Ката №5: Гохон-ме

В кендо ката гохон-ме, ситачи изучает мен-суриаге-мен. Учитачи принимает хидари дзёдан, а ситачи – хирасейган (чудан, но смотрящий в левую руку учитачи).

Удар мен в данной ката не такой же, как мен в ката №1. В кендо ката №1, выполняя удар мен, учитачи намеревается разрубить ситачи пополам с макушки и до пояса. Но в ката №5 удар мен выполняется с целью разрезать только лицо (череп). Поэтому, когда вы работаете в качестве учитачи, убедитесь в том, что не опускаете свой бокуто полностью вниз.

Другая важная вещь в ката №5 заключается в том, что учитачи должен так наносить удар мен, чтобы ситачи мог правильно выполнить свой суриаге.

Помните о том, что ката – это не состязание. Ката предназначены для того, чтобы изучить многие важные моменты, такие как техника дыхания, ма-ай (дистанция), ма (тайминг).

Что проверяет аттестационная комиссия на экзамене: конечно, всю ката в целом, но если вы ситачи, вы должны правильно выполнять следующее движение. После суриаге вы должны поднять меч вверх над своей головой без опускания кенсаки вниз. Чтобы избежать опускания, вы должны поднять руки вверх по диагонали назад под углом около 45 градусов. Даже не смотря на то, что это довольно просто исправить, у многих не получается сделать правильно. Обратите внимание на это движение в следующий раз, когда будете практиковать гохон-ме.

Учитачи Ситачи
Учитачи делает шаг вперед левой ногой, принимая дзёдан. Против левого дзёдан учитачи, ситачи держит чудан (или хира-сейган), направляя кенсен к левому кулаку учитачи.
Оба делают три больших шага вперед, начиная с передней ноги.
В правильный момент учитачи наносит сёмен с киай «Яаа!». Ситачи выполняет технику суриаге на ударе сёмен учитачи, чтобы отклонить меч учитачи, поднимая свой кенсен вверх и делая шаг назад с левой ноги. Оба бокуто при этом должны слегка коснуться друг-друга, но не столкнуться.
После того, как ситачи выполнит технику суриаге, учитачи позволяет мечу опуститься вниз с правой стороны естественным образом. Ситачи продолжает поднимать бокуто над головой и затем без паузы наносит сёмен, делая шаг вперед с правой ноги с киай «Тоо!».
Не теряя контакта глаз, учитачи остается на месте, пока ситачи не примет хидари-дзёдан. Ситачи показывает зансин, опуская кенсен на переносицу учитачи.
Стоит спокойно. Перемещается в левый дзёдан, делая шаг назад правой ногой. Это часть зансин.
Спустя мгновение после того, как ситачи примет хидари-дзёдан, начинает переводить бокуто обратно в положение чудан. Когда учитачи начинает поднимать свой бокуто, возвращается в чудан, делая шаг назад левой ногой.
Оба принимает чудан.
Учитачи делает три маленьких шага назад, начиная с левой ноги. Ситачи делает три маленьких шага вперед, начиная с правой ноги.
Оба возвращаются в центр в положении чудан.
Опускает меч, отводя его вправо так, чтобы лезвие смотрело по диагонали вниз слегка влево.
Кенсаки меча должен указывать ниже левого колена оппонента.
Опускает меч, отводя его вправо так, чтобы лезвие смотрело по диагонали вниз слегка влево.
Кенсаки меча приблизительно на 3 — 6см ниже левого колена оппонента.
Делают пять маленьких шагов назад с левой ноги.
После пяти шагов оба принимают чудан: готовы к ката №6.

Вадза мэн-суриагэ-мэн одна из самых сложных вадза в кэндо. По этой причине стоит практиковать эту ката спокойно и регулярно. Не расставайтесь, если вадза не даётся вам сразу. Существует мнение, что данную технику необходимо чисто выполнить в синай-кэйко только на экзамене на седьмой дан.

Ключевые моменты для выполнения гохон-мэ и суриагэ-вадза: 

Если вы уже знаете рисунок пятой ката и выполняете роль учитачи, то наносите удар сёмэн без паузы после третьего шага. Это важно (в иппон-мэ — наоборот, удар наносится учитачи после остановки).

Суриагэ — это не блок (каэси) и не сбив/отбив (хораи). Это скользящий еле заметный отвод меча противника в сторону. Техника реализуется за счёт того, что ваш меч имеет объём и изгиб. Скользя (глагол «сури» это по-японски «тереть») по кромке вашего бокуто, вынесенного на центральную линию под небольшим углом (5-10 градусов), меч учитачи как бы сам соскальзывает влево-вниз проходя мимо изначальной цели. Поворот меча при выполнении суриагэ со стороны омотэ (в этой ката) выполняется кистью правой руки. При выполнении со стороны ура (в следующей, шестой ката), кистью левой руки. Есть рекомендация поворачивать меч вокруг оси клинка на 90°, некоторые рекомендуют около 45°. Не забудьте сразу после отражения меча восстановить плоскость реза.

Пожалуйста, помните, что суриагэ-вадза выполняется центральной частью клинка — тюо. Принято считать, что катана имеет четыре части:

  • Рукоять (цука) — для манипуляции мечом
  • Часть «возле гарды» (цубамото) — для выполнения блоков
  • Середина клинка (Тюо) — для выполнения скользящих техник (укэнагаси, суриагэ, хорай и т.п.)
  • Часть, которой режут (мэноучи) — ударная часть меча.

katana

В кендо удар мэноучи — одна из составляющих любого валидного действия — иппона.

Пожалуйста, старайтесь: 

  • Всегда толкать кисаки вперед, встречая атаку учитачи.
  • Выполняйте одзи ваза в одно движение, скользя бокуто вверх и затем без остановки вниз; одно движение — один шаг.
  • Чётко контролируйте тайминг.
  • Если, приходя из чудан в хирасэйган, вы мягко выжмете мизинцем правой руки цука бокуто, то кисаки естественным образом сместится к левому глазу оппонента.

Пожалуйста, избегайте:

  • Отклонять кисаки назад (на себя); нельзя опускать кэнсэн.
  • Суриагэ-вадза это не блокирование и удар как два раздельных движения, суриагэ-мэн выполняется как одно движение.
  • Сложно выполнить суриагэ-ваза если учитачи наносит удар с плохим таймингом (слишком медленно, слишком быстро, очень сильно или в первой фазе — быстро, потом, боясь травмировать вас — медленно) или же не по центральной линии.
  • Не ожидайте прихода удара к вам. Будьте готовы действовать вовремя: одновременно с учитачи.

Материал составлен на основе статьи на сайте Руководство по Кендо