Семинар Йошияма-сэнсэя 2012

Так вышло, что на этом семинаре я был зрителем, поэтому между фотографированием и съёмкой видео мог вести краткие записи того, что говорили сенсеи. Приведу их здесь точно в том виде, в каком они записаны у меня в блокноте. Врядли это будет полдезно тем, кто на семинаре не был, но я надеюсь, поможет освежить в памяти слова сенсеев тем, кто на семинаре был.

Курсивом даны комментарии и уточнения Евгения Андреева

Шисей

  • Большие пальцы ног направлены вперёд, на противника — это даёт хорошую осанку и большую скорость

Камаэ

  • Синай воспринимать как катану
  • В камаэ должна чувствоваться сила
  • Плотно сжимать левый кулак  — речь шла о том, что левой рукой нужно крепко держать синай. Но при этом кулак не должен быть сжать, реально синай держат мезинец, безымянный и средний пальцы. 
  • Удерживать синай за счёт опускания левой руки так, чтобы при давлении на кенсен сверху синай изгибался как удочка — тут речь шла о том, что левая рука должна быть опущена ниже кенсена и левая рука не должна быть сильно согнута в локте, и как пример приводилось упражнение с пальцем.
  • Энергия стойки зависит от ног

На замахе

  • Если локти разведены в стороны — котэ и до открыты — это вообще не к месту 🙂 коте и до на замахе в любом случае открыты. Речь шла о том, что не нужно выворачивать локти в стороны и поднимать синай нужно движением левой руки
  • Локти вперёд и всё тело вперёд
  • Идти вперёд сразу, всем телом
  • Зажатое лоевое запястье — плохо, хлёсткий удар за счёт запястья
  • Без запястий нет скорости
  • Использовать запястья во всех ударах: мэн, котэ, до
  • Коэ надо отрубить
  • Локти при ударе котэ не в стороны, чтобы синай двигался вперёд. Всё идет вперёд, и локти тоже

До

  • При ударе до надо уйти, но это плохо, поэтому надо двигаться вперёд
  • Не убегать, только вперёд
  • Кенсен идёт по короткой траектории (через вертикальное положение)
  • Обе руки на цука
  • При очень короткой дистанции — разворот корпуса — корпус включается всегда. Речь шла о том, что реально до можно нанести практически с любой дистанции. 
  • При ударе правая нога вперёд вправо и это уход от контратаки мэн
  • Затем левая нога вперёд — это было только упражнение по аналогии с 7 кендо ката, чтобы заставить включать корпус. 
  • Мгновенный чёткий удар
  • Отскок синая — плохо. Надо прорубить кости, для этого использовать такое же те-но-учи как при ударах мэн и котэ
  • Не бить правой рукой
  • В момент удара притянуть синай левой рукой к себе (рычаг)
  • Из цубазариай можно наносить и быстро и медленно, в зависимости от противника
  • Конечной целью мэн-учи является аюмэн, потому что в нём вы не убегаете, настрой на до так же: «Я не убегаю, вперёд!»

Одзи-вадза

  • Пока не победишь энергетически — техникой не победишь также
  • Опираться на кихон
  • При жёстком хвате синая ничего не получится
  • При одзи-вадза «убегать» значит подтягивать руки к себе — это плохо — тут речь шла о нуки, об уклонении от удара, и говорилось, что даже просто убирание рук к себе достаточно для того, чтобы избежать удара коте. Про то, что это плохо, речи не было. 
  • Маэсабаки — движение вперёд — Было маай-сабаки — это не движение вперед, это управление или работа с дистанцией
  • Принимать удар движением вперёд, с прямымколеном [левой ноги]
  • Если испугаться — тело отклониться назад
  • Чтобы научитьсямаэсабаки и держать прямое колено надо преодолеть себя психологически, может уйти несколько лет

Котэ-нуки-мэн

  • На один счёт (на одно движение)

Мэн-каэси-до

  • Одно короткое движение
  • Против очень быстрого мэна каэси в другую сторону и сразу до вниз

Айучи

  • Айучи раньше называлось кириотоши, это является практикой духовного развития. — Тут речь шла о вариантах контр атак. Минова сенсей показывал, что можно прямо мен пробить, выполнив кириотоши или каэси до. Кстати при кириотоши мен никакого обоюдного удара нет. 
  • Кириотоши означает выполнить два действие одним ударом: сбить меч противникаи нанести удар, но это крайне сложно.

Суриаге-мэн

  • Кириотоши и нукивадза — на один счёт, а суриаге-мэн — на два
  • В варианте ура — верхней частью синая, а не лезвием — тут речь шла о том, что суриаге делается в районе трети длины синая от кончика. И может выполняться как боковой частью, так и тыльной. Был показан пример, когда меч встречался лезвием у цубы, и Минова сенсей говорил, что много кто так делает, но правильно все же делать дальней третью клинка 
  • При омотэ — правой частью синая
  • Обязательноприставлять ногу в момент удара

Каэси-вадза

  • Обязательно на движении вперёд
  • Сначала кенсен в горло
  • До конца держать контакт с мечом проивника
  • Энергия вперёд сразу, из камаэ, но ждём до последнего
  • Удар занимает 0.2 секунды, если возникает сомнения— уложиться не успеем
  • Минимизировать время столкновениямечей
  • Нельзяколебаться — разрубить решительно
  • Внутреннее ощущение: «В любую секунду я могу справиться»
  • Самое сложное в одзи-вадза — психологический аспект
  • Двигаться перёд — уже на семе противника
  • Кендо — общение двух энергий, мы отрабатываем не удары, а взаимодействие
  • Используем технику для развития энергетических возможностей
  • Не ждём, а пребываем в готовности, т.е. Знаем что можем сделать с противником.
  • Контратака: настрой на то, что вы можете победить, движение вперёд, моментально каэси.

Соревнования

  • Правильный порядок действий, как на экзамене
  • Сиай начинается до выхода на площадку
  • В день соревнований надо сохранять уравновешенное состояние
  • Поединок начинается со входа в зал
  • Не отрывать взгляд во время поклона

Для судей

  • Судить правильно и справедливо
  • Условия иппона
    • Достаточный киай
    • Правильная осанка
    • Правильная цель
    • Хасудзи
  • Правильное положение судей относительно участников нужно чтобы ни у кого не было сомнений что судьи всё видят — тут речь шла о том, что при правильном положении судей они видят хорошо обоих оппонентов и у зрителей не сомнений в том, что они способны правильно оценить удар. 
  • От поднятого флажка зависит будущее кендо человека