Преподавание кендо (Часть 1)

Суми Масатаке (8-й дан Ханси)

Перевод на английский: Хонда Сотаро
Перевод на русский: Антон Федотов
Опубликовано в Kendo World 7.1

В этой серии статей (прим. пер.: имеется в веду серия статей в журнале Kendo World, одна из них переведена на русский: http://www.shogunclub.ru/rol-keyko-na-urovne-tanren-ki/) мы прошли длинный путь и, наконец, подходим к финалу. Тем не менее, оглядываясь на сказанное ранее, я прихожу к мысли, что есть много вещей нуждающихся в пересмотре. Большая часть материала была посвящена аспектам обучения и методологии с акцентом на освоении техники. Сейчас мне кажется, что мой обзор “принципов меча” из “Концепции Кендо” и мой анализ того как кендо формирует характер были неполными. Я утверждал, что тренировки кендо не должны ограничиваться поиском технического мастерства или эффективности в соревнованиях, но, к моему величайшему удивлению, я чувствую себя так, словно я сам попал в ловушку собственных методов обучения. Страстно желая научить техническим и физическим аспектам кендо, я, похоже, упустил более важные цели занятий кендо. В этой статье я хочу поговорить о том, как отыскать эти цели в самом процессе обучения.

Кендо через обучение и обучение через кендо

В августе 1989 года в префектуре Фукуока, одновременно с 31м Чемпионатом Японии, состоялся симпозиум посвящённый повышению квалификации инструкторов кендо. Мне навсегда запомнился ответ Иватани Фумио (8 дан Ханси) из префектуры Акита на вопрос молодого инструктора во время одной из дискуссий. Иватани сэнсею был задан вопрос: “Команда вашей школы победила на Чемпионате и часто занимает высокие места на других студенческих Чемпионатах. Как вам удаётся учить и тренировать таких сильных бойцов?” Иватани сэнсей ответил: “Я никогда не считал что учу своих студентов кендо, я и сейчас так не думаю!” Этот ответ озадачил присутствующих, и Иватани сэнсей пояснил свои слова: “Однако, я могу вас уверить, что я занимался изо всех сил со своими учениками. Это то, чему меня научили когда я сам был студентом в Токио Кото Шихан Гакко (Высшая школа Токио). Знаменитые учителя, преподававшие там, не объясняли и не демонстрировали вадза ученикам. Даже старшие, уже опытные студенты, выкладывались полностью чтобы нанести инструктору удар в кейко, но камаэ учителя было настолько сильным, что его кенсен каждый раз упирался в горло. Часто они теряли баланс и падали сбитые с ног одним из инструкторов, или оказывались впечатаны в стену получив мощный цуки. Видя беспомощность старших учеников перед инструкторами, я задумался о том, что значит быть сильным в кендо. Я сконцентрировался на атаках большим прямым ударом мэн. Меня не учили как наносить удар мэн быстро или как использовать в ударе бёдра, одни учили меня полностью физически и ментально вкладываться в каждую атаку и не бояться кенсена противника. Хитрости и уловки на них не работали. Это научило меня встречать каждого оппонента с полной решимостью и полностью вкладываться в каждый удар.” Во время этого симпозиума мне было 44 года и я был очень впечатлён словами Иватани сэнсея. Я начал пересматривать собственный подходы к обучению студентов. Раньше я фокусировался на аспектах атаки и контратаки, объяснял студентам принципы маай, тайминга и тактики. Я понял, что обучая студентов кендо, я должен взращивать в них сильный дух и решимость, чтобы они не отступали перед страхом или трудностями.  Я не знаю сколько молодых учителей на том симопозиуме полностью поняли слова Иватани сэнсея, но я считаю, что суть практики кендо лежит в развитии отваги и стремления преодолевать неблагоприятные обстоятельства. Несмотря на то, что времена меняются, и всё больше людей делают акцент на соревнованиях, важно не забывать эту суть.

Инструктора кендо должны варьировать сложность кейко в соответствии с физическими возможностями, техническими навыками и уровнем мотивации учеников. Студентов не надо “убивать”, не надо быть жёстким или грубым. На уровне нюмон-ки важно в начале развить у студента правильный настрой. Начинающие не должны относиться к тренировкам легкомысленно, и инструктор обязан показать пример правильного отношения в соответствии с уровнем ученика. Непросто научится и непросто научить быть отважным перед лицом трудностей.

Обычно большинство людей недооценивают свои физические и ментальные способности. Когда им кажется что они уже дошли до предела и не могут двигаться дальше, обычно они на самом деле могут, до настоящего предела ещё далеко. Настоящее развитие начинается со смелости преодолеть этот мнимый предел. Решение сделать это приходит изнутри самого человека, а не из внешнего источника. В процессе обучения кендо, студенты должны совершать множественные атаки. Через этот опыт они получат от тренировок необходимый результат и поймут значение кейко. Суть кендо можно отыскать преодолевая трудности связанные с поиском правильного хвата меча или технических навыков. Её нельзя найти слепо следуя словам инструктора.

На западе города Фукуока, на стене Детского Клуба Кендо Китадзаки, висит каллиграфия с глубоким высказыванием: “Встретив препятствие, отважься на шаг вперёд.” 10 марта 2005 года Фукуока пострадала от мощного землетрясения. Эпицентр находился на западе города и множество домов, спортивных сооружений, ферм и рыболовецких хозяйств серьёзно пострадало. Всего шесть месяцев спустя Детский Клуб Кендо Китадзаки успешно провёл тайкай посвящённый десятилетию основания додзё. К названию турнира было добавлено: “С молитвами о быстром восстановлении после землетрясения.” Я думаю что и хозяева и гости тайкай выучили важный урок. Истинная суть кендо содержится в этом высказывании: “Встретив препятствие, отважься на шаг вперёд.”

Многие люди сетуют, что будущее Японии под угрозой, считая что сегодняшняя молодёжь по сравнению с предыдущими поколениями теряет силу воли, физически слаба и плохо учится. Однако, я верю что есть луч надежды. Если отвага и стремление преодолевать препятствия могут быть посеяны в их сердцах, то они смогу развить мощный дух, сильное тело и острый интеллект. Мы должны гордиться той культурой что мы передаём студентам через кендо, ведь так мы выращиваем новое поколение, которое будет в ответе за будущее кендо.

Взаимное обучение через отношения ученик-учитель

В ноябре 2005 года я был назначен главным судьёй в финальном поединке 53го Чемпионата Японии. В финале встретились Учимура Рёичи, дебютант 25 лет, и Харада Сатору, ветеран, который к своим 32 годам много раз появлялся на предыдущих чемпионатах подходя близко к победе, однако ни разу их не выигрывал. Оба принадлежали к Полиции Токио и ни один не хотел уступать. Оба демонстрировали превосходное кендо держа в напряжении все 8000 зрителей.

В дополнительное время Харада сделал мощное семэ и нанёс прекрасный дебана-котэ в тот момент когда Учимура пытался атаковать мэн. Это было волнующее и впечатляющее завершение финального поединка и аудитория взорвалась громом аплодисментов. Публика приветствовала его успех, но также и то, что он всё же добился победы после неудач на прошлых чемпионатах. Когда началось интервью с победителе ни кто не покинул зал. Первые слова Харады были такими: “Большое спасибо всем! У меня нет слов чтобы выразить свою благодарность!”. Его слова утонули в аплодисментах. Он сенсационно дебютировал на своём первом Чемпионате в возрасте 23 лет, заняв второе место. Несмотря на то, что он всегда оставался сильным бойцом и занимал призовые места на пяти из своих восьми Чемпионатов, он никогда до этого не занимал первого места. В этот раз он одержал победу, и я был впечатлён тем, как он в первую очередь поблагодарил своих учителей, старших товарищей и коллег, свою семью за их поддержку. Для меня было честью выполнять роль главного судьи этого сиай и я считаю что он продемонстрировал прекрасный пример духа кендо для всего кендо сообщества.

Позже из пресс-релиза я узнал как он успокаивал свои эмоции после поражения в прошлом Чемпионате и со всей решимостью возвращался к тренировкам. Я представляю себе с какой искренностью окружающие желали ему победы. Посвятив первые слова благодарности тем кто его поддерживал, он показал образец скромности и все кендоки должны брать с него пример. Харада показал пример отваги под огромным эмоциональным давлением и пример того, как можно посвятить всего себя неустанному достижению к цели, однако, его скромность, выраженная в сказанных словах, достойна ещё большего восхищения. Это был особенный момент и все кто был рядом с ним на площадке, вместе с людьми на трибунах, аплодировали его заслугам.

Мы можем высказать предположение, что кендо это часть культуры, в которой мы рассматриваем отношение между людьми в близком контакте кейко. Таким образом, цели, которые ставит учитель пред студентами и их задачи в обучении крайне важны. Было бы абсурдно пытаться учить техникам лишь на словах, или говорить о воспитании личности лишь интеллектуальными средствами, без физической практики. Учителя должны понимать и доносить до своих учеников, что развитие характера возможно лишь через тяжёлые тренировки. Тяжёлая тренировка даёт гораздо больше чем техническое мастерство. В идеале, личностные отношения между учителем и учениками должны укреплять решимость перед лицом трудностей, жажду жизни, вежливость, благодарность и скромность.

Накаяма Хакудо Ханси особо подчёркивал важность принципа си-тэй-до-гё, это значит, что учитель и ученик, находясь на одном пути, должны учиться друг у друга. Я стараюсь быть внимательным инструктором, поскольку считаю, что ученики это отражения их  учителей. Ученики легко копируют слабости учителей, хотя чтобы перенять сильные стороны нужно много времени. Действия и эффективность учеников на тренировке это как правило реакция на стиль преподавания учителя. Тем не менее, единственный способ научиться учить — делать это, в этом смысле инструкторам следует быть терпеливыми. Если учитель трудится добросовестно, ученики будут отвечать тем же, и это отразиться на развитии их как личностей. Инструктора должны наставлять студентов тренироваться изо всех сил, однако воспитательное значение кейко возрастёт если инструктор занимается также и воспитанием характера учеников.

Отношения си-тэй-до-гё это не что-то временное, как работа в компании, и не нечто основанное на опыте или ранге, это взаимное чувство рождающиеся в сердце человека. Инструктор не должен быть самонадеян относительно своих способностей учить, красоваться демонстрируя свои способности. Инструктору следует настроиться на трудную работу — развить способности студентов. Если такие взаимоотношения могут сформироваться и найти своё место в кендо, тогда культурное значение кендо проявится полной мере. В противном случае мы можем получить взаимоотношения основанные на насилии и страхе. Взаимное обучение учителя и ученика развивает такие добродетели как привязанность, вежливость, скромность, искренность и благородство, что благотворно влияет на нас и на окружающих вне додзё и обогащает общество вцелом.

***

В конце 2005 года Япония был шокирована обнаружившимися у крупных строительных компаний нарушениями в технологиях высотного строительства. И позже, в 2006 году, когда известный и считавшийся биржевым гением человек был арестован по подозрению в нарушении вексельного законодательства. Мне видятся в этом признаки нынешнего падения нравов на корпоративном уровне. Я беспокоюсь о том, как эти скандальные события могут повлиять на молодёжь, учитывая что вовлечённые в них люди и организации имели высокий уровень социальной ответственности. Правильная управленческая структура и здоровая конкуренция способствуют воспитанию личности, но вы должны обладать решимостью не поддаваться соблазнам. Однако, человек может проявить свои лучшие качества, только если окружающие его люди действуют в соответствии с высокими стандартами. Кимура Токутаро, первый президент Всеяпонской Федерации Кендо говорил, что занимающиеся кендо должны стремиться к развитию трёх добродетелей: мудрости, сострадания и отваги (чи-дзин-ю). Мы, преподаватели, обучая кендо следующее поколение, в высшей степени ответственны перед обществом за выполнение этой задачи.

Развитие самостоятельности в обучении техникам

Обучение кендо начинается с освоения отдельных техник, но традиционно, когда студент приходил в додзё, он должен был показать стойкость и волю перед лицом предстоящих трудностей, прежде чем начать изучать технику. Затем, ученик начинал следовать примеру учителя, и примеру старших учеников. Таким образом, студент фактически учился самостоятельно, это была одна их характерных черт пути меча. В сегодняшнем мире этот метод почти исчез. В образовании, искусствах и спорте, методы обучения основываются на последовательном обучении, студентов “кормят с ложечки” и ведут шаг за шагом.

Зачастую постановка нереалистичных целей обучения, таких как обучение в слишком короткие сроки, приводит к печальным результатам. Учитель хочет развить в учениках самостоятельность, но в то же время любой ценой уберечь от ошибок. В результате их стиль преподавания становится назойливым, они “сдувают пылинки” с учеников. Студенты чувствуют давление, принуждение к занятиям и ощущают потерю самостоятельности. Порой можно наблюдать, когда молодой человек приходит в кендо под давлением родителе или учителей, быстро развивается, но вскоре бросает занятия. Кроме того, часты случаи когда начинающему не хватает базовых навыков и он уходит, брошенный учителем на произвол судьбы под предлогом “уважения к самостоятельности ученика”. В первом случае, когда ученик начинает заниматься кендо не по своей воле, он, вероятно, не может выдержать давление или справиться с неудачами из-за нехватки самостоятельности. Во втором случае, когда ему не хватает базовых навыков, скорее всего он переоценивает свои возможности, и он теряет уверенность в себе, поскольку ему не достаёт правильного обучения. Существует много причин по которым молодые люди могут бросить кендо, но мы должны помнить, что на них влияют внешние факторы, и часто это нехватка устойчивой связи межу их самоощущением и реальной практикой.

Практика основ кендо затрагивает наше самоощущение, и удачное выполнение вадза может доставить удовольствие. Это чудесная черта кендо. Учителя должны донести до студентов, что кендо это также и развитие самоощущения, и этот путь не имеет  конца.

Далее мы рассмотрим три стадии тренировочного процесса в кендо, которые также дают намёк на то, как ученик должен развивать себя на каждой стадии.

Стади 1 — син:
Освоение таких техник как тай-сабаки и синай-сабаки, использования всего тела в субури и кукан-датоцу.

Стадия 2 — гё:
Правильно выполнение конкретных техник в предопределённой ситуации с партнёром, кирикаэси и учикоми-кейко.

Стадия 3 — со:
Оттачивание техники с ситуации свободного поединка с партёнром, гогаку-кейко и сиай.

Нет нужды повторять, что техники взаимодействия формирующие ядро кендо содержат как физические так и ментальные элементы. По мере того как ученик прогрессирует, ментальные элементы, такие как сила воли, становятся всё более важными. Физические элементы не буду правильно работать и освоение техник застопорится, если воля человека не будет становиться сильнее. Просто понять как физические и ментальные элементы техники связаны между собой не достаточно. Техники нужно практиковать и личность надо развивать. Иначе будет утеряна половина того результата, который могут дать тренировки, и ученики, испытав разочарование, уйдут.

Акцентирование исключительно на техниках как средстве добиться победы в соревнованиях — искажение пути кендо, следует всегда направлять учеников на развитие их как личностей. Легко заметить и оценить эффективность или неэффективность техники на соревнованиях, но гораздо важнее неосязаемый аспект практики кендо. Нельзя упускать эти тонкие аспекты из виду и студентам следует выработать привычку размышлять об этом время от времени.

Важность ментальной тренировки не следует недооценивать

Освоение техники включает в себя усиленную практику и тренировку эмоционального аспекта. Терпение и самоконтроль также развиваются в процессе упорных тренировок, что позволяет ученику стать мужественнее. Уважительное отношение выражается в додзё тремя рэй: сёмэн-ни-рэй, рэй учителю и рэй партнёрам по тренировке. Этот обычай уважительного отношения ведёт ученика к тому чтобы он становился более тактичным человеком.

Учителя склонны использовать “объяснения”, “инструкции” и “команды”, но чтобы помочь воспитать в учениках привычку к самоанализу следует использовать “советы”, “вопросы” и “подтверждения”. Это поощряет студентов к самоанализу в отношении их кендо. Учителям следует отмечать духовный и ментальный рост учеников, поскольку сами они могут этого и не заметить. Это поможет улучшить их социальные навыки. Некоторые студенты думают, что пока они выполняют всё что им говорят — всё будет хорошо, а иначе они будут наказаны. Такой пассивный подход не развивает инициативность и сознание таких учеников не развивается в должной мере. Для таких людей также есть риск потерять вкус к жизни в современном обществе, где независимость и способность принимать решения важны постоянно.

Если учитель хочет развивать характер ученика, он не должен слишком оберегать его или быть назойливым, и также не должен “разжёвывать” ему всё. Если фокус смещается от “правильной” техники к технике “превосходящей”, то суть кендо теряется, и оно превращается просто в жёсткое спортивное единоборство. Студентам нужно воспитать привычку “делать правильные вещи” на каждой тренировке, соблюдать этикет, сохранять правильную стойку, соблюдать технические требования к субури, тай-сабаки и выполнению базовых ударов. Выполнение этих действий с правильным настроем оттачивает не только технику, но и характер, что и является сутью кендо. Для правильного саморазвития ученику следует избавиться от стремления к победе любой ценой и принять непоколебимое решение практиковать используя только правильную физическую и ментальную стойку и использовать только правильные вадза. Учителям следует доносить до учеников, что только практика в таком ключе приведёт к их правильному развитию. Также учителям следует признавать и оценивать искреннее решение учеников развиваться, чтобы поддержать из самооценку.

Если ученик озабочен победой, тогда “делать правильные вещи” становиться для него менее важным. Несмотря на то,что сильное желание победить в целом вдохновляет, оно часто замедляет внутреннее развитие ученика. Полезно ставить в пример великих воинов прошлого и их героические дела, но на самом деле существуют бесчисленные ситуации в повседневный тренировках, когда учитель может показать ученику как важно “делать правильные вещи”. Учителям следует хорошенько поразмыслить над тем, какие вдохновляющие слова они могут сказать ученикам, чтобы эффект от слов сказался и в додзё и вне его стен. Эта идея выражена в изречении “кендо-соку-сейкатсу” (то, что мы изучаем в кендо — мы применяем и жизни).

Пересмотр понятия “духовность”

Зачатую когда люди говорят о “духовности” и “силе воле” их слова приобретают старомодный и иррациональный оттенок. В спорте, выражением сэйсин-суги часто заменяют кондзё-суги (убеждённость в важности силы воли, характера, силы духа), которая в результате может послужить оправданием для чрезмерно жёстких тренировок, приводящих к запугиванию и подавлению ученика (сигоки). Поэтому людям комфортнее использовать фразу “боевой дух” и трактовать “тренировку духа” как “ментальную тренировку”.

Многие люди переоценивают ментальные тренировки, и думают, что при правильной ментальной тренировке каждый способен на что угодно. Им следует понять, что великие атлеты, достигшие потрясающих результатов в физическом мастерстве, демонстрирующие превосходное фехтование и настрой, преодолели суровые физические, ментальные и эмоциональные испытания чтобы достичь такого уровня мастерства. Не только талант и физические способности, их сила воли — вот что позволяет им преодолевать препятствия. Спортсмены не часто говорят о силе воли, и её не видно со стороны, так что этот аспект легко не заметить. Медиасреда сыграла важную роль в поддержании интереса и распространении информации о спорте, но я думаю многие люди до сих пор не до конца понимают его психологические аспекты.

В кендо, в целом, есть понимание, что проходя через тяжёлые физические тренировки, мы одновременно развиваем свою личность и характер, чтобы стать более цельными людьми. В истории развития кендо бывали времена, когда появлялась необходимость в усилении регулирования чтобы избежать чрезмерного фокуса на том или ином аспекте кендо, и эти ситуации, зачастую, были связаны с социальными обстоятельствами того времени. Интересный пример — дебаты о самом названии “кендо”.

В конце периода Мэйдзи, кендо называли гэкикен или кендзюцу, но многие члены университетских клубов считали эти названия неподходящими для той практики фехтования которой они занимались.

Они вступили в дискуссию с профессиональными будока об изменении наименования с целью лучшей передачи смысла и настроя этой практики. Они изменили названия своих клубов на “клубы кендо”, акцентируя, тем самым, что они занимаются не гэкикен или кендзюцу, что означает лишь развитие техники, а “кендо” (путь меча), цель которого — развитие сознания. Убеждения и упорство тех студентов заслуживают всяческого уважения. Я не буду вдаваться здесь в детали той дискуссии, но я хотел бы обратить внимание на то, что думая о сегодняшней ситуации в кендо и о его будущем, мы можем многому научиться у прошлого.

Через 23 года после основания Всеяпонской Федерации Кендо, в 1975 году была утверждена Концепция Кендо. Она была сформулирована с целью скорректировать чрезмерную нацеленность на изучение соревновательной техники, и способствовать распространению кендо как пути самосовершенствования. С тех пор прошло больше 30 лет, но я по прежнему сомневаюсь в приоритетах некоторых практикующих.

Концепция Кендо

Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов катана (меча).

Эту концепцию легко понять, даже школьники цитируют её по памяти во время письменных тестов при сдаче экзаменов. Однако, меня беспокоит, что Цели Практики Кендо, утверждённые одновременно с Концепцией Кендо не получили такого широкого распространения.

Цели Практики Кендо

Соединение воедино тела и духа,
Развитие сильного и решительного духа,
И посредством правильных и упорных тренировок,
Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,
Уважать человеческое достоинство и честь,
Искренне общаться с другими людьми,
И всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.
Таким образом, такой человек сможет:
Любить свою страну и общество,
Способствовать развитию культуры,
И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

Это явное указание на то, каким образом студент должен “воспитывать характер”, согласно Концепции Кендо. Это даёт список вопросов, которые каждый занимающийся должен себе задавать. Если мы решаем развиваться как личности, как члены семей и клубов, как граждане стран, и как граждане мира, “Цели Практики Кендо” показывают, что мы должны делать.

Инструктора кендо должны обращать особое внимание на “Цели Практики Кендо”, объяснять своим ученикам важность развития сознания и воспитание сильного духа через тренировки тела.

Воинский дух, как он проявляется в кендо, в прошлом был использован в Японии для распространения националистических идей, но сегодня люди всех возрастов могут гордиться духовным наследием мира и совместного труда, которое даёт нам кендо. Я надеюсь что все вы сможете применить дух кендо на пользу себе и окружающим, как в додзё так и за его пределами.