Несколько слов о сэмэ

проф. Ойа Минору (Oya Minoru), 7-й дан кёси кендо
Опубликовано в журнале Kendo World выпуск 5.2
Перевод с английского: Антон Федотов

В поиске уязвимостей (явная и неявная “суки”)

Говоря простыми словами, семе это поиск способа сломать защиту камаэ, получить преимущество над противником, благодаря чему появляется возможность нанести эффективный удар. В кендо часто говорят: “сначала победи, затем нанеси удар” — вы должны победить на стадии семе, прежде чем реализовать атаку. Таким образом, то, как провоцируется движение противника, и то влияние, которое вы можете оказать на его форму, и составляет семе. Удар за счёт везения или удачного стечения обстоятельств это не семе.

“Создавать возможность (кикай) для удара”, означает динамично и творчески искать уязвимости. То есть, искать изменения и дефекты в противнике. Это не пассивное ожидание, это активное действие, поступательный процесс провоцирования дефектов или изменений.

Уязвимость (суки) может быть выраженной, то есть имеющей физическую форму, например физическое ухудшение камаэ, или не иметь внешней формы, например внутренняя психологическая слабость камаэ. Внешняя форма и внутренний дух это две стороны одной монеты: внешняя форма влияет на дух и наоборот, психологическое состояние выражается во внешних проявлениях.

Семе на практике

Основные факторы, позволяющие разрушить защитное камаэ проивника, поставить себя в выгодную позицию для эффективного удара, то есть, основные факторы семе, следущие:

  • Захват инициативы духом (ки)
  • Захват центра
  • Выбор выгодной дистанции (маай)

Захват инициативы духом (ки)

В кендо часто используется термин “кидземе” (семе с помощью ки), он означает, что ки должна течь сквозь процесс удара от камаэ до дзансина. Можно даже сказать, что ки составляет суть кендо. “Захват инициативы с помощью ки” включает в себя сохранение “единства сознания, духа и техники” (прим.пер.: см.: син-ки-рёку-ичи) начиная с санкё, и продолжая постоянным давлением “кидземе” на камаэ противника. Просто ударить первым — не означает захватить инициативу. Следуя наставлению “сначала ки, затем техника”, даже если ваша техника следует после действий противника, ваша ки должна опережать его, так, сохраняя инициативу с помощью ки, вы можете перехватить технику противника и противостоять ей.

Кроме того, “захват инициативы с помощью ки” связан со способностью использовать любую возможность. Нельзя точно объяснить, что значит “захват инициативы с помощью ки”, это за границами того, что можно выразить словами. Тем не менее, можно объяснить “захват инициативы с помощью ки” как “концентрацию воли к победе”, но не победе за счёт удара, а победе в фазе предшествующей удару: “добиться превосходства в ки” или “победить кидземе”. Или же как способность обуздать дух противника и опередить, опрокинуть его своим духом. Иными словами, “подавить” или “сбить” ки оппонента, а затем воспользоваться его скованностью и замешательством. То есть “захватывать инициативу с помощью ки” значит не давать духу противника полностью сконцентрироваться и ошеломить вас, это значит сохранять психологический и физический контроль, позволяющий воспользоваться любой возможностью в то самое мгновение, когда она появляется. В старые времена говорили “ки проникает даже сквозь камень и железо” (Чу Ши, неоконфуцианский учёный, 1130-1200 г.г.), и “ки это больше чем техника или принципы, это сверхъестественная сила, властвующая над обоими” (Негиши Шинтаро, фехтовальщик конца периода Токугава, начало периода Мэйдзи).

“Захват инициативы с помощью ки” сложно объяснить понятными словами, у него нет определённой формы, это познаётся через опыт многих лет упорных тренировок. Это достигается правильной стойкой, наполнением тандена ки, удержанием этой ки сильным кулаком левой руки, и, входом в противника с концентрированной ки, текущей от левой руки к кончику синая. По эффекту это близко к “удару противника животом” или “атаке самого центра противника вашей ки”. Чтобы суметь захватить центр противника таким образом, ваш собственный центр должен быть наполнен ки до краёв.

Захват центра

“Захват центра” означает направление кончика меча на центр противника, удерживая при этом кенсен противника вне вашего центра. Сохранение контроля, защита своего центра, разрушение центра противника и открытие его для атаки. Такое использование ки как “захват инициативы с помощью ки” и подавление духа противника составляют фундамент “захвата центра”, эти действия ки материализуются в движениях синаев.

В принципе, если вы направляете кончик меча на центр противника и двигаетесь вперёд, его синай будет вытеснен с центра. Лишние движения синая с использованием запястий на самом деле делают вашу позицию более слабой, даже если вы двигаетесь вперёд. Хотя воздействие на синай противника с разных направлений (давление вниз, сбив в сторону и т.п.) существует как часть семе, ки всегда должна быть в основе этих действий: они должны рассматриваться как техническое воплощение “заряженой” камаэ и мощных движений тела.

В любом случае, основа захвата центра противника это движение насыщенной ки сфокусированной в сейка танден, т.е. нижней части живота, и направление этой ки из левой руки через мощное камаэ с намереньем пронзить центральную линию противника вашим кенсеном.

Выбор выгодной дистанции (маай)

Если дистанцию между вами и противникаом разделить пополам, то пространство между вашими руками и кончиком меча это “ваше пространство”, а между руками и кончиком меча противника “пространство противника”. “Ваше пространство” это ваши боевые позиции, а “пространство противника” — его боевые позиции. Если вы ворвётесь в “пространство противника”, то есть сломаете его камаэ, вы окажитесь в выгодной позиции. С другой стороны, когда противник захватывает “ваше пространство”, вы оказываетесь в опасном, подавленном положении. Таким образом, использование пространства между вами и противником даёт каждому из вас возможность сместить баланс поединка в свою пользу, и, в конце концов, добиться победы.

Старое изречение гласит: “Пусть дистанция будет близкой для вас, но далёкой для противника”. Эти слова кажутся противоречивыми, учитывая, что физически вас разделяет одна дистанция. Однако, близость дистанции на самом деле зависит от множества факторов, таких как настрой, уверенность, разница технических возможностей, стойка, и т.д. — то есть от всех факторов, которые развиваются в процессе тренировки. Это не просто вопрос “шага вперёд”. Дистанция сжимается, если внимание сфокусированно на левом бедре и левой руке.

Сан-саппо

Явление семе можно обобщить с помощью такой важной идеи как “сан-саппо”. Она описывает три способа перебороть противника, путём “убийства ки”, “убийства меча” и “убийства вадза”. “Убить ки” означает сломить противника силой своей воли и атаковать незамедлительно, как только он даст слабину. Таким образом можно “захватить” его меч и предотвратить его атаку.

“Убийство меча”, если говорить просто, это сохранение кенсена на центральной линии противника, то есть препятствование ему захватить ваш центр. В борьбе за контроль центра вы можете выдавливать, сбивать, отклонять, закручивать синай противника. “Убивая меч” таким образом вы можете привести противника в замешательство и лишить возможности выполнить технику. Чтобы это стало эффективным, необходимо поддерживать постоянную готовность атаковать появившуюся уязвимость в любой момент, и использовать для этого всё тело, а не только руки, с помощью которых вы управляете синаем противника.

“Убийство вадза” это подавление противника в тот самый момент, когда он собирается начать атаку, это значит решительно атаковать на опережение, не позволяя ему завершить вадза. Если техника противника оказывается неэффективной, он будет вынужден защищаться, что повлияет на его атакующее намерение и лишит его возможности свободно действовать.

Эти три компонента, вместе называемые сан-саппо, не следует воспринимать по отдельности. Нужно понимать, что есть вы “убиваете” один из трёх, то два других также будут уничтожены. Более того, убивая ки, меч и вадза, вы на самом деле “убиваете стойку” противника, а это значит, что он не сможет ни защититься ни атаковать.

Проблема “сен” и “го”


Объяснение сен и го

“Если вы владеете инициативой (сен) вы контролируете противника, если вы слишком медленны, он будет контролировать вас”. Всегда быть готовым атаковать, удерживать инициативу и использовать любую возможность крайне важно, так как пассивная позиция сделает вас “догоняющим”. Атака в тот момент, когда вы видите намерение противника атаковать вас, называется в кендо “захват сен”. Существует три сен: “сен-сен-но-сен” (на опережение), “сен” (одновременно) и “го-но-сен” (после). Все вместе они относятся к “митцу-но-сен”. Три сен неотделимо связаны с процессом и результатом обмена вадза, и психологическим взаимодействием в схватке. Техника не может быть выполнена верно, если вначале вы решаете какой сен использовать. Вместо этого вы всегда должны быть готовы ударить со всеохватывающим намерением захватить сен. Выполненная так вадза будет реализована с одним из трёх сен естественным образом. Говоря конкретнее, каждый сен имеет определённые свойства:

Сен-сен-но-сен

  • Оба противника находятся на правильной дистанции с решением атаковать друг друга (принять решение атаковать это первый “сен”)
  • Ваш противник проявляет намерение атаковать (проявление намерения атаковать это второй “сен”)
  • Мгновенно распознав начало атаки противника, немедленно контратаковать, опережая его движение (атака опережающая второй “сен” это ваш сен (но-сен))

Противник решает атаковать (первый сен в сен-сен-но-сен), это решение выражается в начале удара (второй сен), которое подавляется вашей контратакой, опережающей второй сен. Поскольку вы на самом деле атакуете, это также называется “какари-но-сен”. В техническом арсенале это представлено техниками дебана (дегашира) вадза.

Сен

  • Ваш противник видит уязвимость и начинает атаку
  • Атакуйте противника до того как его атака увенчается успехом

Это также называют “тай-но-сен” (противостоящий сен), этот сен представлен такими техниками как нуки-вадза, суриаге-вадза, каэши-вадза и так далее. Другими словами, атака противника уже началась, но она не достигает успеха, поскольку на пол дороги вы реализуете контратаку.

Го-но-сен

  • Ваш противник видит уязвимость и начинает атаку
  • Сбейте синай противника и контратакуйте как только его техника блокирована и атака подавлена.

Поскольку здесь вы ждёте атаки противника прежде чем начать свою, это также называют “тай-но-сен” (ожидающий сен), и к этой категории относятся техники учи-отоши.

В противостоянии с противником процесс приводящий к атаке можно описать так: перемена в сознании -> проявление ки -> изменение формы -> вадза. В сен-сен-но-сен удар наносится интуитивно в момент “перемены в сознании” или в момент “проявления ки”, и может быть описан как “удар в сознание сознанием”, “удар ощущениями по ощущениям” или “атака предчувствия”. Атака сен-сен-но-сен это высший уровень вадза. Атаки “сен” происходят в момент “изменения формы”, их смысл в “атаке начала техники”. “Го-но-сен” возникает в конце, когда вадза подавляется в самой точке завершения и возвращается ответной техникой. Несмотря на то, что различные “сен” и возникающие при этом возможности для удара могут быть описаны в терминах такого процесса, важно всегда искать возможность захватить инициативу и быть готовым атаковать первым. Только так митсу-но-сен станет результативной вадза.

Кен-тай-ичи

“Кен-тай-ичи” можно описать как нераздельную комбинацию атаки и защиты. Кен относится к нападению, а тай к защите. Эта идея также зовётся “кен-чу-тай” (атака внутри защиты) и “тай-чу-кен” (защита внутри атаки). Такано Сасабуро в “Кендо” детально описывает эту концепцию.

Блокируя, отражая, парируя, сбивая, вы должны продолжать действие атакой. Атакующий меч это одновременно и защищающий меч. Защита нужна для атаки, а атака формирует защиту… В атаке всегда есть ожидание, и есть атака в ожидании… Атака с таймингом сен-сен-но-сен и победа до того как противник сможет начать атаку это высший уровень. Но можно победить противника уклоняясь, парируя, и контратакуя. Также можно одержать победу “разбив” атаку противника или сделав её неэффективной с таймингом го-но-сен.

Такано говорит, что между движениями не должно быть никаких пауз. Более того, если вы просто думаете о своей атаке, вам будет сложно контратаковать эффективно. И наоборот, ожидая атаки противника, вы не сможете мгновенно среагировать своей атакой на открывшуюся уязвимость. Иными словами, вы не должны быть обеспокоены ни атакой ни ожиданием, они должны быть объединены. Отсюда возникает противоречивое, на первый взгляд, высказывание: “Не идите вперёд, не идите назад, не стойте на месте”.