Ката №7: Нанахон-ме

В седьмой ката впервые вводится удар до. Нанести эффективный удар до в дзикэйко несколько сложнее, чем удар мэн или котэ. То, как выполняется удар до в этой ката, показывает нам важные элементы того, как мы можем превратить наш удар до синаем в настоящий иппон.

УчитачиСитачи
Сохраняя чудан-но-камаэ оба делают три больших шага вперёд, чтобы сойтись на дистанции исоку-итто-но-маай
С подшагом вперёд делает колющее угрожающее движение мечом в сторону лица ситачи (начало моротэ-цуки) в попытке завладеть центральной линией.С отшагом назад приподнимает меч встречным движением, сохраняя контроль центра и показывая учитачи, что его действие не эффективно.
Оба плавно опускают мечи на уровень чудан
Понимая, что камаэ ситачи очень сильное, не видя бреши в его стойке (суки), учитачи с чувством сутэми (самопожертвования) атакует ударом сёмэн с аюми-аши (смена ног) и криком «Яаа!».С шагом правой ноги вперёд вправо (около 40 градусов), выполняет технику нуки-до с криком «Тоо!».
Не встретив цели, меч учитачи опускается вниз до уровня колена.Продолжая движение вперёд и плавно опуская тело, ситачи делает шаг левой ногой прямо, при этом развернув левую стопу влево под углом 90 градусов к линии ката, а затем, делая шаг правой ногой, ставит правую ногу на колено (под углом 90 к левой ноге). При опускании на колено голова и корпус поворачиваются к противнику. Меч при этом продолжает движение по траектории удара и останавливается в конце этой траектории (на линии ката).
Учитачи поворачивает голову, восстанавливая визуальный контакт (мэцкэ) с ситачи.Принимает ваки-камаэ. Демонстрирует сильный дзансин.
Плавно поворачивается лицом к ситачи, возвращаясь в чудан, проходя через дзёдан.Возвращает меч в чудан, проходя через дзёдан. В этот момент кэнсэны учитачи и ситачи должны встретиться.
Делает отшаг назад.Делает шаг вперёд правой ногой поднимаясь с колена и сохраняя контакт мечей.
Сохраняя концентрацию, боковыми шагами, начиная с левой ноги оба возвращаются в центр на свои места таким образом, чтобы правая стопа всегда была направлена на противника.
Оба садятся в сонкё, убирают мечи в положение тайто и синхронно встают.
Делают пять коротких шагов назад.
Выполняют рэй.

Можно увидеть разные варианты исполнения первого элемента этой ката, когда учитачи угрожает цуки, а ситачи подавляет эту угрозу. Речь идёт о повороте мечей вокруг продольной оси. Наиболее распространённый и, можно сказать, официальный вариант представлен на видео выше: учитачи слегка поворачивает меч против часовой стрелки, как бы начиная горизонтальный цуки как в 4-й ката, а ситачи встречает его атаку синоги, т.е. слегка поворачивая меч по часовой стрелке.

Пожалуйста, обратите внимание, что удар до выполняется не так близко к вертикали как в кихон кендо с синаем, но и не полностью горизонтально (около 50-55 градусов от вертикали). Чтобы нанести эффективный удар по корпусу в реальном бою нужно вложить в него много энергии, для этого используется мощное движение тела вперёд и немного вниз, чтобы задействовать также его вес. Траектория движения тела и определяет траекторию движения меча, который постепенно опускается вниз в одной плоскости (соблюдается хасудзи). Меч должен быть правильно развёрнут в плоскости реза.

На высоком уровне все кендо-ката могут выполняться с синкеном (боевым мечом), поэтому контролируйте свой меч выполняя удар до.

Момент прохода ситачи после удара до — единственный момент во всех ката, где контакт взглядов ситачи и учитачи разрывается. Учитачи восстанавливает визуальный контакт на мгновение позже ситачи. Потеря визуального контакта всегда опасна, поэтому не разрывайте контакт слишком рано (до момента контакта меча с целью).

До последнего времени, разворот ситачи лицом к учитачи выполнялся на правом колене в момент перехода в ваки-камаэ. Однако, согласно последним изменениям, этот разворот допускается выполнять раньше, в момент опускания на правое колено. Для этого необходимо на втором шаге поставить стопу левой ноги на носок и максимально развернуть её влево, в сторону противника, обеспечив подготовку к развороту корпуса. При опускании на правое колено на третьем шаге левая стопа окончательно доворачивается в сторону противника. Если вы выполняете эту версию, пожалуйста, следите за тем, чтобы в конечном положении (после удара) бёдра ситачи были фронтально повёрнуты в сторону учитачи, а ноги были параллельны друг другу.

Возвращаясь на свои позиции в конце ката, необходимо сохранять дзансин. В идеале надо вернуться на исходную позицию за пять шагов, но это не жёсткое требование, и если нужно сделать дополнительные шаги — лучше их сделать, чем двигаться не естественно, нарушая баланс.

Ключевыми моментами для понимания седьмой ката являются мощное камаэ с сильным чусин (центром), сутэми, которое вынужден использовать учитачи, и тайминг удара до.

Обратите внимание, что самопожертвование (сутэми) может быть использовано как эффективная техника. Как справедливо заметил один из сэнсэев, «можно случайно нанести удар, но случайно пропустить удар нельзя». Используйте это не только в кендо-ката, но и во время синай-кэйко.

Для выполнения нуки-до не нужен большой замах. Левая рука остаётся практически в центре, а кончик меча смещается скорее к левому плечу вертикально, чем в сторону. Это позволяет нанести удар достаточно быстро.

Для нанесения удара до мэноучи необходим правильный тайминг. Сохраняйте полную концентрацию, контролируя левым синоги завершающийся неудачный цуки учитачи, и немедленно наносите нуки-до, как только учитачи двинется вперёд из чудан-но-камаэ. Обратите внимание, что сутэми-ваза всегда выполняется без сомнений, стремительно, открыто и с чистым сознанием.