Роль кейко на уровне “танрен-ки”

 

Суми Матасаке (8 дан Ханси)перевод на английский Хонда Сотаро
перевод на русский Антон ФедотовОт переводчика на русский

На проходившем в Москве в декабре 2011 года семинаре можно было наблюдать не очень приятную картину, когда на дзикейко в очереди к Суми-сенсею стояло гораздо меньше людей чем к студентам. Такая ситуация, как мне кажется, вызвана нашим непониманием того, что следует делать в дзикейко с сенсеями высокого уровня, над чем и каким образом следует работать. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем и лучше понять суть таких тренировок я рекомендую прочесть эту статью, написанную Суми-сенсеем. Это взгляд «с другой стороны» который заставляет на многое посмотреть по-другому.


Введение

Уровнем танрен-ки я называю период тренировок, начинающийся примерно с возраста пятнадцати лет, когда подростки взрослеют, до возраста двадцати лет, когда ментальное и физическое созревание завершается. В этот период формируются интеллектуальная и эмоциональная самоидентификация, социальные навыки и выбирается будущая карьера. Упорные физические и ментальные тренировки должны помогать молодому кендоке развивать свои социальные навыки в работе и в личной жизни. Ученики должны понимать, что для успеха необходимы как практика так и теория. Иными словами, они должны практиковать кендо не только как физические упражнения, должны понимать разницу между кендо как спортом и кендо как путём война. В быстро меняющемся обществе важно делать кейко с пониманием этого.

Также танрен-ки это период когда кендока совершенствует свои навыки посредством кейко и сиай после, по меньшей мере, пяти лет практики на уровне нюмон-ки (новичка). Инструктора должны воспитывать правильный настрой в своих учениках и учить их ценить взаимоотношение между кейко и воспитанием характера, которое происходит в процессе межличностного взаимодействия в процессе тренировок.

Существует три типа дзи-кейко

Дзи-кейко это тип тренировки включающий в себя все необходимые в кендо навыки. Польза получаемая от дзи-кейко зависит от следующих факторов: отношения занимающегося, его понимания партнёра и самого себя, чувства дистанции (маай), тайминга, духа и уверенности в себе (ки-гурай). По этой причине инструктора должны чётко понимать чего они хотят дать своим ученикам посредством различных типов кейко (то есть какари-но-кейко, хикитате-кейко и гогаку-но-кейко). В предыдущих статьях я писал об учикоми-кейко (практике непрерывных базовых ударов) и якусоку-кейко (отработке определённого набора ударов). В этой статье я подробнее опишу элементы техник (вадза) которые нужно тренировать.

Какари-но-кейко

В этом варианте кейко ученик с боле низким уровнем не сдерживая себя вкладывает весь свой дух, всю технику и физическую силу в работу с более опытным партнёром. С точки зрения мотодачи это называется хикитате-кейко. Мотодачи должен выбирать правильную дистанцию и давить на какарите заставляя его атаковать. Если какарите демонстрирует хороший дух и правильный тайминг, то мотодачи должен позволить его атаке достигнуть цели. Если же атака начата не вовремя и без полной самоотдачи — то мотодачи должен парировать либо уклониться. Какарите должен сохранять стойку и положение тела позволяющие эффективно атаковать с полным духом в любой момент. Какарите должен сконцентрировать исключительно на атаках, и атаках быстрых, сделав эту тренировку очень интенсивной. Однако, роль мотодачи сложнее: он должен мгновенно оценить эффективность атаки какарите и адекватно среагировать. Возможны четыре варианта реакции: позволить нанести удар, блокировать удар, уйти от удара или контратаковать. К сожалению, последнее время мы наблюдаем тенденцию снижения уровня мастерства мотодачи. Вот некоторые причины этого:

  1. Мотодачи плохо работают с дистанцией между то-ма и иссоку-итто-но-ма и просто принимают удары стоя на месте.
  2. Мотодачи открывают цели для ударов путая хикитате-кейко с учикоми-кейко.
  3. Мотодачи может подавлять правильные техники и пропускать неправильные демонстрируя плохое их понимание.
  4. Мотодачи позволяет какарите проходить после атаки слишком легко.

Такие ситуации вызывают у какарите неправильное понимание, и плохо влияют на развитие необходимых навыков. Это неправильное понимание может привести к следующим проблемам:

  1. Координация движений левой ноги какарите может развиваться неправильно. Левая нога должна поддерживать фумикоми правой, приставляясь к ней как только правая касается пола.
  2. Мотодачи оставляет центральную линию незащищённой, что может развить у какарите привычку ожидать слишком лёгкую возможность для атаки. Необходимо давать какарите шанс развивать свои дух и силу через преодоление давления кенсена мотодачи.
  3. Какарите может удовлетвориться своей способностью быстро атаковать не заметив рассинхронизации движений рук и ног или плохой стойки.
  4. Какарите может начать сгибаться в поясе делая атаку похожей на падение. Компенсируя перенос веса на правую ногу, левая нога какарите начинает обгонять правую что приводит к использованию в атаке аюми-аши.

Эти плохие привычки нужно исправлять, развивая необходимые навыки. Далее я намечу те технические и ментальные аспекты, которые нужно держать в уме инструкторам и ученикам в какари-но-кейко.

Цель какари-но-кейко — получить важнейшие технические навыки кендо. Основная идея кендо заключается в том, что два человека сражаются с равным духом (айки), и это должно быть выражено в практике как мотодачи так и какарите. Ученику требуется очень много времени на то, чтобы развить способность самоотверженно и решительно атаковать под мощным давлением мотодачи. Однако, если какарите не чувствует сопротивления духа мотодачи, а прост атакует с громкими криками — толку от упражнения не будет. Мотодачи должен так концентрировать свой дух, словно он хочет впечатать какарите в стену. Кроме того, мотодачи должен развить навыки, во первых, определять эффективность атаки какарите по колебаниям и нерешительности его духа или камаэ, и, во вторых, выбирать и реализовывать ответные техники. Это является показателем истинного мастерства мотодачи.

Тому кто выполняет роль мотодачи следует понимать, что его личность и манера поведения в этом упражнении заметно влияет на развитие какарите. Если мотодачи оказывает слишком слабое сопротивление, какарите может посчитать его мягким мотодачи и не выкладываться в атаках полностью. С другой стороны, если мотодачи встречает атаки какарите сильным камаэ не чувствуя его дух (айки), а просто делает мекаэ-цки в грудь или в горло независимо от качества атак, это может вызвать у какарите негативные эмоции. В этой ситуации у какарите может пропасть мотивация к тренировкам, или же они могут начать копировать такое поведение на младших учениках. Такой порочной практики следует избегать любой ценой. Оценка способностей и духа какарите должна определять отвечает ли мотодачи более сильным, ошеломляющим духом, использует ли свой кенсен для подавления, уклоняется ли или парирует, заставляя какарите вкладывать в следующую атаку ещё больше усилий.

Выкрики мотодачи основанные на такой оценке помогают какарите сделать дополнительное усилие. Например можно кричать “Почти получилось!”, “Давай ещё!”. Не будет преувеличением сказать, что успех какари-но-кейко зависит от правильности суждения мотодачи об атаках какарите. Навыки мотодачи необходимы для развития личности, это не вопрос мягкости или жёсткости, необходимо принимать во внимание личность какарите и вдохновлять его на новые усилия в дальнейшем развитии. Взаимодействие в какари-но-кейко поможет в дальнейшем  разобраться в хитросплетениях межличностных взаимодействий. Таким образом, какари-но-кейко это прекрасная возможность для какрите отточить свои навыки, но если мотодачи воспринимает это только как возможность подавить и сбить какарите с ног, то упражнение превратиться в физическое и ментальное насилие, и не приведёт к позитивному развитию личности.

Когда партнёры встречаются в какари-но-кейко, важно суметь почувствовать столкновение духа, поскольку именно такое взаимодействие приведёт к развитию характера. Для этого важно чтобы мотодачи оставался прямо перед какарите, а не отходил в сторону, позволяя какарите пройти после удара как это делается обычно. На самом деле, позволять какарите пройти после каждой атаки это практика применяемая для воспитания правильной стойки и тренировки окури-аши у новичков, и это уже не надо делать постоянно на уровне танрен-ки. В идеале какарите должен быть готов к тай-атари после каждого удара, и быть готовым продолжить хики-вадза, чтобы сохранить постоянное давление на мотодачи и выйти в исходную позицию для новой атаки.

В случае прохода конфоронтация теряется, и всё давление какарите расходуется впустую, вот почему какарите должен постоянно атаковать и сталкиваться с мотодачи в тай-атари, однако, мотодачи также может иногда отшагнуть в сторону и сделать боковое тай-атари. Когда какарите начинает уставать и наклоняться вперёд, мотодачи может лишить какарите опоры отступив в сторону, показав, таким образом, необходимость восстановить правильную стойку. Чтобы быть уверенным, что усилия какарите не пропадают даром, жизненно важно принимать атаки фронтально и поощрять какарите продолжать работу. Если строго следовать этим инструкциям, я уверен, такой тип тренировки может дать огромную пользу в развитии характера какрите и совершенствовании его навыков взаимодействия.

Мотодачи должен понять состояние какарите в момент тай-атари, оценить эффективность атаки, и в случае необходимости указать на ошибку вербально или языком тела. Разумеется для мотодачи такая тренировка тоже очень тяжела и физически и ментально. Тем не менее, если мотодачи уклоняется от своих обязанностей, для какарите также не будет пользы. Мотодачи несёт ответственность за развитие молодого поколения и должен учиться быть лучшим мотодачи. Будучи поглощённым своими атаками, какарите, тем не менее, постоянно смотрит на действия мотодачи, так что мотодачи никогда не должен быть безразличным или недружественным.

Хикитате-кейко

Хикитате-кейко означает роль инструктора. Прежде чем обсуждать хикитате-кейко, нужно ещё раз посмотреть на навыки мотодачи, необходимые в такой тренировке, отсутствие которых приводит к проблемам. Знания и навыки необходимые мотодачи в хикитате-кейко гораздо выше чем необходимые какарите в какри-но-кейко. Мотодачи должен уметь правильно оценивать дистанцию, демонстрировать сильный дух, видеть способности какарите и его атакующий дух, правильно принимать удары и тай-атари, отвечать на атаки какрите подавляя их, уклоняясь, парируя или блокируя. Мотодачи должен понимать важность этих технических действий и сознательно использовать их в процессе хикитате-кейко. К сожалению, большинство инструкторов которых я вижу сегодня не владеют такими навыками.

Мы должны понимать ответственность за передачу правильного и сильного кендо молодому поколению. Развитие навыков мотодачи через хикитате-кейко — прекрасный способ достичь этой цели. Мы должны избегать ловушки восприятия обучения как одностороннего процесса, отчуждения от учеников. Наоборот, мы должны ценить то, что наши ученики дают нам возможность учиться самим через процесс их обучения.  Если мотодачи невнимателен в своих действиях, он может не нарочно софрмировать у учеников неправильное понимание и дурные привычки. Это может привести к появлению кендок, которые согласно сформированному тренировками характеру, делают неправильные вещи, не способны встречать оппонента лицом к лицу с сильным духом и не ценящих ту близость, которая лежит в основе обучения. Действия мотодачи это обоюдоострый меч, и может привести как к позитивному развитию какарите, так и к подавлению его развития. Это особенно важно по отношению к молодым и впечатлительным кендокам на определяющем этапе танрен-ки. Интсруктора должны уделять большое внимание не только развитию навыков учеников, но также пониманию той роли, которую играет в этом хикитате-кейко.

Мотодачи также может получить большую пользу от практики хикитате-кейко. Реагируя на атаки какарите, мотодачи имеет возможность развивать свой тайминг и чувство дистанции, а также учиться демонстрировать свой боевой дух в сложных условиях. Если мотодачи не демонстрирует сильный дух, не взаимодействует с какарите, а просто стоит на месте, то упражнение не может называться хикитате-кейко. Те мне менее, когда вы выступаете в роли мотодачи, скорее всего вам надо будет встречаться со многими какарите подряд. Если к каждому вы отнесётесь серьёзно, и в то же время попытаетесь отточить собственные навыки мотодачи, обе стороны смогут развиваться вместе. Установка “Ещё! Ещё!” также применима и к мотодачи, который тоже устаёт физически и ментально, и чьи реакции замедляются. Даже если отдача для мотодачи невелика, и его навыки уже высоки, по прежнему надо внимательно следить за своими действиями. Я считаю, что для того чтобы стать хорошим мотодачи, вы должны завести привычку завершая упражнение во время сонкьё и ното (осаме-то) спрашивать себя: “Насколько хорошо я работал?” Я уверен, что отношение которое воспитывается в молодых кендоках хорошими мотодачи позволит им вырасти внимательными и заботливыми людьми.

Гогаку-кейко

Гогаку-кейко это такой тип тренировки, когда кендоки одного уровня занимаясь вместе используют все свои физические и ментальные способности для нанесения эффективных ударов, и, тем самым, развивают свои навыки. Важно проверять ваши техники и тактики на противнике чтобы научиться эффективным ударам. Частью этого является навык использования различных комбинаций ударов в различных ситуациях. Обычно это достигается в результате вашей атаки или посредством выманивания противника на атаку, которую можно остановить, парировать или уклониться от неё. В дальнейшем, если противник начинает определённую атаку, у вас появляется возможность контратаковать соответствующим образом. Инструктора должны понимать методологию гогаку-кейко и объяснить ученикам какую пользу они могу от него получить при правильном подходе.

Часто можно видеть что инструктора позволяют ученикам делать в гогоку-кейко что угодно, независимо от индивидуальности ученика. Этот подход должен быть пересмотрен, поскольку отсутствие взаимодействия приводит к дурным привычкам, особенно когда ученики начинают забывать о важных технических принципах, используют “грязные” тактические приёмы или не обращают внимания на дух и индивидуальность противника. Это происходит когда единственной целью практики становится получение очка, а правильные движения тела, хват меча и другие технические основы забываются. Каждая техника должна быть осмысленной, каждое движение должно иметь цель и выполняться правильно. Нужно понимать, что соответствовать тем уникальным требованиям, которые предъявляет к нам кендо, возможно лишь через взаимодействие и сотрудничество с партнёром.

В идеале, поиск правильной техники в кендо должен быть связан с поиском правильного поведения вне стен додзё. Инструктора должны понимать, что в гагаку-кейко важно как и в каком состоянии сознания ученики выполняют техники, а не результат их выполнения. Если ученик атакует с неправильным тачи-судзи (прим пер.: линия движения меча), использует “грязные” тактические приёмы, ведёт себя жестоко, работает в плохой стойке или со слабым духом, инструктор должен должен исправить эти ошибки. Такие ошибки указывают на недостаточный контроль тела и плохой ментальный настрой ученика, важно помочь ученику научиться обращать внимание на свои действия, этот навык поможет ему в дальнейшем развитии. С другой стороны, если ученик демонстрирует  правильное понимание принципов кендо, атакует с решимостью и самоотверженностью (сутеми), даже если удар не приводит к иппону инструктор должен оценить усилия ученика и поддержать его решимость.

Как практиковать дзикейко

Я опишу возможный формат занятия, когда старшие по уровню занимаются с младшими.

  1. младшие выполняют кирикаэши и учикоми-кейко со старшими с целью поработать над основами
  2. свободный спарринг младших со старшими на равных, каждый старается нанести эффективный удар в иппон-сёбу
  3. младшие выполняют какари-но-кейко, а старшие оттачивают свои навыки в хикитате-кейко
  4. в некоторых случая старшие могут предложить иппон-сёбу
  5. младшие завершают делая кирикаэши и учикоми-кейко чтобы снова проверить основы

В последнее время можно видеть, как младшие работают со старшими по уровню, будто они равны по статусу и способностям. Они ждут атаки старших или отходят назад, убегая от ударов в дзикейко. Такой настрой следует решительно пресекать. На самом деле, если главным приоритетом молодых кендок становится “нанести удар противнику и не пропустить его удара” то будущее японского кендо действительно безрадостно.