Во второй ката стойка также называется тюдан-ханми-но-камаэ, однако в этой ката кэнсэн опускается вниз, останавливаясь немного выше пояса. Это тоже ирими, но поскольку меч противника снизу, кодачи мы направляем ниже, чем в первой ката. Таким образом, хотя стойки называются одинаково, высота кэнсэна сильно отличается и зависит от положения меча противника.
Итак, вторая ката с кодачи:
Учитачи | Ситачи |
Принимает гэдан | Принимает тюдан-ханми-но-камаэ с ирими |
Оба делают три шага вперёд | |
Находясь под сильнейшим давлением ситачи, учитачи понимает, что атаковать из гэдан он не может. Он отступает аюми-аси правой ногой назад и принимает ваки-камаэ, проводя меч через низ. | Приблизившись к дистанции исоку-итто-но-маай ситачи продолжает оказывать давление на меч учитачи и, преследуя отступающего учитачи, делает подшаг вперёд, давя кэнсэном на горло противника. |
Не имея другого выхода, учитачи атакует из ваки-камаэ ударом сёмэн с криком «Яаа!» с шагом правой ногой. | Ситачи уходит влево и выполняет хираки-аси вместе с техникой каэси-мэн. Киай: «Тооо!» |
Ситачи берётся левой рукой за локоть учитачи, а правую руку с кодачи отводит к поясу, направляя кэнсэн в горло противника. Демонстрирует мощный дзансин. | |
Выдержав паузу, учитачи подаёт сигнал ситачи* отпустить его, и с отшагом назад принимает тюдан. | С шагом назад и сменой ног принимает чудан. Левая рука возвращается на пояс. В этот момент кэнсэны пересекаются. |
Опускает меч на уровень колена | Опускает меч на уровень колена, слегка развернув его по часовой стрелке, левая рука опускается вниз в естественное положение. |
Оба делают пять коротких шагов назад | |
Оба принимают чудан-но-камаэ |
На что нужно обратить внимание
Самым сложным элементом в этой ката является взаимодействие учитачи и ситачи в самом начале, когда ситачи «давит» на меч, заставляя учитачи отступить в ваки-камаэ. Лучше понять происходящее помогает знакомство со старой версией этой ката, сохранившейся в Такеда-дэн Оно-ха Итто-рю Кендзюцу:
Здесь ситачи оказывает энергичное физическое давление на меч учитачи, не позволяя ему нанести удар и не оставляя иного выбора кроме отступления.
В современной версии это действие только подразумевается. То есть, видя приближение противника в гэдан, учитачи должен суметь продемонстрировать свою уверенность в том, что он легко подавит меч учитачи такой техникой. Учитачи, увидев это, не доводит ситуацию до физического контакта, а отступает сразу, с целью контратаковать, полагая, что так у него остаётся шанс победить.
Удержание учитачи за локоть — элемент контроля пришедший из дзю-дзюцу. Смысл его в управлением равновесием противника. Выведенный из равновесия противник не может нанести эффективный удар. В этой ката ситачи держит учитачи за локоть с готовностью потянуть его к себе и вниз, туда, где у учитачи нет точки опоры. Выводить партнёра из равновесия при обычном выполнении ката не надо, но надо чувствовать такую возможность.
При выполнении каэси-мэн в этой ката есть рекомендация поднимать руку несколько выше, чем в предыдущей ката.
* Мы знаем, что во всех ката учитачи действует первым. Здесь учитачи должен подать ситачи сигнал незаметный для постороннего взгляда. Проще всего сделать это небольшим движением локтя, который ситачи фиксирует в этот момент. Есть и более «продвинутый», интересный способ. Учитачи должен усилить свою ки, так чтобы ситачи почувствовал, что его дзансин заканчивается. Подходить к пониманию этого лучше всего через дыхание. Ситачи должен заметить глубокий абдоминальный вдох учитачи.