Практическое руководство для тренировок в Дзёдан-но-камаэ

Опубликовано 5 июля 2011 года на сайте kenshi247.net;

автор — Джейкоб Шмид;

перевод с английского — Брагин Андрей Евгеньевич.

Эта статья не является руководством к изучению дзёдан как таковая, а скорее как руководство, каким образом можно тренировать дзёдан в рамках обычной тренировки в додзё.

Я подразумеваю, что у Вас уже есть разрешение Вашего учителя тренироваться в дзёдан-но-камае, поэтому пропущу часть «Зачем становиться в дзёдан?». Я также подразумеваю, что Вы уже имеете достаточный опыт в разных вадза в чудан-но-камае. В дзёдан нет такого разнообразия вадза, как в чудан, поэтому Вам придётся искать компромисс в той или иной ситуации, так как настоящий список техник основан лично на моём опыте за долгие годы тренировок в нескольких додзё и на опыте тренировок с людьми, обладавшими разнообразным опытом (прим. пер. — что-то может быть не применимо в Вашем случае).

Размер додзё и общий уровень сильно влияет на на то, как стоит тренироваться. В более маленьких/опытных додзё занимающимся легче приспособиться к тренировкам с оппонентом в дзёдан и работать с разнообразными вадза. Если у Вас занимается большое количество новичков, то легко сбить их с толку (прим. пер. — используя дзёдан), поэтому Вы всегда должны держать в голове вопрос «Достаточно ли я получу пользы, занимаясь в дзёдан с тем или иным новичком?».

Кирикаеси: 

Самая базовая (основная) техника в чудан, то же касается и дзёдан. В зависимости от силы вашей левой руки, а также от опыта ваших оппонентов — Вы должны знать о нескольких вариациях.

Вариант №1: Катате-мен, катате-саюмен. В этом варианте Вам потребуется достаточно большая сила левого запястья и предплечья, если, конечно, Ваш мотодачи неопытный в ассистирование кирикаеси.

Хороший мотодачи просто позволит Вам нанести удар во время саюмен или же лишь слегка заблокирует удар своим синаем так, что Ваш синай всё равно достигнет цели мен. Однако, многие занимающиеся, особенно новички, будут полностью блокировать удар саюмен, дополнительно отбивая ваш синай в обратном линии реза направлении. Такое положение вещей делает нанесение катате-саюмен чрезвычайно сложной задачей.

Поэтому я не рекомендую этот вариант кирикаеси, если Вы (1) не знаете своего мотодачи достаточно хорошо (например, в маленьких клубах существует возможность заранее обсудить тренировку) и (2) не уверены, что мотодачи даст Вам нанести катате-саюмен правильно.

Вариант №2: Катате-мен, мороте-саюмен. Прямой большой удар мен-учи в любом случае делается как катате-мен, а вот саюмен делается уже двумя руками, но с правой ногой спереди (прим. пер. — если Вы ещё не уверены в нормальной работе ног, когда левая нога у Вас спереди, то лучшая тренировка этой стойки в движении — это кирикаеси. Поэтому можно продолжать делать мороте-саюмен с левой ногой впереди, пока правая нога не будет достаточно натренирована). Работа верхней части тела должна быть Вам знакома, поэтому сосредоточитесь на работе ног.

Принимать кирикаеси необходимо из чудан.

Мен-учи:

Основное внимание следует уделить тому, что занимающиеся часто встают очень близко / делают шаг навстречу, когда принимают мен-учи из дзёдан (прим. пер. — обычно дополнительный шаг после семе из дзёдан). Обязательно убедитесь, чтобы занимающиеся были в курсе, что Вам необходима дополнительная дистанция. Эта вадза также является основополагающей к изучению. Если Вы не можете угрожать Вашему оппоненту сильной атакой мен, то Вам придётся попотеть над Вашим дзёдан, поэтому я советую тренировать катате-менучи каждый раз, когда Вам приходится «заменять» вадза, которая у Вас не получается.

Принимать мен-учи необходимо из чудан, или же заменить на коте-учи из дзёдан.

Коте-учи: 

Эта техника самая проблемная для начинающего дзёданщика, особенно в «додзё-неженках». Катате-коте всегда будет сильно прилетать! Вы же наносите удар сверху с силой в два раза меньшей, которая необходима для тенеучи, и поэтому удар всегда будет сильным, и часто мимо. Однако, намеренно тормозить удар (прим. пер. — оттягивать назад  или в сторону) — приведет к плохой привычке. Поэтому Вам обязательно нужно найти золотую середину между действием, которое непременно будет очень болезненно для мотодачи, и выработкой плохой привычки, оттягивая удар назад. Это, конечно, сильно зависит от додзё, в котором Вы занимаетесь. Старайтесь всегда держать эту проблему в голове, и в случае сомнений поговорите с мотодачи / товарищами по додзё, и подстройте силу удара соответственно.

Принимать коте-учи можно как из чудан, так и из дзёдан. Более опытные кенши воспользуются возможностью попрактиковать удары против дзёдан. Но новички должны сосредоточится на ударах коте против чудан.

До-учи:  

Катате-до просто не работает. Даже против поддающегося противника практически невозможно добиться правильного удара и завершающего действия, поэтому, честно-говоря, не вижу смысла практиковать этот удар. Вместо этого Вы должны использовать гяку-до в качестве основного до-учи. Угол удара более естественный из дзёдан, да и многие противники приподнимают правую руку, чтобы защитить коте и мен, оставляя открытой зону поражения гяку-до. Вы можете делать проход в обоих направлениях, как и назад, так и в бок.

Принимать до-учи следует из дзёдан. Однако, Вы должны поддерживать стремление занимающихся ударить гяку-до против дзёдан. Так как эта часть до с большей вероятностью будет открыта у дзёданщика (прим. пер. — при основных атаках — катате — дзёданщик опускает правую руку и закрывает ей правую сторону до).

Цуки:

В теории цуки из дзёдан возможно, но очень сложно осуществимо. Я обычно заменяю отработку этого удара на мен или коте-учи, или делаю цуки из чудан (прим. пер. — некоторые японские кенши очень эффективно делают катате-цуки из разных стоек. Для себя я понял, что следует начать тренировать катате-цуки из чудан, но в обратном камае — левая нога спереди — и когда Вы без труда будете делать этот удар, то можно переходить к цуки из дзёдан. Например, в связке семе на коте, чтобы открылась цель, затем удар цуки.).

Основополагающий момент тренировки дзёдан — это тренировка получения цуки. Так как очень важно, чтобы Вы не дергались, когда оппоненты наносят Вам цуки.

Полюбите это и носите синяки с гордостью!

Ни/сан-дан вадза:

Вполне возможно ударить катате-коте-мен из дзёдан, но для этого нужен податливый противник и сильные запястья. Вместо этого я предпочитаю мороте-коте-мен (делая шаг левой ногой по диагонали) или мороте-учи-отоши-мен. Вы можете использовать это в качестве базы для любых комбинаций атак, так как только вы совершили первую атаку, то дальше всё тоже самое, что и в чудан (учи-отоши-до, учи-отоши-мен-до и т.д.). Несмотря на это всё равно нужно практиковать катате-коте-мен время от времени, но скорей всего это должно использоваться в качестве возврата в камае между атаками, нежели чем ни-дан вадза.

Принимать ни/сан-дан вадза следует из чудан.

Одзи вадза: 

Выбор одзи вадза из дзёдан очень ограничен. Существуют и другие техники, кроме описанных ниже, но они скорее «уловки», чем техники, которые можно повторять постоянно.

Дебана-мен/коте: Катате-дебана-мен — техника, которая должна стать вашим хлебом с маслом (прим. пер. — см. хороший пример коте — катате-дебана-мен на видео ниже). Катате-дебана-коте требует более продвинутого тайминга.

Нуки-мен: Очень похоже на технику коте-нуки-мен из чудан.

Учи-отоши-мен: Как только противник начинает атаку, сбейте его синай вниз и нанесите удар (мороте) мен в одно непрерывное действие.

Большинство других одзи вадза просто достаточно непрактичные для применения из дзёдан (коте-каеси-коте, суриаги-мен и т.д.). Я рекомендую заменять их на описанные выше, либо тренировать их из чудан.

Вадза-уловки:

Можете называть их уловками, хитростью или обманками. С очень предсказуемой катате-вадза необходимо иметь в запасе парочку техник, с помощью которых вы можете застигнуть противника врасплох. Если во время кейко у Вас есть отработка «свободных техник» попросите Вашего оппонента реагировать на атаки более или менее реалистично.

Семе-мен-мороте-коте: Надавите с силой вперёд обоими руками, как будто Вы делаете катате-мен (я делю шаг по диагонали, но Вы можете просто сделать фумикоми), и когда противник поднимет руки, чтобы заблокировать удар, нанесите мороте-коте.

Семе-коте-мороте-мен: Надавите с силой вперёд и немного левее вниз по направлению к коте, и когда противник начнёт блокировать, выпрямитесь и бейте мороте-(йоко)-мен.

Гяку-до должен наноситься в этом же стиле. Надавите с силой на мен, и как только противник начнёт поднимать руки для блока, нанесите гяку-до.

Хики вадза: 

Не существует специальных хики вадза из дзёдан, однако, если Вы планируете участвовать в сиай, то необходимо уделять этим техникам много внимания. Дзёдан может быть довольно сложно победить, но не так сложно помешать ему, что создаёт сложности с созданием ситуаций для хороших атак из дзёдан. Особенно это касается командных поединков. Вы будете часто сталкиваться с ситуацией, когда Ваш противник, даже намного слабее, будет стараться укрыться от атак в цубадзиряй. По этой же причине дзёданщики часто ставятся на роль чукен в командных поединках, так как они хорошо работают как «стоппер» (прим. пер. — в футболе игрок, который опекает соперника в центре поля, не давая ему пройти с мячом дальше).

Учикоми/какари-гейко:

В основном это задача для мотодачи, чтобы тот следил за достаточной дистанцией. И не имеет смысла предлагать сделать коте-мен.

Во время какари-гейко обратите внимание на восстановление (прим. пер. — камаэ). Дайте мотодачи достаточно (или чуть меньше) времени вернуться в камае.

Ай-какари-гейко имеет место быть. Однако, сторона чудан должна быть очень опытной, чтобы это стоило того. Подумайте об использовании чудан, когда делаете это упражнение с менее опытными противниками.

Дзи-гейко:

Этикет разнится от места к месту, но когда я тренируюсь с новыми людьми, то я сначала становлюсь в чудан. Когда мы оба показали на что способны (или же прогресс поединка застопорился), я нахожу момент паузы, прошу прощения (прим. пер. — обычно используется выражение «гобурей шимас», что означает «простите, я буду груб») и встаю в дзёдан. Иногда бывает так, что в мавари-гейко я не всегда принимаю дзёдан. Но это так же означает, что поединок в чудан был продуктивный / интересный, поэтому ничего не потеряно!

Другой принцип, который я применяю на практике — это то, что я обычно не использую дзёдан против неопытных противников, так как опыт от такого поединка будет минимальным для обоих сторон.

Многие старшие (например, в возрасте) тоже не горят желанием вести поединок против дзёдан. Я стараюсь уважать их желания настолько насколько это возможно. Хотя когда кто-нибудь предлагает иппон-сёбу, я всегда принимаю дзёдан.

Я так же рекомендую к прочтению отличные статьи Хонда-сенсея «Attitudes to Ji-geiko» (прим. пер. — ссылки на статьи на русском языке см. ниже), и подстроить своё дзи-гейко соответственно.

Отношение к дзи-кэйко, Сотаро Хонда

Отношение к сиай, Сотаро Хонда