Ката №4: Ёнхон-ме

В кендо ката ёнхон-ме используется хассо но камаэ и ваки-камаэ. В современном кендо эти стойки больше не используются. Однако, как все мы помним, одной из целей ката как раз таки является напоминание о том, откуда пошло кендо. Поэтому в ката есть такие стойки даже не смотря на то, что сейчас мы их не используем (базовые камаэ, необходимые в кендо-ката, мы разберём в отдельной статье).

Ситачи применяет маки-каэси, используя хираки-аси. Это достаточно продвинутая техника. Если вы не знаете, что такое хираки-аси, вам будет очень сложно овладеть этой техникой.

Маки-каэси — тоже продвинутая техника. Её механизм очень полезен для овладения способом использовать запястья гибко.

Оба, и учитачи, и ситачи, должны уделять дополнительное внимание дистанции.

Учитачи должен чувствовать дистанцию, когда оба выполняют удар мен. Ситачи должен хорошо выполнить хираки-аси, чтобы потом суметь нанести учитачи удар мен правильной частью моноучи.

Учитачи Ситачи
Делает шаг вперед левой ногой и принимает хассо (цуба на уровне рта). Ситачи делает шаг назад правой ногой и принимает вакигамаэ.
Оба делают три шага вперед, начиная с передней ноги. Дистанция после этих шагов больше чем обычно (то ма).
Оба поднимают меч над головой, принимая дзёдан, тело смотрит прямо на партнёра.
Ступая правой ногой одновременно наносит удар сёмен, при котором мечи пересекаются на уровне головы.
Опускает меч на уровень чудан, борясь за центр. Во время опускания меча учитачи может чуть отвести меч назад, чтобы скорректировать дистанцию, но без отшага. Опускает меч на уровень чудан, борясь за центр.
Делает шаг вперед правой ногой и выполняет полностью завершенный укол в правое легкое ситачи, разворачивая меч вправо (лезвие смотрит вправо). Крик «Я!» во время укола. Немного подается вперед со слегка опущенным вниз кенсаки. Парирует с шагом по диагонали вперед влево с левой ноги, поднимая левую руку над головой. (Техника называется маки-каэси.) Во время подведения правой ноги к левой сзади, наносит сёмен. Крик «Тоо!». Такая работа ног называется хираки-аси. Парирование и удар должны быть одним движением.
Возвращается в центр с левой ноги, выходя из положения цки. Показывает дзансин, возвращается в центр с правой ноги, опуская при этом меч в чудан.
Оба опускают мечи, отводя его вправо так, чтобы лезвие смотрело по диагонали вниз слегка влево. Кенсаки меча должен указывать ниже левого колена оппонента.
Делают пять маленьких шагов назад с левой ноги.
После пяти шагов принимают чудан: готовы к ката №5.

На что нужно обратить внимание

В стойке ваки-камаэ меч должен быть скрыт за телом. Принимая эту стойку, ведите меч вертикально, близко к телу, так, будто справа от вас находится стена комнаты и вы не должны её задеть. Стойка хассо подобна стойке дзёдан, с той лишь разницей, что руки опущены ниже. Каждая из этих стоек опасна для противника (ваки-камаэ скрывает длинну меча, а хассо — давящая, атакующая стойка). Поэтому, сходясь на центре, противники опасаются друг друга и останавливаются на безопасной дистанции, и обоюдная атака сёмен не достигает цели (в довоенной версии ката, расстояние перед атакой было обычным, но ситачи регулируя дистанцию делал смену ног на месте, в современной версии этот элемент упразднён).

Несколько лет назад из этой ката также убрали отшаг учитачи перед нанесением цуки. Будьте внимательны: многие кто учил ката давно могут делать этот отшаг, но по современной официальной версии это ошибка.

Техника маки-каэси выполняется легко, это не силовой увод меча противника в сторону, наоборот, лишь подстраховка и сохранение контроля лёгким касанием меча противника. Именно благодаря контрасту между плотным контактом при борьбе за центр и внезапным исчезновением давления учитачи «проваливается» при атаке цуки. Сразу после этого меч переходит к атаке мэн через центральную линию (не сбоку от тела!)

Ещё раз хочется обратить внимание на то, то четвёртая ката, при кажущейся простоте, достаточно сложна в исполнении. Ключевых моментов для её понимания три.

Во-первых, это камаэ. Если вы некоторое время практикуете кендо, то должны чувствовать с какой скоростью можете атаковать из положения тюдан-но-камаэ. Если время вашей практики около пяти лет, то вы должны понимать и, возможно, уметь использовать, свой тайминг. Для йонхон-мэ важно тоже самое. Несмотря на то, что мы не используем в современном кендо хассо-но-камаэ и ваки-камаэ, чувство с которым вы принимаете и движетесь в них должно быть аналогичным вашему тюдан при синай-кэйко. Это означает, что из такого положения у вас должна быть возможность легко двигаться и быстро атаковать. Положение должно выглядеть и быть естественным. Этого сложно добиться. Попробуйте освоить эти камаэ в рамках кендо-ката.

Во-вторых, это краткое действие следующее за аю-мэн. После того, как мечи соприкоснулись, в не достигшем цели ударе мэн, учитачи и ситачи переходят в тюдан стараясь захватить центр. Если бы вы использовали синкэн, то при скольжении клинков друг относительно друга возникло бы серьёзное трение и скрежет. Для захвата центра, как учитачи, так и ситачи, не должны использовать физическую силу и напрямую задействовать мышцы рук. Сила концентрируется в бёдрах и пояснице. Дистанция опасна для обоих и более опытный, владеющий инициативой учитачи, достигая уровня суэгэцу, разворачивает меч для укола в лёгкое (когда лезвие меча параллельно земле, оно без труда проходит между рёбрами). Лёгкий и быстрый разворот изогнутого меча (только за счёт кистей рук) должен заставить ситачи провалиться, но (при правильном использовании тела) в ката этого не происходит.

И, наконец, в-третьих, это плавность выполняемых действий и отсутствие задержки в маки-каэси. Также как при переходе из хассо-но-камаэ и вакэ-камаэ в дзёдан, мягкий переход от контроля центра к скользящему уводу (каэси) и контратаке (мэн) делается легко, без каких-либо усилий и только за счёт кистей и движения тела. При этом левая рука ситачи поднимается по центральной линии вверх для нанесения удара сёмэн-учи. Ключ к выполнению данной вадза расслабленность, лёгкость тела и гибкость кистей.

Выполняя маки-каэси также надо обратить внимание на плоскость клинка в его вертикальном положении. Лезвие должно смотреть назад, а не вбок, так, чтобы не было контакта двух лезвий, кроме того, правильное положение плоскости позволит сделать последующий удар по правильной траектории более естественно.

Материал составлен на основе статьи на сайте Руководство по Кендо