В кендо ката ёнхон-ме используется хассо но камаэ и ваки-камаэ. В современном кендо эти стойки больше не используются. Однако, как все мы помним, одной из целей ката как раз таки является напоминание о том, откуда пошло кендо. Поэтому в ката есть такие стойки даже не смотря на то, что сейчас мы их не используем (базовые камаэ, необходимые в кендо-ката, мы разберём в отдельной статье).
Ситачи применяет маки-каэси, используя хираки-аси. Это достаточно продвинутая техника. Если вы не знаете, что такое хираки-аси, вам будет очень сложно овладеть этой техникой.
Маки-каэси — тоже продвинутая техника. Её механизм очень полезен для овладения способом использовать запястья гибко.
Оба, и учитачи, и ситачи, должны уделять дополнительное внимание дистанции.
Учитачи должен чувствовать дистанцию, когда оба выполняют удар мен. Ситачи должен хорошо выполнить хираки-аси, чтобы потом суметь нанести учитачи удар мен правильной частью моноучи.
Учитачи | Ситачи |
Делает шаг вперед левой ногой и принимает хассо (цуба на уровне рта). | Ситачи делает шаг назад правой ногой и принимает вакигамаэ. |
Оба делают три шага вперед, начиная с передней ноги. Дистанция после этих шагов больше чем обычно (то ма). | |
Оба поднимают меч над головой, принимая дзёдан, тело смотрит прямо на партнёра. | |
Ступая правой ногой одновременно наносит удар сёмен, при котором мечи пересекаются на уровне головы. | |
Опускает меч на уровень чудан, борясь за центр. Во время опускания меча учитачи может чуть отвести меч назад, чтобы скорректировать дистанцию, но без отшага. | Опускает меч на уровень чудан, борясь за центр. |
Делает шаг вперед правой ногой и выполняет полностью завершенный укол в правое легкое ситачи, разворачивая меч вправо (лезвие смотрит вправо). Крик «Я!» во время укола. Немного подается вперед со слегка опущенным вниз кенсаки. | Парирует с шагом по диагонали вперед влево с левой ноги, поднимая левую руку над головой. (Техника называется маки-каэси.) Во время подведения правой ноги к левой сзади, наносит сёмен. Крик «Тоо!». Такая работа ног называется хираки-аси. Парирование и удар должны быть одним движением. |
Возвращается в центр с левой ноги, выходя из положения цки. | Показывает дзансин, возвращается в центр с правой ноги, опуская при этом меч в чудан. |
Оба опускают мечи, отводя его вправо так, чтобы лезвие смотрело по диагонали вниз слегка влево. Кенсаки меча должен указывать ниже левого колена оппонента. | |
Делают пять маленьких шагов назад с левой ноги. | |
После пяти шагов принимают чудан: готовы к ката №5. |
На что нужно обратить внимание
В стойке ваки-камаэ меч должен быть скрыт за телом. Принимая эту стойку, ведите меч вертикально, близко к телу, так, будто справа от вас находится стена комнаты и вы не должны её задеть. Стойка хассо подобна стойке дзёдан, с той лишь разницей, что руки опущены ниже. Каждая из этих стоек опасна для противника (ваки-камаэ скрывает длинну меча, а хассо — давящая, атакующая стойка). Поэтому, сходясь на центре, противники опасаются друг друга и останавливаются на безопасной дистанции, и обоюдная атака сёмен не достигает цели (в довоенной версии ката, расстояние перед атакой было обычным, но ситачи регулируя дистанцию делал смену ног на месте, в современной версии этот элемент упразднён).
Несколько лет назад из этой ката также убрали отшаг учитачи перед нанесением цуки. Будьте внимательны: многие кто учил ката давно могут делать этот отшаг, но по современной официальной версии это ошибка.
Техника маки-каэси выполняется легко, это не силовой увод меча противника в сторону, наоборот, лишь подстраховка и сохранение контроля лёгким касанием меча противника. Именно благодаря контрасту между плотным контактом при борьбе за центр и внезапным исчезновением давления учитачи «проваливается» при атаке цуки. Сразу после этого меч переходит к атаке мэн через центральную линию (не сбоку от тела!)
Ещё раз хочется обратить внимание на то, то четвёртая ката, при кажущейся простоте, достаточно сложна в исполнении. Ключевых моментов для её понимания три.
Во-первых, это камаэ. Если вы некоторое время практикуете кендо, то должны чувствовать с какой скоростью можете атаковать из положения тюдан-но-камаэ. Если время вашей практики около пяти лет, то вы должны понимать и, возможно, уметь использовать, свой тайминг. Для йонхон-мэ важно тоже самое. Несмотря на то, что мы не используем в современном кендо хассо-но-камаэ и ваки-камаэ, чувство с которым вы принимаете и движетесь в них должно быть аналогичным вашему тюдан при синай-кэйко. Это означает, что из такого положения у вас должна быть возможность легко двигаться и быстро атаковать. Положение должно выглядеть и быть естественным. Этого сложно добиться. Попробуйте освоить эти камаэ в рамках кендо-ката.
Во-вторых, это краткое действие следующее за аю-мэн. После того, как мечи соприкоснулись, в не достигшем цели ударе мэн, учитачи и ситачи переходят в тюдан стараясь захватить центр. Если бы вы использовали синкэн, то при скольжении клинков друг относительно друга возникло бы серьёзное трение и скрежет. Для захвата центра, как учитачи, так и ситачи, не должны использовать физическую силу и напрямую задействовать мышцы рук. Сила концентрируется в бёдрах и пояснице. Дистанция опасна для обоих и более опытный, владеющий инициативой учитачи, достигая уровня суэгэцу, разворачивает меч для укола в лёгкое (когда лезвие меча параллельно земле, оно без труда проходит между рёбрами). Лёгкий и быстрый разворот изогнутого меча (только за счёт кистей рук) должен заставить ситачи провалиться, но (при правильном использовании тела) в ката этого не происходит.
И, наконец, в-третьих, это плавность выполняемых действий и отсутствие задержки в маки-каэси. Также как при переходе из хассо-но-камаэ и вакэ-камаэ в дзёдан, мягкий переход от контроля центра к скользящему уводу (каэси) и контратаке (мэн) делается легко, без каких-либо усилий и только за счёт кистей и движения тела. При этом левая рука ситачи поднимается по центральной линии вверх для нанесения удара сёмэн-учи. Ключ к выполнению данной вадза расслабленность, лёгкость тела и гибкость кистей.
Выполняя маки-каэси также надо обратить внимание на плоскость клинка в его вертикальном положении. Лезвие должно смотреть назад, а не вбок, так, чтобы не было контакта двух лезвий, кроме того, правильное положение плоскости позволит сделать последующий удар по правильной траектории более естественно.
Материал составлен на основе статьи на сайте Руководство по Кендо