Проведение экзаменов. Часть 1.

Джефф Марстен (7-й дан кендо Кёси, президент AUSKF 1994 — 2000, вице президент 2011 — 2014, директор IKF 1997 — 2003).

Перевод на русский: Антон Федотов

Gradings linger in the shadow of shiai
If this is so, then all future hope is lost
Wining is here today and gone tomorrow
Yet development has no end.

Концепция кендо Всемирной Федерации Кендо:
“Кендо представляет собой путь
воспитания человеческого характера
посредством применения принципов меча.”

Эта статья является компиляцией размышлений и опыта накопленного многими сэнсеями за долгую историю кендо, вплоть до наших дней. Её содержимое собрано из устной традиции и письменных источников, её задача — дать понимание экзаменационной системы и лежащей в её основе философии современного кендо. Часто возникают такие вопросы: “Зачем в кендо система экзаменов? Она честна? В ней есть смысл?”

Мы часто встречаем людей одного дана, но их навыки при этом совершенно различны. Кроме того, человек с первым даном может возглавлять додзё в отдалённом регионе. Для Японии это неслыханно, но в результате младшие даны вне Японии ценятся выше чем внутри неё. Надеюсь эта статья поможет лучше понять смысл, критерии и методы проведения экзаменов.

Прежде всего, система данов привносит порядок туда где иначе творился бы хаос, так же как правила привносят порядок в сиай. Без системы данов структура додзё скатилась бы до состояния “кто тут лучше всех палкой лупит”, глубина знаний и лидерские качества не принимались бы во внимание. Уровни дают увлечённым кендо людям достижимые цели. Способность делать красивое кендо не обязательно для побед, но когда они сходятся вместе — это прекрасно.

Хорошие бойцы — не всегда хорошие учителя и не всегда могут передать свои знания о том, что и как делать. Идеально, если один человек может и выступать и учить. Система экзаменов предлагает метод развития кендо индивида в рамках структуры и признания его успехов. Учителя должны поддерживать стремление студентов повышать свои даны, предоставлять возможность развития навыков и углубления знаний до на всём пути до конца.

Начиная с конца 90-х годов, Всеяпонская Федерация Кендо пересматривала критерии оценки на экзамене. В 2006 году Всемирная Федерация Кендо утвердила критерии для каждого дана. Поскольку младшие кю предназначены для детей, и присуждаются внутри додзё или локальных федераций, общемировых требований к ним нет. Организации вне Японии должны разрабатывать эти критерии самостоятельно. В результате, в требованиях к кю присутствует разнобой. Вообще говоря, взрослым ученикам трудно балансировать между работой, семьей и необходимыми для кендо часами тренировок. Кроме того, вне Японии детей занимается очень мало. Эта ситуация искажает восприятие того что представляет собой каждый кю.

Когда в Японии были мастера 10-го дана, считалось, что они представляют собой 100%, а первый дан — 10% от идеала. То, что сейчас 10-х данов нет, а максимально возможный дан — восьмой, требует подгонки требований к каждому дану. В последнее время, многие лидеры Всеяпонской Федерации Кендо выражают сожаление, что планка поднята слишком высоко. В федерациях вне Японии ситуация никогда не будет такой же как в Японии.

Как указано в “Концепции Кендо” принятой ВЯФК в 1975 году, главной целью и смыслом кендо является развитие личности, а не получение данов или победы на соревнованиях. Экзамен лишь позволяет измерить некоторые аспекты указанной цели кендо. При этом, развитие личности состоит из гораздо большего количества компонентов, чем можно оценить во время экзамена. Даны можно рассматривать как верстовые столбы на пути (до/мичи) кендо. Сэнсеи, которые уже прошли этот путь, оборачиваются назад, и, опираясь на свой опыт, видят учеников, которые достигли точки определённого кю или дана. Таким образом, каждая экзаменационная комиссия это совокупность индивидов и их коллективный опыт. Они оценивают ваше кендо согласно своему пониманию стандартов установленных Всемирной Федерацией Кендо.

Отбросить личные представления и принять установленные стандарты очень сложно. В результате, состав каждой конкретной комиссии определяет результат экзамена. Исходя из этого, каждая федерация проводящая экзамены, отвечает за то, чтобы экзаменаторы были правильно подготовлены, а результаты прозрачны. Слишком часто не сдавшие кандидаты, подходя к комиссии чтобы узнать об ошибках, получают пять или шесть разных ответов. С другой стороны, те кто прошёл, уходят довольные, не задавая вопросов.

Итак, какую же ответственность экзаменующая органиация несёт перед экзаменующимися индивидами? Когда все участники удовлетворены, мероприятие называют успешным. Нет необходимости в обратной связи и, следовательно, ответственности или отчёта со стороны комиссии. Определённо это неприемлемый сценарий. Каждая федерация обязана обеспечить прозрачность, ответственность, ясные стандарты и подготовку, необходимые для предоставления качественной обратной связи, независимо от результатов каждого экзамена.

Какие же шаги необходимо предпринять для этого? Во-первых, полезно опереться на опыт проведения сиай. Организации семинаров по судейству, практике сиай и проведению тренерских сборов уделяется много внимания. Есть правила, определяющие и объясняющие что считается валидным ударом и как проводятся поединки. Сиай и синса связаны, критерий валидного удара один и тот же, и те, кто судит поединки могут применять тот же объективный взгляд оценивая качества кандидата на экзамене. Однако, есть и некоторые фундаментальные отличия в том, что, в отличии от соревнований, ожидается от кандидата на экзамене. Понимание этих отличий — ключ к тому чтобы быть хорошим симпан и синса-ин.

Чтобы сдать экзамен на 8-й дан, вы должны нанести чёткий, решительный удар, демонстрирующий полное вложение тела и сознания в атаку. Чтобы сделать это, в начале необходимо победить оппонента ментально. На самом деле, эта концепция едина для всех уровней, но становится особенно важна в синса на старшие даны (6-8). Если бы на соревнованиях требовались идеальные удары, большая часть матчей заканчивалась бы в ничью, или победа присуждалась бы решением судей (хантэй). Симпан и синса-ин должен уметь решать это противоречие и вносить поправки в зависимости от требований к соревнующимся и уровня соревнований. Планка валидного удара не одинакова для юниоров, начинающих или продвинутых взрослых. Также, если вы сидите в комиссии, вы должны дифференцировать требования к каждому кю и дану. Это вызывает сложности, поскольку единственный кю признаваемый FIK это первый кю. Уровни кю сильно отличаются в каждой стране, и даже в разных организациях внутри страны.

Исторически, кю были введены для детей и обычно присваивались на уровне клуба или додзё. Это даёт детям признание их прогресса, старания и ставит цели для достижения. В процессе распространения кендо за пределы Японии, некоторые вещи изменились. Прежде всего, появились взрослые начинающие и каждая организация ввела свои стандарты. Одна из вещей в которых стала полезна FIK — стандартизация требований от 1 кю до 8-го дана. Этот процесс не закончен, и описание требований к каждому уровню несколько общё.

Menjo и уровень, который вам присваивается после прохождения синса это признание теми, кто достиг этого уровня раньше вас. От конкретной организации зависит стандартизация и информирование об этом процессе. В идеале, стандартизация и информирование должны проходить через весь процесс тренировок, чтобы достичь консенсуса между сдающим и экзаменационной комиссией в плане необходимого уровня и достижений, а также воспитать и подготовить экзаменаторов.

Ваша собственная способность сдать экзамен не равнозначна квалификации симпан или синса-ин. Оценка кандидатов на экзамене требует такой же тренировки какой подвергаются судьи соревнований. В обоих случаях есть те, кто не сумеет освоить этот навык полностью. Это именно то, почему для симпан и синса-ин требуется методика достижения явных критериев оценки (прим. пер.: в оригинале “measurability” что-то вроде “измеримости”), достоверности и обоснованности. Если эти условия отсутствуют — весь процесс вызывает сомнения. Также как присуждене иппона долно быть понятно аудитории, соревнующимся и симпану в сиай, процесс синса также должен быть понятен всем заинтересованным сторонам. Если результаты вызывают подозрение в фаворитизме, недостаточно ясны и понятны, вся система попадает под подозрение.

Должны быть приняты единые стандарты, и экзаменаторов, которые им не следует нужно поправлять. Это значит, что экзаменаторы, которые слишком завышают или занижают критерии должны быть проинформированы о том, что они не не следуют критерию и должны исправиться. В противном случае, их следует удалить из комиссии.

Большую помощь окажет стандартная ведомость с полями для отметки тех необходимых требований, которые отсутствуют у кандидата. Кроме того, кандидат не должен получать 5 или 6 разных мнений о причине провала и советов что следует исправить. Если существует столько разных мнений, значит члены комиссии не заслуживают доверия. Никто не сможет положиться на такие результаты, даже когда экзамен успешно сдан. Если так происходит в вашей организации — лидерам стоит внести коррективы и исправить ситуацию.

Федерация это не додзё. Они существуют чтоб проводить мероприятия, которые додзё проводить не могут. Они включают крупные турниры, экзамены и образование вцелом. Если организация не выполняет свои обязанности, то нет необходимости в её существовании. Кендо организации в разных странах действуют не только исходя из культурных норм страны, но и принимая во внимание состав своих членов. Распространение кендо за пределы Японии — сложный процесс. Лидеры японского кендо действительно старается способствовать его распространению, но их посылы не всегда доходят до адресатов. Экзамены — хороший пример этого, вот почему необходимо тратить на подготовку экзаменаторов не меньше сил чем на подготовку симпан.

Вот список шагов, необходимых чтобы улучшить процесс экзаменов:

  • Ясное понимание экзаменаторами требований и критерий каждого дана.
  • Дальнейшее развитие и обсуждение критериев FIK 2006.
  • Регулярные тренировочные семинары синса-ин.
  • Практика экзаменов, при котором каждое решение экзаменатора обсуждается. Это поможет формированию взаимопонимания и консенсуса между экзаменаторами.
  • Стандартная форма оценки, которая позволит экзаменаторам предоставить обратную связь с помощью чеклиста.
  • Семинары для обсуждения и оценки результатов.

Например, AUSKF и её дочерние федерации смогли установить относительно общие критерии для каждого уровня. Мне кажется пара дочерних федераций ещё держат планку немного низковато. По мере того как количество сэнсеев 7-го дана вне Калифорнии увеличивается, улучшается взаимодействие среди членов AUSKF, стандарты всё больше приходят к общему знаменателю.

Момент над которым AUSKF ещё нужно поработать это крайне низкий процент успешной сдачи на 5-й дан. Текущий процент успеха около 10%, в то время как в Японии — 20%. Статистика для 6-х данов около 13%-15%, и 10% для 7-х данов. В рамках AUSKF пока сложно сравнивать т.к. статистических данных недостаточно. Количество 5-х данов в США сопоставимо с небольшими региональными федерациями AJKF.

Я бы предложил следующее: 1. 4-е даны должны быть готовы принимать экзамены у юниоров, а 5-е даны у взрослых претендентов на кю. 2. Чёткие стандарты должны быть установлены от сёдан до 3-го дана как подготовки к 4-му дану. Для улучшения качества экзаменационных комиссий должна применяться система отбора экзаменаторов, с целью удостоверить правильность применения критериев каждого уровня.

Когда предприятие решает проблему качества, значительные силы тратятся на формулирование проблемы. Для улучшения качества производимой продукции собирается “Кружок Качества”. В случае кендо, продукт это предоставление студентам валидных процедур оценки для измерения определённых аспектов их кендо. Критерии для каждого дана описаны в довольно общих словах. Ещё больше усложняет ситуацию декларируемая концепция кендо: “Высоко ценить человеческую вежливость и честь; Быть искренним с другими; Всегда совершенствовать себя.” Так какая же проблема должна быть сформулирована для улучшения качества экзаменов? В качеств отправной точни и, возможно, коренной проблемы можно попробовать следующее: “Экзамены в кендо не предлагают последовательный результат, и не предоставляют согласованной обратной связи от экзаменаторов.”

Вопросы которые следует задать непосредственно экзаменаторам:

Является ли результат валидным и заслуживающим доверие?
Валидность это насколько оценка измеряет то, что требуется. Заслуживают доверия согласованные результаты оценки, в том числе от разных экзаменационных комиссий.

Готовы ли экзаменаторы к обратной связи?
Есть ли ясное понимание у комиссии что оценивается? В ката, в кейко, в письменном экзамене. Если федерация может явно определить критерии, процедура экзамена становится эффективным методом развития кендо для каждого студента. Экзаменаторы должны постоянно расширять своё понимание чтобы предоставлять честные и разумные результаты. Для симпан во время сиай важно принимать решения, которые удовлетворят и участников и зрителей, то же справедливо и для синса-ин.

Экзаменатор должен понимать, почему каждый претендент на дан проводит два поединка. Если кандидату попадается плохой оппонент в одном из боёв, это может испортить результат и привести к провалу обоих участников. Второй поединок позволяет взять реванш. Синса-ин должен это понимать, уметь различать ситуацию в двух боях и оценивать способности кандидата вцелом. Если кандидат демонстрирует правильные навыки в одном бою, но плохо выступает во втором из-за неудобного (грязного кендо) противника, такой кандидат должен пройти.

Экзамен не значит “успешно ударить человека”, на экзамене надо показать, что вы освоили навыки необходимые на каждом уровне. Даже в Японии, некоторые национальные чемпионы сталкиваются со сложностями на экзамене на 7-й дан. Хоть тайкай и синса не должны различаться критериями валидного удара, в реальности всё несколько сложнее. Теоретически каждый кандидат может пройти, но на практике этого не происходит. На младшие уровни (2-й дан и ниже) могут пройти 100% кандидатов, на уровне 3-го дана уровень падает до 50%, на 4-й — 25% или меньше, на 5-й дан около 20%.

Полезно также установить возрастной минимум для детей сдающих на кю. Это обеспечит им плавный прогресс до тех пор пока они не станут достаточно взрослыми чтобы сдать на сёдан, и научит ценить достигнутый уровень. Если в начале прогресс бывает быстрым, то со временем он замедляется. Экзамены дают фехтовальщику ясные цели к которым можно стремиться. Постоянное, пусть и неспешное, развитие — должно быть важнейшей целью кенши. Федерации должны проявлять мудрость чтобы создать систему аттестации способствующую продвижению по этому пути.

Следующая часть статьи будет посвящена критериям оценки.