“Син-гё-со” маай

Маай
проф. Ойа Минору (Oya Minoru), 7-й дан кёси кендо

Три дистанции

Иссоку-итто-но-маай

Маай “один шаг — один удар” это фундаментальная дистанция в кендо. Вы можете атаковать противника сделав шаг вперёд, и наоборот избежать атаки, сделав шаг назад. Эта дистанция варьируется в зависимости от физических данных, навыков, ловкости бойца, так что невозможно измерить эту дистанцию точно. Каждый человек должен знать или чувствовать свою дистанцию “один шаг — один удар” и учиться выполнять техники с таким маай.

Чикай-маай

Это близкая дистанция, более близкая чем иссоку-итто-но-маай. Порой кажется, что атаковать с такой дистанции легче, часто можно наблюдать у кендоистов тенденцию входить на такую дистанцию и действовать на ней. Однако, если с такой дистанции вы выполните удар с большим шагом, то он будет нанесён неверной частью меча (мото-учи), а если не делать выпад ногами, то удар происходит только за счёт рук и получится слишком слабым. В любом случае, он не будет отвечать требованиям к правильному удару. Только в том случае если противник в этот момент отступает назад удар может получиться достаточно хорошим чтобы получить иппон. Дистанция цуба-зериай (когда цубы мечей соприкасаются) это самая короткая дистанция поединка в кендо.

То-маай

Это более длинная дистанция чем иссоку-итто-но-маай. Противник не может атаковать вас, но и вы не можете достать его. То, каким образом вы входите с дистанции то-маай на дистанцию иссоку-итто-но-маай и реализуете давление (семе) составляет суть ментального и физического противостояния в кендо.

Смысл понятия син-гё-со

Концепция син-гё-со восходит к способам письма в китайской каллиграфии. “Син” означает прямолинейный стиль письма прямыми штрихами. Если сравнивать со стилями одежды, то это как формальный костюм. Такой стиль письма практикуют с чувством “стремления к правильности” или определённости.

“Гё” в каллиграфии означает курсив, полурукописный стиль движений кисти, когда символы изображаются в мягкой, текучей манере. В одежде это похоже на полуформальный стиль, например, пиджак без галстука. Это письмо с ощущением, приближенным к стилю обычной жизни.

“Со” записывают иероглифом “трава”, и означает рукописный стиль. Символы пишутся с чувством свободы и один штрих перетекает в другой. Это как повседневный стиль в одежде. Письмо в этом стиле выполняется с чувством лёгкости и свободы, этот стиль считается показателем высокого духовного уровня в традиционных искусствах Японии.

Такано Сасабуро однажды описал три ката с кодачи из Кендо-но-ката как последовательную иллюстрацию смысла син-гё-со. Так, первая ката (8-я в наборе из 10 ката, прим. пер.) начинается в безопасной стойке лишённой уязвимостей. До достижения переломного момента в ката, ни учтитачи ни ситачи не позволяют себе пауз. Прозводится решительная атака, и ответ следует незамедлительно. Во второй ката, ситачи наблюдает за действиями и вадза учитачи, прежде чем нанести решающий удар. В третей ката ситачи принимает мукамаэ, нерегламентированную свободную стойку, и, прежде чем победить, позволяет учитачи произвести две полноценные атаки.

Син-гё-со в маай

“Син-но-маай” это дистанция на которой решается вопрос жизни и смерти. Здесь нет времени обдумывать вадза. Противник должен быть побеждён немедленно, не получив никакого шанса. В “гё-но-маай”, взаимодействуя с противником, мы выбираем оптимальную технику и применяем для победы наилучшую вадза. “Со-но-маай” это дистанция до того как мы вошли в “гё-но-маай”, она включает в себя “бесконечное разнообразие” техник, которые могут быть реализованы. Это также дистанция для обучения, которая позволяет партнёру первому начинать атаки, чего обычно нельзя допускать, если мы стремимся к победе. Таким образом, маай это не только физическая дистанция между бойцами, это также тонкая психологическая дистанция, выраженная в син-гё-со.

“Точка перелома” (Саэнто-но-курай)

Поединок в кендо начинается не на дистанции иссоку-итто-но-маай, он не должен представлять из себя обмен ударами на этой дистанции, также иссоку-итто-но-маай это не та дистанция где можно начинать выполнять семе. Момент сближения с дистанции, года ваши мечи не соприкасаются или едва касаются друг друга (с дистанции на которой вы не можете достать противника даже сделав шаг), на дистанцию, когда кончики мечей пересекаются (иссоку-итто-но-маай), требует предельной психической и физической готовности, это ключевой момент, когда вы следите за движениями противника. Этот процесс сближения предельно важен в кендо. Негиши Шинтаро, в лекции по теории кендзюцу прочитанной в 1911 году, говорил об этом так:

Встречаясь с противником, сперва вы принимаете камаэ на “безопасной дистанции“ (фахэй-но-курай). На этой дистанции ваш удар не достигнет цели, даже если вы шагнёте вперёд. Затем вы должны решить: продолжать прямолинейное движение или использовать внезапную атаку. Такая внезапная атака может быть резким скачком вперёд с атакой головы или рук, или ударом в корпус с потерей стойки и падением на колено, и т.п. Другой вариант следует выбрать, если вам важен честный поединок лицом к лицу: вы можете действовать в прямолинейной манере и прийти к “точке перелома”. Сближение с “безопасной дистанции” к “точке перелома” это верный путь для развития вашего кендо. “Переломный момент” наступает когда кончики мечей перекрещиваются. Это грань, на которой вы можете атаковать или быть атакованным. Предельно рискованный, ключевой момент, полный психического напряжения (ки). Это как балансирование чашки с водой на кончике вашего меча — одно неверное движение и вода пролётся. “Безопасная дистанция” и “точка перелома” это два маай — дистанции, из которых можно вывести бесчисленное множество различных маай.
Конечно, нельзя удержать чашку с водой на кончике меча, Негиши так описывает состояние непоколебимого духа позволяющего вам действовать в предельно напряжённой ситуации.

Входя с дистанции когда мечи не соприкасаются или едва касаются, на дистанцию пересечения мечей, в “точку перелома”, вы преодолеваете, как правило, от десяти до пятнадцати сантиметров. В этот предельно напряжённый момент вы склонны колебаться и совершать ошибки. Тем не менее, очень важно, в какой мере вы способны сохранять присутствие духа, воспринимать действия противника и выполнять надлежащие техники. Чтобы справиться с этой задачей вы должны найти особый жизненный путь (superior way of being) — и это конечная цель кендо.