Правильное кендо в зеркале экзамена. Часть 2.

Сигематсу Кимиаки, 8-й дан Киоши

Перевод на английский: Реми Ямагучи
Перевод на русский: Антон Федотов
Kendo World 7.2

Часть 1

Развивайте вашу философию кендо

В мире спорта люди обычно “играют”, в японских же искусствах тренировочный процесс называется “кейко”. Дословно “кейко” означает “следовать древним путям” или “изучать знания древности”. Иными словами, это означает освоение учений наших предков и подчёркивает важность того как мы относимся к искусству. Практикуя кендо, мы должны осознавать свою ответственность за сохранение этого ценного культурного наследия и его правильную передачу следующим поколениям. Я считаю, что пересмотрев таким образом значение кейко и тренируясь соответственно, мы сможем развить более живую и верную философию кендо.

1. Кирикаэси и учикоми помогают развить настоящую силу

Кирикаэси и учикоми это важные методы кейко, которые помогут укрепить фундамент вашего кендо. Многим людям бывает сложно выделить достаточно времени на тренировки из-за семьи или работы, часто они начинают приходить только на дзикейко (гокаку-кейко) и не уделяют внимания кирикаэси. Однако, находить время для кирикаэси и учикоми необходимо.

Идеальное кирикаэси можно описать так: “большое, сильное, быстрое и лёгкое”. Когда кирикаэси выполняет начинающий, он должен делать большие и правильные движения, которые постепенно становятся сильнее. По мере тренировки движения обретают быстроту, и, в конце концов, становятся лёгкими и изящными.

Кирикаэси это комбинация ударов сёмэн и саю-мэн, это метод кейко позволяющий всесторонне освоить основные движения. Часто я вижу практикующих кендо, которые наносят сёмэн, затем делают четыре шага вперёд и пять назад нанося удары, затем заканчивают. На самом деле это только базовый вариант кирикаэси, которому учат новичков. Изначально количество ударов не определялось, атакующий должен был следовать за мотодачи, и наносить столько ударов сколько понадобится, завершая по сигналу мотодачи.

Учикоми-кейко это упражнение в котором мотодачи специально создаёт возможности для удара, так чтобы атакующий мог ими воспользоваться. Поскольку учикоми-кейко руководит мотодачи, важно чтобы он видел уровень практикующего и помогал ему получить от упражнения максимум пользы. В учикоми-кейко предельно важно чтобы каждый удар соответствовал требованиям юко-датоцу. Вы должны постоянно поддерживать стойку, сильный дух, маай, чёткость теноучи, работу ног, контроль дыхания и т.п. и наносить каждый удар так, чтобы он был валидным. Легко сказать что каждый удар должен быть юко-датоцу (валидным ударом), но на самом деле добиться этого трудно.

Когда я был членом токурен в полиции, я имел возможность посещать кейко в разных додзё и получать ценные советы от разных учителей. В то время, каждое кейко заканчивалось учикоми или какари-кейко и карикаэси. Даже если сенсей не говорил “иппон”, пропустив удар, мы должны были поблагодарить и попросить учикоми и кирикаэси. Если качество нашего кейко было низким, учикоми и кирикаэси могли длиться вечно. После кейко мы часто задыхались и были полностью обессилены. Тем не менее, именно такое кейко помогает обрести настоящую силу. Тогда это казалось мне невыносимым, но сейчас я по настоящему благодарен за те тренировки.

Печально, что в наши дни мало кто по своей воле просит об учикоми и кирикаэси после тренировки. Думаю это происходит из-за непонимания многими людьми важности учикоми и кирикаэси. Делая только дзикейко вы не станете по настоящему сильным. Учикомии кирикаэси тяжелы, но именно поэтому они полезны. Думаю многие люди пытаются избегать их, но я убеждён, что благодаря учикоми и кирикаэси можно обрести настоящую силу, даже если времени на практику не достаточно.

В конце концов, практика основ — кратчайший путь к росту. Известно учение, говорящее что: “Изучение основ создаёт базу для их применения. Чтобы достичь высокого уровня в практическом применении, вы должны изучать основы ещё более тщательно”. Так что если вы не уверены в своих действиях — возвращайтесь к основам.

2. Двуликое кейко

Единственный способ сдать экзамен — усердно тренироваться. Для этого надо спланировать на что сколько времени потратить, и следовать этому плану, становясь в итоге сильнее. Иногда вы можете провалить экзамен, несмотря на то что считаете себя готовым. Порой вы не можете продемонстрировать все свои способности, или проваливаетесь невзирая на их наличие. Одной из причин может быть то, что содержание ваших тренировок далеко от того что происходит на экзамене.

Прежде всего вы должны воздержаться от “двуликого” кейко. Иными словами, независимо от ситуации вы должны демонстрировать лучшее на что способны. Каждый старается показать лучшее в кейко с сенсеем. Однако, многие слишком расслабляются практикуя с младшими или людьми примерно своего уровня. Они забывают, что говорил им сенсей во время шидо-кейко и снова делают привычное неправильное кейко. В Японии это называют “хой хой кендо” (бездумное кендо), недостаток серьёзности. Тренируясь так нельзя сдать экзамен, и даже если повезёт сдать, сомневаюсь, что полученный дан будет отражать реальные способности. На следующем экзамене такой человек столкнётся с непреодолимыми сложностями.

Не важно с кем вы сдаёте экзамен и каков его уровень, вы должны строго следовать наставлениям вашего сенсея. Это то, что сделает ваше кендо лучше. Возможно, вам сложно перебороть силу сенсея своим семэ и добиться юко-датоцу, но если с тем же настроем вы будете работать с человеком вашего уровня или младше, вы сможете нанести удар, который признают все, включая вашего противника.

Нет лучшего кейко, чем кейко выполняемого с айки, когда оба участника полностью вовлечены и выкладываются на 100%. Не важно насколько это кейко короткое, в нём всегда есть польза. Кейко в котором недостаточно серьёзности — просто потеря времени, оно лишено смысла. Нет худшего кейко чем кейко, когда у обоих участников нет айки.

Во время экзамена вы должны добиться юко-датоцу за ограниченное время, это крайне сложно. Члены комиссии не будут тратить пять или десять минут глядя на вас, так что в своём ежедневном кейко вы всегда должны стремиться к юко-датоцу за кратчайшее время. На экзамене вы не сможете сделать то, чего вы не делаете во время обычного кейко. Так что, даже если это и тяжело, в ежедневном кейко старайтесь сделать лучшее на что вы способны за кратчайшее время.

3. Правильный настрой

а. Кейко с людьми более высокого уровня

Делая кейко с сенсеем высоко уровня, важно быть по настоящему благодарным за шидо-кейко. В то же время, вы должны чувствовать себя “на равных” в момент шотачи (первого удара) и стремиться к иппону. Иными словами, о кейко надо думать как об иппон-сёбу. После шотачи вы должны атаковать и не пытаться избежать ударов — полностью выкладываться на 100%.

“Атаковать” означает избегать обманного и хитрого кендо, вместо этого следует встречать противника лицом к лицу. Кроме того, если вы слишком сфокусированы на том, как ударить противника и заняты поиском способа это сделать, ваш ум не будет ясным. Такое кейко бесполезно. Тем более, даже не думайте о том чтобы пытаться избежать ударов сенсея или делать кейко как с равным.

Я с сожалением наблюдаю, что сегодня шидо-кейко не такое как во времена моей молодости. Часто бывает непонятно где мотодачи, а где какаритэ. Это такое кейко, где какаритэ просто ждёт что сенсей мотодачи атакует, а потом пытается коснуться его котэ. Глядя на такое кейко вы не увидите решимости какаритэ полностью выложиться. Наверно они не очень то и благодарны сенсею за кейко. Крайне важно не ждать, а вкладывать в атаку всего себя, после кейко вы должны быть полностью вымотаны. Такое кейко улучшит ваше кендо. Стремитесь к короткому, но насыщенному кейко, такому, после которого вам будет трудно дышать.

б. Кейко с людьми вашего уровня

Делать кейко с людьми вашего уровня (гокаку-кейко) так же важно как и с сенсеями высокого уровня. Поскольку люди одного уровня и возраста это те, с кем вы встретитесь во время экзамена, кейко с ними поможет вам понять свои возможности, и поэтому очень важно. Это как репетиция экзамена: вы должны уделять внимание стойке, семэ, ударам, дзансин и юко-датоцу. Это прекрасная возможность проверить можете ли вы сохранять спокойствие, достаточно ли хороши ваши вадза, и так далее. Если вы довольны результатом, значит вы ещё на шажок приблизились к следующему дану.

Часто люди неправильно делают гокаку-кейко несмотря на все старания просто потому, что стараются нанести удар и всячески избежать удара противника. Если вы пропустили удар, это значит, что противник обнаружил вашу слабость, и вы должны быть благодарны за урок. Делайте кейко со смирением и благодарностью.

в. Кейко с людьми более низкого уровня

Делать кейко с людьми более низкого уровня можно двумя способами: первый — когда вы развиваете свои навыки; второй — когда развиваете навыки партнёра.

Во-первых, как вы можете использовать это кейко себе на пользу? Ответ прост: не расслабляйтесь. Вам по прежнему нужно айки и полное вовлечение в процесс. Однако, многие не выкладываются полностью с противниками более низкого уровня. Такое кейко лишено смысла и только удовлетворяет желание лёгкой победы.

Кейко с менее опытными людьми крайне важно для того, чтобы на физическом уровне освоить риай — принципы лежащие в основе техник. Это также прекрасная возможность изучить семэ и улучшить навык удара. Начинайте кейко с пониманием, что это лучший способ для вас изучить возможности для удара. Иными словами, напомните себе, что для вас это возможность понять как превратить теорию в практические техники.

Во-вторых, такое кейко также развивает способности партнёров более низкого уровня. Это известно как “хикитате-кейко”, оно дарит какаритэ радость реализации эффективного удара, и учит правильному моменту удара. Какаритэ обычно выполняет кейко с определённой целью, например сдать экзамен. Это делает ещё более важной роль мотодачи в прохождении экзамена младшими. Во время хикитате-кейко дайте им почувствовать опасность семэ, и что такое цельный удар. Этот опыт в дальнейшем сильно поможет их росту.

В кендо кейко оба участника, и вы и ваш партнёр, подобны точильным камням, каждый из которых полирует технику и сознание другого. Нет нужды объяснять, что будучи мотодачи важно помогать росту навыков какаритэ. В то же время, вы должны помогать его ментальному росту. Когда вы ведёте шидо-кейко, делайте так, чтобы какаритэ думал: “Я так рад что попросил его потренировать меня. Я с удовольствием попрошу об этом снова”. Он не должен думать: “Не хочу никогда больше тренироваться с этим гадом”. Постарайтесь чтобы тренировка вдохновляла, а не демотивировала.

Важно начинать кейко с пониманием того, что вы оба будете оказывать взаимное давление, стараться разрушить концентрацию друг друга. Важно развивать “чувство интуиции” или “кизаши”. Возможности для атаки возникающие из кизаши это не то, что можно увидеть глазами, это ощущается сознанием, они возникают из малейших перепадов ки. Самое лучшее в кендо это атаковать друг друга чувствуя кизаши. Просто нанося друг другу бесцельные удары синаем вы никогда не сможете улучшить свою чувствительность к колебаниям ки.

4. Развитие ки

Каждый кто практикует кендо окружён “стеной ки”, но без достаточной тренировки эта стена тонкая и хрупкая. Чем больше вы тренируетесь, чем больше обретаете опыта, тем толще и прочнее она становится. Делая кейко с коданся (человеком более высокого уровня) вы часто можете чувствовать свою неспособность нанести удар как бы ни старались. Его невидимые стены окружают вас, душат и сковывают движения, и в итоге вы пропускаете удар.

Легко увидеть, что возможности для удара которые выбирает коданся это те, когда ки атакующего более сильная. Удары которые наносятся в моменты уязвимости возникшей благодаря разнице защитной и атакующей ки высоко ценятся. Удары только за счёт скорости это просто “касания” без намерения и чувства, они не вызывают уважения.

Эффективный метод тренировки и усиления вашей стены ки это её применение против опытного противника. Если вы выплесните вашу ки, столько же или даже больше ки вернётся к вам. Когда вы достигните вашего предела, ваша ки начнёт расти, и, медленно но верно, ваша стена ки будет становиться толще и прочнее.

Атакуя сенсея высокого уровня, даже если вы находитесь под давлением его ки, даже если понимаете что обречены пропустить удар и ваша атака будет отражена, вы всё равно должны сражаться, так вы закалите вашу ки.

Сенсей может сказать вам тренироваться с партнёрами гораздо сильнее вас, и атаковать их без колебаний. Это потому, что он понимает, что лучший путь развития в кендо это развитие ки через тяжёлые тренировки.

Гокаку-кейко и кейко с менее опытными людьми может помочь вам развить технику с синаем и другие навыки, он это мало помогает в плане ки. Если вы хотите чтобы ваше кендо росло, вы должны помнить, что атака более опытных противников это единственный путь.

5. Вопросы “кёдзюцу”

“Кё” (пустота, неготовность) означает слабость и открытость, а “дзюцу” (наполненность ки, готовность) означает сильную позицию. Ваша цель в кендо — нанести удар противнику когда появляется уязвимость. Нельзя наносить удар в момент дзюцу. Если уязвимости нет, создайте её. Ищите кё, и используйте этот момент. Есть три типа уязвимостей: в сознании, в стойке и в движениях. Эти уязвимости не отдельные сущности, они тесно связанны. То как вы с помощью атаки и защиты создаёте уязвимости является важным элементом улучшения юко-датоцу.

Конечно важно найти уязвимость в противнике, но ещё важнее процесс поиска. Ни один кенши не демонстрирует своих слабостей (кё). Наоборот, “дзюцу” (силу) стараются проявить внешне, в то время как “кё” (слабость) скрывается внутри. Для того чтобы найти скрытые уязвимости нужно прорваться сквозь стену “дзюцу” противника. Ваша решимость сделать это называется “сэн” (захват инициативы) и “семэ” (оказание давления). Стена дзюцу начинающего тонкая и сломать её легко, но когда вы сталкиваетесь с опытным мастером, его дзюцу прочнее и её сложно преодолеть.

Не важно сколько раз вы были отброшены мощной стеной вашего противника, вы должны сохранять полную уверенность и решимость прорваться сквозь неё хотя бы на миллиметр. Постоянное кейко с такой решимостью даст вам большой задел на будущее. В итоге эта решимость превратиться в силу стоящую за вашим семэ. Если вы это осознаете, то обязательно поймёте какое кейко вы должны делать.

Наразаки Масахико сенсей (9-й дан) сказал: “В кендо важно найти уязвимость для удара основанную на кёдзюцу, но порой вам может понадобится такой сильный дух, какой необходим чтобы преодолеть дзюцу противника своим дзюцу, и нанести удар”. Неважно, делаете ли вы кейко с людьми вашего, более высокого или более низкого уровня, если вы помните о кёдзюцу у вас будет совсем иной прогресс. Это может и не принести пользы немедленно, но вы пожнёте плоды в будущем.

Когда я наблюдаю кейко современной молодёжи, старших школьников или студентов, я не вижу даже намёка на противостояние с оппонентом. Они, похоже, стараются выждать уязвимость и нанести случайный удачный удар, вместо того чтобы порываться сквозь стену и разрушить защиту противника. Это пассивное, приспособленческое кендо. Они начинают с защитной позиции и так проводят весь поединок. Причина такого их поведения, я полагаю, в основном в том как их учат. В этом смысле предельно важно переосмыслить истинную природу кендо.

6. Достаточно ли хорошо ваше кендо для вашего дана?

Пытаясь показать себя с лучшей стороны на экзамене все становятся немного неистовыми. Во время экзамена комиссия оценивает ваше кендо положительно, если оно соответствует критериям Статьи 14 “Положения о сертификации Данов/Кю и Титулов Шого” Всеяпонской Федерации Кендо. Трудно пройти экзамен, но ещё труднее практиковать кендо в соответствии с полученным уровнем. Нет ничего труднее этого. Как вы думаете, кто решает какой у вас дан и каком ваш уровень? Никто не объявляет свой дан начиная кейко. Ваш дан оценивается вашими противниками в кейко на основе ваших способностей, и теми кто смотрит на ваше кейко, ожидая очереди потренироваться с вами. Вы должны делать такое кейко, чтобы они говорили: “Несомненно, у него N-дан”. Что бы не случилось, ваше кейко не должно допускать сомнений: “Хм… а у него действительно N-дан?”

Критерии присвоения данов и кю описаны в Статье 14 упомянутой выше. Интересно, размышляет ли кто-то об этих критериях? Кроме того, Статья 16 определяет сколько лет должно пройти перед попыткой сдачи на следующий уровень. Почему существуют такие требования? В моём понимании, они указывают новую цель вашей практики после прохождения каждого уровня, и то что вам нужно мудро использовать эти годы для тренировок чтобы суметь соответствовать критериям следующего уровня.

Я рекомендую ставить конкретные цели и развивать свои навыки для соответствия полученному дану. Например, получив 5-й дан, вы должны развиваться чтобы заслужить 5.1-й дан, 5.2-й дан, 5.3-й дан и т.д., и со временем дойти до 5.9-го дана. Такие усилия проявятся как заметная разница навыков между вами и другими людьми того же возраста и уровня.

В следующем выпуске KW я закончу эту серию статей некоторыми советами о том настрое, который вы должны поддерживать в повседневной жизни чтобы улучшить ваше кендо, и о той ответственности, которая ложится на вас по мере роста уровня.