Ката №8: Кодачи но Иппон-ме

Введение

В современном кендо с синаями короткий меч используется только в нито-рю и техника используемая в этих ката в нито-рю применяется в поединке, но для освоения школы двух мечей необходим довольно высокий уровень в кендо с одним мечом и хороший учитель. Тем не менее, навык работы с коротким мечом крайне важен для лучшего понимания маай, тайминга и взаимодействия в поединке. Кроме того, эти ката содержат элементы старой рукопашной техники применявшейся в кендо до его официального преобразования в спортивную дисциплину.

Три Кодачи-но-ката — один из способов расширить наше понимание кендо далеко за границы спортивного поединка.

Изучение техники короткого меча только по ката возможно, но чтобы по настоящему почувствовать как меняется маай и тайминг при работе коротким мечом против длинного и как сделать техники короткого меча эффективными я рекомендую попробовать вести тренировочный поединок используя короткий синай против длинного. В идеале полезно научится применять техники из ката в свободном поединке. Основы ведения поединка коротким мечом против длинного можно взять из техники тандкендо.

Кодачи-но-Иппон-мэ и общие комментарии к трём последним ката

В первой ката вводятся стойка с кодачи: тюдан ханми-но-камаэ и понятие ирими. Все стойки с кодачи — ханми (бёдра развернуты к противнику под углом 25 — 45 градусов). При этом левая стопа немного разворачивается, а правая рука смещается вперёд и вверх, так чтобы кэнсэн короткого меча оказался примерно в том месте, где находился бы кэнсэн длинного в обычной стойке тюдан (за счёт использования бёдер и одной руки). Левая рука во всех стойках с кодачи плотно прижата к поясу (большой палец направлен за спину), кроме тех случаев, когда в конце каждой кодачи-но-ката ситачи возвращается назад на исходную позицию (рука синхронно опускается вниз вместе с мечом).

Стойка тюдан ханми-но-камаэ c ирими в этой ката подразумевает небольшой подъём и поворот кодачи против часовой стрелки, мы как бы направляем кэнсэн в сторону меча противника, находящегося в верхнем положении (дзёдан). Высота кэнсэна зависит от дистанции, роста и длинны рук учитачи. Формально можно установить высоту кодачи-но-камаэ против тюдан (начало и завершение всех трёх кодачи-но-ката) на высоте горла (таким образом, чтобы мэноучи маленького меча перекрывал и подавлял тачи), против дзёдан (8-я ката) на высоте переносицы и против гэдан (9-я ката) на высоте суэгэцу (солнечного сплетения).

Ирими означает «вход». Ситачи во всех трёх кодачи-но-ката должен стремится начать движение вместе с учитачи, а закончить его на мгновение раньше. Таким образом, он вынуждает более опытного учитачи атаковать без подготовки сразу по выходу на удобную дистанцию. Необходимо следить за тем, чтобы ситачи представлял доступную цель (не уходить с линии атаки заранее). Это техника выполняющаяся на «острие бритвы» — только подставив себя под удар, убедив учитачи в том, что его атака будет успешной, ситачи может управлять действиями противника.

Скользящий увод мягкой кистью в 8-ой и 9-ой ката совершается очень близко к лицу (как будто бы вытирая нос соединением большого и указательного пальцев правой руки).

Отдельно следует остановиться на тэноучи правой руки с кодачи. В некотором отношении, оно обратно тэноучи левой руки при работе с тачи. Цука маленького меча должна свободно располагаться между большим и указательным пальцами, собранными в кольцо. Тэноучи выполняется мизинцем и безымянным пальцами в момент реза, при этом угол между лезвием и рукой остаётся более острым, обеспечивая тем самым, «живое» запястье.

Учитачи Ситачи
Принимает дзёдан Принимает чудан-ханми-но камаэ с ирими
Оба делают три шага вперёд
Атакует ударом сёмэн, не встречая препятствия, меч учитачи опускается до уровня колена Смещается вправо и выполняет каэси-мэн, нанося ответный мэн сразу после отражения атаки учитачи
Делает отшаг назад, и поднимает кодачи над головой в положение дзёдан. Это дзансин.
Поднимает меч в чудан и поворачивается лицом к ситачи. Опускает меч в чудан. В этот момент кенсены должны пресечься.
С отшагом и разворотом корпуса возвращается в центр С подшагом возвращается в центр
Опускает меч на уровень колена Опускает меч на уровень колена, слегка развернув его по часовой стрелки, левая рука опускается вниз в естественное положение
Оба делают пять коротких шагов назад
Оба принимают чудан-но-камаэ

На что следует обратить внимание

Для ситачи выгодна более близкая дистанция чем для учитачи, поэтому ситачи стремится сократить дистанцию быстрее, делая уверенные шаги вперёд. Учитачи, понимая что подпустив ситачи слишком близко потеряет преимущество, атакует как только появляется такая возможность. Взаимодействие маай и тайминга здесь очень тонкое.

Кодачи нужно держать мягко, так чтобы кисть двигалась свободно. Все действия коротким мечом также выполняются мякго. Отражение удара в технике каэси это не подставление меча под удар, это лёгкое касание, скорее напоминающее технику суриагэ, уход от удара осуществляется не за счёт отражения меча в сторону, а за счёт смещения тела с линии атаки.

Не уходите в сторону слишком рано, иначе противник сможет изменить направление удара.

Удар мэн кодачи выполняется в большей степени в лицо, чем сверху по голове: разрубить кости черепа коротким мечом сложно, это скорей порез тканей верхней части лица.

Ситачи должен принять дзёдан с отшагом сразу же после нанесения удара, без паузы.