Сонкё

В кэндо мы обязаны выполнять сонкё перед началом и в конце сиай (матча), а также в процессе обычных тренировок. Это делается после поклона (рэй).

Когда же началась такая традиция?

В дэнсё (письменных записях) школы фехтования Катода Синкагэ-рю тщательно записаны детали фехтовальных матчей, которые проходили в последние дни сегуната Токугава. Одним примеров является дэнсё под названием Кендо Согаку Сучи (1860). (Профессор Мураяма Киндзи, университет Сига, провел тщательное исследование по этому вопросу). В этом дэнсё есть запись об «этикете орисики». Перед матчем вы приседаете со ступнями образующими «т» (как деревянный молоточек будильника), удерживая спину прямой. Ноги разведены, левое колено на полу, правое колено немного выше. Взгляд направлен вперед, а не вниз. Должно быть легкое напряжение в прямой шее, плечи опущены. Ягодицы подобраны, а нижняя часть живота напряжена. Во время проведения этикета орисики важно быть морально подготовленным. Другими словами будьте готовы победить соперника еще до начала матча. Это требует решимости и усердной подготовки.

Учитывая, что левое колено касается пола, возникает небольшая разница между этим сонкё и формой посадки принятой в современном кендо. Термин «орисики» буквально означает, что одно из колен касается пола. Его можно найти в книгах изданных в первой половине XX века. Он также используется для описания некоторых техник кендо. Примером является техника орисики-котэ, которое упоминается в 68 техниках кендзюцу. Данное техническое действие напоминает кацуги-котэ из положения с левым коленом на полу (термин также используется в книге Чиба Сусаку Сэнсэй Дзикидэн Кендзюцу Мэйдзин-но Хокусин Итто-рю).

В Кендо Согаку Сучи упомянутом выше, один из абзацев «этикета орисики» имеет название «Как подготовиться к сиай». В нем говорится: «Во время выполнения орисики правила нашей школы (Катода Синкагэ-рю) диктуют не исполнять поклон. Тем не менее, какаритэ (буквально: «атакующий меч») должен выполнить поклон старшим товарищам с чувством смирения и благодарности за возможность практиковать с ними, а старшие в свою очередь должны ответить взаимностью». Может возникнуть впечатление, что кэнши не кланялись, когда тренировались со своими сверстниками или будока из других школ. Но истоки возникновения традиции рэй в современном кендо здесь можно увидеть.

В Чиба Сусаку Сэнсэй Дзикидэн Кендзюцу Мейдзин-хо тренировочные сессии Дзисинкагэ-рю описаны следующим образом: «Фехтование Дзикисинкагэ-рю довольно экстремально и участники должны обязательно выполнять орисики в каждом матче и дышать глубоко перед его началом (другое чтение орисики — кикё; здесь используются китайские иероглифы; буквально это означает: приседать с обоими коленями на земле, с весом перенесённым на подъем свода стоп и ягодицами, расположенными над пятками). Если сразу выполняется тайатари, сиай-ша сразу же принимают дзёдан-но-камаэ и должны быть готовы нанести удар, быть всё время на шаг впереди противника. Если противник встает слишком быстро, то следует остановить его, говоря: «не так быстро». Это может напоминать начало боя в сумо. Причина, по которой участники  должны дышать глубоко заключается в том, что они таким образом могут бороться с волнением и замедлить сердцебиение».

Сонкё в современном кендо по всей видимости является наследником традиции орисики или кике (иначе — кидза) в японском фехтовании раннего нового времени, которая сохранилась в несколько иной форме.  Одна из косвенных причин изменения орисики (а именно: правое колено расположено немного впереди, а левое так, чтобы тело естественным образом было несколько повернуто влево) это — широкая известность и распространение «Дай-Ниппон Тэйкоку Кендо Ката» (сейчас «Ниппон Кендо Ката») начиная с эпохи Тайсё и раннего периода Сёва. В ходе эволюции рэйхо существенно возрастает значимость концепции победы над противником ещё до того как матч начнется. Это видно из текстов Катода Синкагэ-рю и «Как замедлить сердцебиение» Дикисинкагэ-рю. Отсюда эти элементы в орисики (кикё).

Используемый в термине «сонкё» китайский иероглиф означает «присесть». В отношении чайной церемонии он может быть прочтен как «цукубай». Это действие относится к омовению рук у каменного умывальника, который расположен за пределами чайной комнаты, где гости моют руки перед входом. Идея схожая с очищением рук и рта в святилищах синто. В чайной церемонии необходимо присесть, чтобы воспользоваться стоящим на земле умывальником. Остановившись и присев на корточки, опускаясь к земле во время мытья рук, человек морально и физически готовится ко входу в особое место – чайную комнату.

В кендо и сумо участники также готовятся войти в специальную священную область и провести «чистый» матч, испытать себя и свои навыки. Сонкё в сумо является обязательной частью этикета после того как борцы взошли на помост. Здесь они кланяются друг другу, держа пальцы выпрямленными и направленными вниз, хлопают в ладоши, широко разводят руки и затем поднимают ладони вверх, чтобы продемонстрировать отсутствие оружия.

В практике сумо (как и в кендо) сонкё выполняется в том числе и для того, чтобы побороть волнение, дышать спокойно и замедлить свое сердцебиение. Это связанно с вышеупомянутым методом из школы Дикисинкагэ-рю. Почему сонкё используется помимо поклона стоя? Возможно это связанно с тем, что в положении сонкё, при правильном его исполнении, человек напрягает нижнюю часть живота, что приводит к более быстрой активизации дыхания посредством тандэн.

В заключение хочется сказать, что сонкё уходит своими корнями в японскую традицию как способ проявления уважения при входе в особое или священное место и как способ контроля своего дыхания. Это имеет прямое отношение к этикету кендо; служит способом подготовки и тренировки сознания, используя которое сиай-ша стремится выиграть бой до начала матча. Эта традиция оформилась в процессе возникновения школ кендзюцу нового времени.

Статья Нагао Сусуму (Профессор Университета Мэйдзи)

Перевод Владимира Синякова

Оригинал перевода

Благодарим за перевод статей наших друзей из Федерации Кендо Новосибирской Области!