Во второй ката — нихон-ме (nihon-me) — учитачи и ситачи начинают с положения чудан.
Значение ката №2
В ката №1 мы убиваем нашего оппонента. В ката №2 мы не забираем его/ее жизнь, однако отрубаем оппоненту кисть.
Ситачи мог бы забрать жизнь учитачи, если бы хотел, но он не хочет. Согласно учениям Иноуэ сенсея, это уже начало кендо.
С того времени, как мы освоили технику, с помощью которой мы забираем жизнь оппонента с одного удара (ката №1), мы должны контролировать себя, чтобы использовать такую технику как можно реже. Это означает, что мы должны избегать убийства или травмирования других.
В ката №2 ситачи забирает боевую способность атакующего, но не его жизнь.
Если бы убийство было нашей целью, тогда в ката №2 мы должны бы были нанести нашему оппоненту мен. Но вместо убийства, мы оставляем учитачи жизнь. Ката №2 воплощает это в виде нанесения коте.
Далее, что происходит:
Учитачи | Ситачи |
Учитачи принимает чудан | Ситачи принимает чудан |
Оба делают три больших шага вперед, начиная с передней ноги. | |
Учитачи наносит удар коте, делая шаг правой ногой. | Ситачи избегает удара коте, опуская свой меч вниз и делая шаг назад левой ногой диагонально влево. Затем выполняет удар коте по правому коте учитачи, делая шаг правой ногой. Название техники — коте-нуки-коте. |
Учитачи начинает двигаться назад, чтобы оказаться обратно в центре, сохраняя при этом зрительный контакт. | Ситачи начинает двигаться вправо, чтобы также оказаться обратно в центре. При этом сохраняет зрительный контакт. |
Оба, учитачи и ситачи, принимают чудан. | |
Оба опускают мечи, отводя свой меч вправо так, чтобы кенсаки находился приблизительно перед своим правым коленом. | |
Оба делают пять маленьких шагов назад с левой ноги. | |
После пяти шагов оба принимают чудан: готовы к ката №3. |
Некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание
Не нужно делеть слишком большой замах: замах для котэ достаточен, если вы можете увидеть цель удара под своими руками.
Ситачи не должен уходить от удара слишком рано и слишком далеко. В идеале, ситачи ждёт до самого последнего мгновенья и отходит в сторону ровно на столько, насколько сколько необходимо, обычно достаточно 10-20 см.
После атаки учитачи, его меч останавливается горизонтально, как бы отрубив невидимую руку, а меч ситачи останавливается над рукой противника, то есть несколько выше горизонтали, при этом меч направлен на центр противника, в область живота, это момент демонстрации дазнсин.
Обратите внимание, что в некоторых случаях трактовки элементов ката отличаются от региона к региону и от сэнсэя к сэнсэю (особенно это касается третьей формы). Вы, несомненно, проявите хороший тон, если в каждом додзё, где тренируетесь, будете выполнять элементы ката так, как это делает инструктор данного додзё или лицо проводящее семинар. В отношении второй ката это проявляется в замахе. В некоторых случаях сэнсэи требуют от ситачи и учитачи больших (оки) ударов котэ. Иногда возможен вариант тисай-котэ с обеих сторон. Или же оки-мэн со стороны учитачи, который (после начал ухода ситачи влево-назад) незамедлительно переходит в котэ (поскольку котэ открывается, появляется суки) и тисай-котэ со стороны ситачи, который стремительно контратакует запястье учитати после того, как завершает свой уход (нуки вадза) влево-назад опусканием кистей рук держащих меч.
Понимая разницу между различными трактовками и версиями одной и той же ката, Вы создаёте себе условия для перехода на новый уровень их исполнения.
В статье использованны материалы сайта Руководство по Кендо