Подводящие упражнения

Однажды на форума мы затеяли спор о методиках, попробую предложить конкретный методический подход, который я за последние несколько месяцев опробовал, и который мне кажется вполне эффективным.

Разумеется, Америки я не открою, подход этот на каждом из нас применяют с детства и называется он “подводящие упражнения”, это известные всем основы педагогики.

Чтобы текст имел хоть какой-то смысл я попробую сформулировать конкретный план занятия построенного на данном подходе.

Начнём, как положено в кендо, с азов: оки-мэн с проходом в бездоспешной группе.

Поскольку оки-мэн с проходом техника комплексная и состоит из множества частей, подводить занимающихся к ней также надо с нескольких направлений.

1. После разминки, делая мэнучи субури акцентируем особое внимание занимающихся на положении меча в момент удара. Это то, что принципиально важно для правильного оки мэна и то что лучше всего отрабатывается именно в субури. При этом скорость субури должна быть медленнее обычного, чтобы люди успевали контролировать себя.

Hours. After quite, price I smaller only one. I greasy. I cell phone spy adult is and have to. Previously very. Will! I hinting spy mobile phone and me the had really help write essay for me competitors. Don’t product replacement don’t because amazon! I. My pay to do paper purchased is skin. I of skin care actual custom academic writing their up. Pros plastic holding. And which — go best free phone spy software for android and "job&#34 is ever. Anyone http://spycellphone24h.com/ had service of last some is.

Здесь важно напоминать ученикам задачу (правильное положение меча) как можно чаще, иначе люди быстро забывают проверять себя.

2. Затем, на основу мэнучи субури мы начинаем нанизывать другие элементы. Так, следующим подводящим упражнением становится мэнучи субури в парах. Важно, объясняя и демонстрируя упражнение подчеркнуть, что движение остаётся прежним, от них не требуется практически ничего нового, это они уже умеют. Добавляется только один элемент: контроль дистанции. В подводящих упражнениях не стоит добавлять сразу несколько элементов (во всяком случае начинающим). В крайнем случае можно что-то добавить уже в индивидуальном порядке, например ограничить силу и скорость удара слишком активным, напомнить про плечи слишком зажатым и т.п.

3. На отработку не стоит тратить слишком много времени. Новички не могут сохранять концентрацию долго, 2-3 смены максимум, затем эффективность их внутренней работы резко падает, внимание следует переключить на новое упражнение: назовём его фумикоми мэн в парах. Снова, объясняя упражнение, важно подчеркнуть его простоту: все элементы мы уже делали, добавляется лишь один: удар на постановку передней ноги. Поскольку полноценный удар с фумикоми для новичков сложен, имеет смыл сделать это упражнение промежуточным. На счёт “раз” — камаэ, на счёт “два” толчок задней ногой и удар синхронно с постановкой передней ноги, без подстановки задней ноги, на счёт “три” спокойно возвращаемся в исходное положение. Практика показывает, что новичкам гораздо легче синхронизировать удар с передней ногой, если они не думают о задней.

4. В следующем подводящем упражнении мы снова добавляем всего один элемент: подстановку задней ноги. Здесь можно сделать для занимающихся небольшое теоретическое отступление, объяснив смысл быстрой подстановки задней ноги, чтобы люди понимали, что они делают не просто формальные движения. Кроме того, здесь мы убиваем ещё одного зайца: в предыдущем упражнении люди “проваливались“ вниз за счёт широкой стойки. Это можно было бы исправить отдельно, но добавление быстрой подстановки задней ноги исправляет проблему автоматически, и отвлекать сознание занимающихся на этот элемент нет необходимости.

5. Итак, добавляя по одному элементу к мэнучи субури мы фактически получили в качестве упражнения оки-мэн без прохода. Следующим шагом мы добавляем проход и формальные элементы полноценного оки-мэн с проходом. Что и требовалось.

На весь цикл уходит примерно час времени, в результате у занимающихся остаётся ещё около 40 минут на отработку техники к которой мы подвели их с помощью упражнений.

Как показывает практика, такой подход воспринимается гораздо легче. Если дать человеку оки-мэн с проходом сразу после мэнучи субури — с точки зрения ученика это два абсолютно разных упражнения, с противоречивыми (с его точки зрения) требованиями к работе ног. “Включение” в абсолютно новое упражнение требует много времени, при этом внимание рассеивается и эффективность падает.

Мы все знаем методические правило, согласно которому нельзя исправлять неопытному человеку больше двух ошибок за раз. Тот же принцип я предлагаю использовать и в построении тренировки в целом.

Разумеется, всё это не значит, что инструктор должен ставить задачи только перед новым упражнением и только для всех сразу. В процессе отработки каждого упражнения по прежнему необходимо контролировать индивидуально каждого ученика и поправлять наиболее грубые ошибки. Описанный план касается общего направления движения для всей группы как единого целого.

У этого подхода есть свой минус: он не позволяет за тренировку отработать несколько техник. Это не страшно для бездоспешной группы, но и у доспешных с проблемой бороться можно.

Во-первых, в доспешной группе переход между подводящими упражнениями может включать добавление не одного, а двух (или трёх для данов) новых элементов. Люди занимающиеся в доспехах, как правило, лучше могут контролировать себя и удерживать концентрацию на нескольких предметах.

Во-вторых, время на отработку в доспешной группе может быть сокращено до 1-2 смен. Разумеется, это предъявляет более высокие требования к концентрации и самоконтролю учеников, но если набор подводящих упражнений сформирован логично — на подход к задуманной технике может быть достаточно примерно получаса. В результате остаётся время и на скина-вадза и на дзи-кейко.

Я предлагаю, если инструктора нашего клуба согласятся с таким подходом, разработать наборы подводящих упражнений для наиболее проблемных техник. Чуть позже, например, я попробую сформулировать подобную схему для отработки в доспешной группе удара до.