топнула ли ваша правая нога по полу. На самом деле во многих одзи-вадза удар совершается при движении задней ноги на своё место.

Фумикоми-аси – краеугольный камень в кэндо, но он в основном подходит в случае выполнения си-каке атак вперёд, поэтому мы не можем позволить себе забывать другие варианты работы ног. Очень маловероятно, что кто-либо из нас будет биться на настоящих мечах посреди рисового поля, но если бы нам пришлось, то единственную ценность, которую фумикоми-аси представляло бы в этой ситуации – это забрызгать вашего противника. В додзё нам необходимо двигаться на разной скорости и в разных направлениях, поэтому мы должны учится использовать все возможные формы работы ног в кэндо.

(https://kendoinfo.wordpress.com/2015/08/17/fumikomi-ashi-not-the-only-way/

Многие люди считают, что «ки кэн тай ичи» заключается в нанесении удара по вашей цели одно-временно с топаньем правой ступнёй и выкрикиванием киай. Я не могу не согласиться с этим, но я думаю, что понимание «ки кэн тай ичи» гораздо глубже этого. И многие кэндоисты постигают это со временем из личного опыта, а не в процессе обучения. Дословно «тай» означает тело, а не только правую ступню. Мне же это видится скорее как предостережение: «Не атакуйте только силой одних лишь рук».

Никаких ударов «на месте» в кэндо

Вы можете поразить вашу цель, лишь вытянув руки вперёд, при этом ваше тело останется на месте вдали от вашего противника. Это не то, чему мы учимся в кэндо. Именно поэтому мы учимся «сутэми» или самопожертвованию. Мы должны вложить всего себя в удар, не думая об отступлении или защите.

Отличия от основ

Основные базовые движения в кэндо можно увидеть в субури упражнениях, таких как «дзёги бури» и остальных, в которых мы никогда не делаем фумикоми. Мы лишь делаем скользящий шаг вперёд передней ногой, и в момент, когда задняя нога (обычно левая) начинает двигаться вперёд за передней, мы совершаем удар. Но когда мы надеваем богу, то всё меняется – как только передняя нога «приземляется», наш синай поражает цель. Хм… Что вы думаете об этом?

Две разные вещи, но основанные на одной цели

Так как принято считать, что основа кэндо – это «оси-гири» (выбрасывание синая вперёд при ударе – прим. авт. англ. ориг. «push to cut»), то мы должны переместить наше тело вперёд вместе с ударом. Именно по этой причине задняя нога должна следовать за передней. Давайте это запомним и будем отталкиваться от этого как от основы дальнейшего обсуждения.

Когда наше тело начинает смещаться вперёд, тем самым заставляя нашу переднюю ногу оторваться от пола и парить в воздухе, мы можем назвать это положение переходом от устойчивого состояния к не сбалансированному состоянию. Однако, в момент удара, мы всегда стремимся насколько это возможно находиться в сбалансированном и устойчивом положении. И что ещё более важно, мы хотим максимально увеличить силу и эффективность применяемой техники.
Это видео (к сожалению, только на японском языке) наглядно демонстрирует то, что нанесение удара и одновременно с этим «топанье по полу» правой ногой намного мощнее, чем нанесение удара без синхронизации с таймингом.

Основная разница заключается в том, делаете ли вы удар с фумикоми или без фумикоми. Таким образом, работа ног при ударе с фумикоми или без фумикоми различается, как мне кажется, из-за того, что в обоих случаях удар по противнику должен быть нанесён с максимальной силой и эф-фективностью, при этом сохраняя баланс всего тела и оси-гири (прим. авт. – Как мне кажется, здесь имелось ввиду то, что в эффективных ударах с фумикоми или без – свой баланс, тайминг и т.д.).

С другой стороны, сражаясь настоящим мечом, обычно используется принцип «хики-гири» (притянуть меч к себе при ударе – прим. авт. англ. ориг. «pull to cut»), таким образом, не имеет смысла в этом аспекте подставлять вперёд левую ногу как это делается в кэндо, если не использовать оси-гири целенаправленно (прим. авт. – Как мне кажется, здесь имелось ввиду то, что эффективные удары могут быть разные и без фумикоми).

Ки Кэн Тай Ичи = Энергия, Меч и Тело должны сталь единым целым.

Это всего лишь моя интерпретация, чтобы стало понятно то, что я постиг с тех пор как начал заниматься кэндо. Ибо я видел огромное множество техник в кэндо, соответственно у этих техник су-ществует так же много разных «ки кэн тай ичи».
Например, когда вы практикуете «котэ суряги котэ» (можно увидеть в Ката №6) в кэндо, в какую сторону вы обычно двигаетесь, вперёд или назад после того как вы выполнили эту технику? Это всегда зависит от того на какое расстояние приблизился ваш противник, но вероятнее всего вы останетесь на месте, атакуя «котэ суряги котэ», или же будете двигаться назад для того чтобы оказаться на подходящей дистанции для эффективного удара. Конечно же, вы можете попробовать использовать фумикоми в этой вадза, но это абсолютно не обязательно. Лучший способ атаковать так, как вы это делаете в Ката №6. И что бы вложить в удар максимальную мощь, вам необходимо лишь чуть-чуть опуститься всем телом. Только уж совсем чуть-чуть, как это делается в «йай-госи» (слегка согнуть колени, чтобы опуститься, и придать устойчивость телу с помощью зэншина, как это показано на картинке). Обычно вы делаете шаг вперёд на левую или на правую ногу для того, чтобы совершить эффективный удар. Иногда даже вам не нужно делать шаг вперёд, что можно часто наблюдать в йайдо.

06b3f2ee7bfa6e66a3ff60c6cd759fce

Итак, дело в том, что все эти три элемента должны быть выполнены как единое целое, чтобы максимизировать мощность оружия, которое вы используете. Таким образом, ваш удар будет настолько эффективным, насколько он может быть в принципе.

Фумикоми (топанье) не цель, а результат!

Обычно мы наносим удар «мэн» с дистанции «иссоку итто но ма» (или чуть поближе), которая в свою очередь, скорее всего, является дистанцией на которой мы не можем достать до противника не выпрыгивая. Так что нам нужно оттолкнуться от пола задней ногой, придавая себе небольшое ускорение (толчок), чтобы достать до цели. И ЭТО ВСЁ!

Многие считают, что «топанье» — это важно, но на самом деле не очень. Если вы можете совершить мощный удар без фумикоми, соединив все три элемента «кик эн тай ичи» вместе с последующим зэншином, то вы круты! Таким образом, по моему мнению, не важно какая (правая или левая) нога у вас впереди в момент удара, если вы выполняете технику, мощность которой максимизирована ки кэн тай.
Это те мысли, которых я придерживаюсь на данный момент. Они могут и поменяться 🙂