Тактика в Кэндо

Автор: Сотаро Хонда

Тренер британской команды, университет Глосестершира

Введение

В этой и последующих статьях я хотел бы обсудить тактику в кэндо. Хотелось бы с самого начала отметить, что это не значит описание того, как победить в соревнованиях, действуя на грани правил. Слово «тактика» часто понимается как способ победы любым способом в «сиай кэндо». Японцы, практикующие кэндо часто имеют такое отношение к тактике и не любят ее преподавать. Однако, тактика не ограничивается тем, как нанести удар оппоненту и выиграть сиай, мы можем изучить множество технических аспектов кэндо и развить свое понимание кэндо в процессе обдумывания, изучения, практики и создания тактики. В этой статье сначала будут рассмотрены некоторые негативные моменты, связанные с тактикой, затем последует описание моего опыта преподавания кэндо и тактики в Педагогическом университете Фукуока и рассмотрение эффективности изучения тактики.

1. Тактика и кэндо
Тактика является важным элементом в спорте и боевм искусстве, так же как и физическая форма, техника и психологическая подготовка. Тем не менее в Японии среди практикующих кэндо существует негативное отношение к тактике. Связано это, по видимому, с идеологией подхода к кэндо как к будо. Например опрос учителей физического воспитания, преподающих кэндо в японских школах показал, что 53 из 55 учителей имели негативное отношение к тактике. Такое отношение было непосредственно связано с идеологией подхода к кэндо как к будо, традиционным методом преподавания кэндо как будо, стойкой и передвижением в кэндо как будо, отношением к победе и поражению в кэндо как в будо (Хонда, 2003). Точнее, по мнению некоторых учителей идеология кэндо как будо заключается в том, что только кэндо, которым занимаются для формирования характера, является «правильным кэндо». В их понимании тактика используется исключительно для того, чтобы выиграть поединок, и поэтому не совместима с настоящим кэндо. Некоторые учителя считают, что при традиционном обучении кэндо правильная стойка и хороший контроль синая достигаются в результате традиционного следования сюгё (Syugyo), которое подразумевает постоянную отработку кихона. Также они считают само собой разумеющимся, что правильного кэндо можно добиться следуя этим путем продолжительное время. Тактика отвергается, так как она не входит в традиционное сюгё, обеспечивающее правильное кэндо. Планирование и использование тактики означает нацеленность на победу свою или команды даже если стойка и перемещения неправильны, поэтому тактика отвергается. Наконец, некоторые учителя считают, что поединки, победы и поражения в кэндо, как будо, должны прежде всего отражать уровень и прогресс занимающегося, давать возможность выявить его проблемы и пересмотреть процесс личного сюгё. Поединки в кэндо таким образом направлены на то, чтобы превзойти своим Ки Ки оппонента. Даже если внешне движения минимальны, активная борьба ведется в сознании оппонентов. Они считают, что настоящее кэндо в том, чтобы подавив Ки оппонента своим Ки нанести удар. Для них использование тактики означает привнесение бессмысленных дополнительных движений синая и перемещений в поединок, что не совместимо с правильным кэндо, как будо.

Британцы, особенно занимающиеся западными видами спорта, могут подумать, что такой подход японских учителей кэндо несколько странен. Нет необходимости упоминать, что кэндо представляет собой поединок один на один где атака и защита проводится с помощью синая. По словам Керна (1998) поединок один на один требует значительно большего тактического расчета, чем неконтактные виды спорта, такие, как волейбол или теннис, виды спорта, где спортсмены соревнуются друг с другом одновременно (плавание, гребля) или отдельно, улучшая показатели времени, расстояния, оценки судей и т.п. (гимнастика, тяжелая атлетика). На самом деле в дзигейко или сиае атакуя и защищаясь мы сознательно или бессознательно используем тактику. Учителя кэндо, принимавшие участие в опросах отмечали, что в поединке ожидается не полагаться на физическую силу, а на подавление оппонента своим Ки и нанесение удара. Это своего рода тактическое действие довольно высокого уровня. Атаковать оппонента пребывая в состоянии Мусин (Mushin) – высшая степень мастерства в кэндо, но она достигается только по обретении опыта и хорошей техники. Таким образом получается, что слово «тактика» само по себе не вызывает положительных эмоций у японских учителей кэндо, а создает впечатление, что использование тактики означает позволение ученикам сосредоточиться на победе любой ценой, как главной цели. Как бы то ни было, вне зависимости от причин их отказа уделять внимание тактике и подхода к кэндо как к будо, я считаю, что главным является их любовь к кэндо и желание передать «правильное кэндо» следующим поколениям, как путь самосовершенствования и японскую культурную традицию.

2. Мой опыт в Педагогическом университете Фукуока
Хотя будучи школьником и студентом я провел множество тренировочных и реальных сиаев, я практически никогда не получал от своих учителей прямых советов как победить или как сражаться в конкретной ситуации. Было ли это связано с негативным отношением к тактике (или к самому слову «тактика») в японском кэндо сообществе? Этот вопрос оставлялся для самостоятельного изучения студентами и я научился наблюдая за сиаями и участвуя в них сам.

Я начал задумываться о тактике в кэндо когда стал тренировать женскую группу в клубе кэндо Педагогического университета Фукуока. Мои ученики претендовали на победу во всеяпонском университетском турнире среди женщин и поэтому тренировались по 2 часа 5 дней в неделю. Такой режим тренировок не является особо напряженным в кэндо клубах японских университетов. После занятий они всегда собирались и смотрели записи своих кейко и сиаев и обсуждали свое кэндо. Идея записывать тренировки на видео принадлежала мне, но решения о том, что смотреть и над чем работать, как индивидуально, так и командой, принимали они. После семи месяцев они начали понимать что каждый член команды должен делать в каждой позиции, как сражаться в определенных ситуациях. Они достигли своей цели в ноябре 1995 года. Они одержали победу не используя примитивную тактику, как например убегать от соперника, который сильнее их, убегать от соперника получив первый иппон, использовать только неожиданные и хитрые атаки или сражаться в плохой стойке. Они всегда возвращались к тому, что делали в кейко и сиае, обсуждали над чем надо работать, как поступить в сиае в разных ситуациях с разными оппонентами, пытались использовать в кейко и сиае что-то новое, развивая свое кэндо. Три года спустя трое из них были выбраны членами японской сборной для 11 чемпионата мира по кэндо и одна из них выиграла личное первенство.

Основываясь на своем опыте тренерской работы в Педагогическом университете Фукуока я стал серьезно размышлять о тактике в кэндо. Это имело отношение и к негативным моментам. В преподавании кэндо очень мало внимания уделялось тактике. Хотя существовали несколько пособий и исследований, касающихся тактики в кэндо, содержание их часто было слишком абстрактным, трудным для понимания и использования на практике. Поэтому в 1997 году я приехал в Великобританию, чтобы найти место, где я смог бы изучать теорию и практику тактики в спорте. Здесь я изучал теорию, практику и образовательный эффект преподавания тактики в спорте в рамках курса «Преподавание игр(спорта) для понимания», разработанного а Англии и пытался применить полученные знания к кэндо. Изучая тактику в Англии я понял, что это может быть полезно не только для победы в сиае, но и для понимания различных аспектов кэндо. Ниже описываются мои идеи относительно тактики в кэндо.

3. Пересмотр тактики в кэндо
Роль тактики заключается в обеспечении связи кихон-гейко с дзи-гейко и сиаем. Мы применяем техники, наработанные в кихон-гейко, в дзигейко и сиай тактически мысля какую технику, когда и где применять. Как правило традиционная тренировка начинается с разминки и субури, затем идут кирикеэси, кихон вадза-гейко и дзи-гейко, при этом вопросы тактики, как обучения тому, какую технику когда и где использовать, остаются в рамках самостоятельного развития тренирующегося по мере приобретения опыта. Разумеется, в дзи-гейко и сиае, где атака и защита непрерывно сменяются, и невозможно предсказать развитие событий, решение о том что делать зависит только от самого практикующего. Однако, для того чтобы в каждой ситуации сознательно или бессознательно делать правильную оценку и выполнять соответствующие действия, необходимо изучать тактику в кейко. Многие люди, особенно опытные кэндоки, считают, что необходимости в изучении тактики нет и лучший подход к дзи-гейко и сиаю – это сражаться в состоянии мусин. В этом состоянии тело будет бессознательно действовать наилучшим образом, автоматически выбирая лучшую технику и перемещения. Однако этого невозможно будет достигнуть, если не отрабатывать выбор техник и перемещений в различных ситуациях в кейко. Выбор и исполнение вадза в состоянии Мусин – бессознательное тактическое действие, выработанное в результате осознанного изучения тактики. Некоторые люди настаивают: «Мне не нужна тактика. Я просто исполняю свое кэндо, кто бы ни был мой оппонент». Я не совсем уверен, что именно они имеют ввиду под словосочетанием «исполняю свое кэндо».Следует понимать, что «свое кэндо» не означает постоянное использование одних и тех же атак, тайминга и вадза против любого оппонента. Чтобы выступать наилучшим образом против различных оппонентов необходимо встретиться с ними, меняя сэме (когда резко, когда мягко), тайминг и вадза в зависимости от оппонента. Чтобы быть способным на это необходимо иметь отработанный набор вадза и иметь широкое видение своего кэндо. Это не значит, что необходимо только выучить много различных вадза, необходимо практиковаться в различных способах их использования. Суми-сэнсей сказал мне: «В моем мозгу сотни и тысячи схем Сэме, ударов, комбинаций и контратак. Я могу их правильно использовать в конкретной ситуации против конкретного оппонента.» К тому же кэндо Суми-сэнсея таково, что у нас остается мало вариантов и нам приходится атаковать так, как этого хотел Суми-сэнсей. Очень сложно (почти невозможно) достичь уровня Суми-сэнсея, но этого точно не произойдет, если мы не будем пытаться совершенствовать свое кэндо.

4. Эффективность изучения тактики
Когда вы начнете думать о тактике – когда и как применять вадза в дзи-гейко и сиае, вы начнете задумываться, какие вадза необходимо отработать, что вы можете сделать на данный момент, а что нет. Размышляя таким образом вы сможете понять техническую и физиологическую структуру и механизм основных движений, каждой вадза и их взаимодействие с движениями и вадза оппонента. К тому же это дает мотивацию при отработке вадза и вы не будете считать, что теряете время на вадза-гейко, ката-гейко, дзи-гейко, какари-гейко, утикоми-гейко и на тренировке в целом. Более того, вы начнете задумываться, готовы ли вы к достижению поставленных задач, какая часть тела требует дополнительной тренировки, достаточно ли вы сильны духом для исполнения выбранной тактики.

Традиционно тренировка в кэндо основывается на повторении, и я это не отрицаю. Уделяя внимание тактике вы поймете значение и важность такого повторения, осознаете суть тренировки кэндо а не будете бездумно копировать и автоматически исполнять указания инструктора. В следующей статье я хотел бы коснуться процесса изучения тактики в зависимости от уровня занимающегося.

Ссылки
Kern, J. (1998) Sports no Senjyutsu Nyumon (Tactics in Sports) (translation M. Asaoka, H. Mizukami, and A. Nakagawa). Tokyo: Taisyukan Publishing Co., Ltd.

Honda. S. (2003) Budo or Sport? Competing Conceptions of Kendo within the Japanese Upper Secondary Physical Education Curriculum, Ph.D. Thesis, University of Gloucestershire Park Campus Learning Centre.

 

Введение
В предыдущей статье о тактики в кэндо был описан мой собственный опыт изучения тактики и эффективность этого изучения. В этой и следующей статьях я хотел бы коснуться вопроса изучения тактики в зависимости от уровня занимающегося. Эти две статьи написаны в продолжение статей «Отношение к дзи-гейко», части 1 и 2. Прежде всего я хотел бы заявить, что эти статьи никоим образом не замышлялись как «краткое руководство» по технике выигрывания соревнований путем действий на грани правил. Моя цель – обеспечить вас идеями и раскрыть возможности изучения множества технических аспектов кэндо, развить ваше понимание кэндо путем размышления, изучения и практики создания тактики. Эта статья описывает аспекты изучения тактики для обладателей кю и 1-х 2-х данов.

1.Изучение тактики для обладателей кю
Часто можно наблюдать, как обладатели кю в дзи-гейко, сиае и на аттестационных экзаменах атакуют большим мэном с одной и той же дистанции с одинаковым таймингом. Также можно увидеть как их учителя часто советуют «продолжать атаковать» и «выкладываться». Когда один из оппонентов начинает движение и пытается нанести большой мэн, второй вскоре реагирует и начинает делать то же самое.В результате они бьют друг друга по синаям, не достигая мэна оппонента и удачного удара приходится ждать очень долго. На этом уровне, как было описано в «Отношение к дзи-гейко», часть 1, безусловно важно пытаться использовать технику, выученную а кихон-гейко, без колебаний и стеснения. Это их первая простая, но важная тактика. Однако, невозможно научиться атаковать в нужный момент, повторяя одну и ту же технику с одной и той же дистанции с неизменным таймингом. Как правило в кэндо существует 4 возможности нанести удар: когда оппонент начинает наносить удар, когда оппонент блокирует удар, когда оппонент завершает удар и когда оппонент отступает. Атаковать при завершении атаки оппонентом является важной тактикой для обладателей кю, которую нужно изучить и использовать в дзигейко против других обладателей кю. Например, многие обладатели кю делают проход как в кихон-гейко, подставляя открытую спину. Если это происходит в дзигейко, необходимо сразу же последовать за оппонентом и атаковать, как только он развернется. Дополнительная польза использования такой тактики в том, что она дает понять как важно стараться постоянно держать оппонента в поле зрения и что момент, когда оппонент отводит взгляд и теряет концентрацию удобен для атаки.

В дзи-гейко с более опытными оппонентами обладатели кю как правило испытывают сложности в том чтобы завершить свою атаку и прерывают ее на середине или отступают. Инструкторы в этом случае как правило командуют «продолжай атаковать» или «выкладывайся». В отличие от обладателей кю, их более опытные оппоненты не поворачиваются спиной к противнику в дзи-гейко (по крайней мере не должны этого делать). Поэтому становится проблематичным следовать тактике «нанести удар при завершении противником атаки».

Для обладателей кю в дзи-гейко с более опытными оппонентами рекомендуется перед ударом сбить синай противника. Необходимо не просто проводить прямую атаку, а попытаться предварительно отклонить кончик синая оппонента, используя осаэ вадза (сбивание синая вниз) и хараи вадза (сбивание синая с права налево, из положения справа внизу в положение слева вверху, из слева внизу в справа вверху, из справа вверху в слева внизу или из слева вверху в справа внизу) (см также Японо-английский словарь кэндо, стр. 30-31). Разумеется это не значит, что вам гарантированно удастся провести удар старшему таким образом. Ваша атака будет заблокирована. Однако, на этом уровне очень важно начинать учиться тому, как сбить оппоненту центр, что является самой основной и самой важной тактикой в кэндо. Эта простая тактика сбивания центра оппонента развивается в более сложные и эффективные тактики по мере того, как вы совершенствуете перемещение, фумикири, фумикоми, скорость и те-но-ути (об этом будет рассказано далее). Как я писал в «Отношении к дзи-гейко», часть 2, обладатели кю должны сосредоточиться в основном на совершенствовании сикаке вадза. Важно не бояться, что от вашей атаки увернутся или контратакуют и не прерывать атаку по середине, пытаться довести ее до конца. В этой статье я хотел бы порекомендовать использование осаэ вадза и хараи вадза в дзи-гейко (разумеется, их необходимо отрабатывать в вадза-гейко).

Хотя это может не иметь прямого отношения к тактике, здесь я хотел бы добавить несколько слов о защите в кэндо, о чем я вкратце упоминал в «Отношении к дзи-гейко», часть 1. Согласно концепции “Bogyo no tame no bogyo nashi (нельзя защищаться только ради защиты)” в кэндо защита предназначена для подготовки последующей атаки и атаковать необходимо сразу же после защиты. В традиционной терминологии кэндо это называется «Ko-bo-icchi». Однако, как говорилось ранее, даже если обладатель кю пытается атаковать после отражения атаки старшего, он не обладает достаточным умением и скоростью, чтобы контратаковать с помощью одзи вадза или каэси вадза. Скорее всего они напротив не обладают базовыми умениями отражать атаку оппонента. Как это ни странно, во многих клубах методы защиты изучаются редко и занимающиеся должны полагаться на собственный опыт. Поэтому многие обладатели кю пытаются выработать собственные (довольно нерациональные) приемы защиты, т.к. у них нет возможности изучить принцип “Bogyo no tame no bogyo nashi”. Окадзима (1992) отмечает, что страх начинающих перед атакой оппонента не дает им увидеть возможность для удара. Поэтому я рекомендую инструкторам показывать начинающим основные защитные техники перед тем, как допустить их к дзи-гейко. Под защитными техниками я не имею ввиду исключительно блокирование синая оппонента своим синаем. Необходимо научиться мецуке (направление взгляда) и защите с ки-кен-тай-но-ити. Начинающие часто стоят и смотрят исключительно на синай оппонента, а их руки начинают двигаться, когда оппонент совершает движение синаем. Поэтому они часто попадаются на обманные движения, как, например, обозначить удар мэн, подняв руки, а пробить до. Согласно Японо-английскому словарю кэндо (2000, стр 62) мецуке – это наблюдение за всем телом противника при том, что взгляд направлен в глаза. Существует и другой термин, объясняющий направление взгляда — Enzan-no-metsuke (взгляд на далекую гору). В Японо-английском словаре кэндо (2000, стр. 24) написано: «Важно видеть не отдельную часть, а фигуру оппонента в целом, как будто смотришь на далекую гору.» Что до защиты с ки-кен-тай-но-ити, то при защите необходимо иметь позитивный настрой, использовать синай, перемещения и движения тела. Термин ки-кен-тай-но-ити обычно употребляется в отношении удара, но сама концепция может быть применена и к защите. Начинающим нелегко добиться этого. Однако это в ваших интересах, развивать свое кэндо, получая удары снова и снова, сохраняя верную стойку и правильно защищаясь, чего поначалу добиться сложно. В будущем вы приобретете навыки, необходимые для эффективной защиты. Окадзима (1992) утверждает, что надежная защита – важный элемент эффективности кэндо. В таком случае изучение защитных техник с пониманием принципа “Bogyo no tame no bogyo nashi” на этом этапе будет весьма полезным с точки зрения применения сложных тактик в будущем.

2. Изучение тактики для обладателей 1-2 данов
Подразумевается, что на этом уровне занимающийся может наносить точные удары, используя небольшие и быстрые движения тела и мощные фумикири и фумикоми. Я рекомендую развивать простые тактики использования осаэ вадза и хараи вадза, а также пытаться использовать обманные движения. Как должно быть уже известно занимающимся этого уровня, даже если вы пытаетесь провести мэн после осаэ оппоненту одного с вами уровня или выше, в большинстве случаев его синай заблокирует цель прежде чем вы проведете удар, если только вы не обладаете очень высокой скоростью. То же самое обычно происходит, если вы пытаетесь ударить котэ после хараи с лева на право. Из этого следует, что использование обманных движений перед ударом является важной тактикой. Разумеется освоение обманных движений идет от простого к сложному. Здесь я хотел бы предложить несколько несложных и одно более продвинутое обманное движение. Вот примеры несложных обманных движений:
* обозначить атаку на мэн после осаэ — оппонент защищает мэн — пробивается котэ или до
* обозначить атаку на котэ после хараи с лева на право — оппонент защищает котэ — пробивается Мэн

Эти приемы можно развить в более сложные:
* Обозначить атаку котэ-мэн после хараи с лева на право — оппонент защищает мэн — пробивается до.

Необходимо помнить, что используя обманные движения на этом уровне необходимо действовать первым, обмануть оппонента и ударить. Например в случае комбинации «обозначить атаку на мэн после осаэ — оппонент защищает мэн — пробить до» необходимо поднять синай широким движением после осаэ, чтобы оппонент поверил, что вы собираетесь ударить мэн и удар легко блокировать.

Используя обманные движения перед ударом, многие пытаются действовать слишком быстро. Из-за этого не удается действовать правильно и оппонент не защищается так, как подразумевалось. На этом уровне занимающиеся должны помнить, что для них важно не двигаться быстро, а точными и слегка утрированными движениями заставить оппонента поверить, что он может легко защититься используя только синай.

Считается, что на таком уровне у занимающихся есть ряд токуи вадза (вадза, которые удаются особенно хорошо и уверенно используются для зарабатывания очков). В дополнение к тактике обманных движений на этом уровне рекомендуется развивать дзи-гейко, обдумывая когда или в какой ситуации использовать токуи вадза. Здесь я хочу, чтобы вы перестали читать и подумали над следующим:
* через какое время после начала дзи-гейко или сиая вы стараетесь использовать токуи вадза?
* каковы условия применения токуи вадза: дистанция, тайминг?

Также необходимо подумать о том, какому оппоненту вы можете или не можете нанести удар с помощью токуи вадза.

Вы можете представить конкретные ситуации и оппонентов? Ваши познания в кэндо связаны с тем, как четко вы можете себе представить ситуации. Даже если вы считаете, что у вас нет токуи вадза, полагаю у вас должна быть любимая вадза. Я рекомендую подумать как вы могли бы эффективно использовать любимую вадза в дзи-гейко и сиае. Если вы не можете представить ситуацию и оппонента, подумайте о применении токуи вадза. Я также рекомендую вспоминать и обдумывать как вы сражались после каждого дзи-гейко. Как описано в предыдущей статье, размышления о вышеуказанных вещах не только помогут вам развить тактические способности, и кэндо в целом, а углубят понимание технической и физиологической структуры, механизма каждой вадза и их взаимодействие.

Помимо обманных движений в можете разнообразить свое дзи-гейко и сиай с помощью сутэ вадза и мисэ вадза. Дословно «сутэ» означает «выбрасывать», а «мисэ» — «показывать». Значение этих слов в контексте тактики в кэндо в том, что это вадза, используемые не для зарабатывания очков, а для внедрения определенных вадза в сознание оппонента для того, чтобы затем более эффективно провести токуи вадза. В качестве простого примера: чтобы провести касуи вадза котэ-до вы можете несколько раз провести котэ-мэн, убедить оппонента, что против вашего котэ-мэн легко защититься и заставить его защищаться используя только Куки (затем провести котэ-до). Вы несколько раз атакуете мощным и резким котэ, чтобы позже успешно провести кацуги-мэн. Важный момент в том, что необходимо атаковать используя не только руки, но все тело, даже если вы проводите сутэ или мисэ вадза. В противном случае вы не сможете убедить оппонента, что вы атакуете и будете легко контратакованы. Вы должны действовать реалистично. Ваши сутэ и мисэ вадза могут достигнуть цели, даже если вы этого не планировали. В этом случае вы должны обеспечить иппон, поэтому сутэ и мисэ вадза нужно проводить с ки-кен-тай-но-ити.

Заключение
По мере накопления опыта вы должны не только совершенствовать свои токуи вадза и любимые техники, но и вадза, которые вам не удаются; вы должны научиться иметь дело с людьми, чьему кэндо вам сложно противостоять. Избегать встреч с такими людьми – не выход. Это останется вашим слабым местом. Вы должны стараться проводить дзи-гейко с ними чаще, чем с кем бы то ни было. Вы будете терпеть неудачи и пропускать удары, но вы не сможете с этим справиться, если не будете стараться. Учиться, пропуская удары – путь совершенствования кэндо. Конечно важно испытывать новые техники. Но не пытайтесь использовать в дзи-гейко слишком много приемов, поставьте перед собой конкретные задачи в соответствии с вашими возможностями и советами инструкторов.

Следующая статья будет касаться изучение тактики для имеющих 3-5 даны и 6 дан и выше.

Ссылки
The All Japan Kendo Federation (Zennihon Kendo Renmei). (2000) Japanese-English Dictionary of Kendo, Tokyo: Sato-Inshokan Inc.
Okajima, H. (1992) ‘Kosei-teki na Waza-zukuri no Sido-ho (Teaching that aims to develop pupils’ favorite techniques)’, in Zenkoku Kyoiku-Kei Digaku Kendo Renmei (the National Kendo Federation of Universities with Education Faculties). Zemina-ru Gendai Kendo (The Seminar on Modern Kendo), pp. 140-148. Tokyo: Madosya Ltd.
Honda, S. (2004) ‘Attitudes to Ji-geiko Part 1’, BKA News Online Issue #11 April 2004 or visit
http://www.kendo.org…letter/april04/
Honda, S. (2004) ‘Attitudes to Ji-geiko Part 2’, BKA News Online Issue #12 June 2004 or visit
http://www.kendo.org…sletter/june04/

 

Введение
В предыдущей статье рассматривалась тактика для обладателей кю и 1-2 данов. В этой статье будет уделено внимание тактике для имеющих 3-5 дан. В начале я опишу приемы, которые следует пробовать применять в кейко имеющим 3-5 дан для того, чтобы выработать и развивать тактику противостояния различным оппонентам. Затем будут рассмотрены «четыре возможности нанести удар в кэндо». В предыдущей статье были рассмотрены две из этих возможностей: «наносить удар, когда оппонент завершает удар» и «наносить удар, когда оппонент блокирует удар». В этой статье я опишу две другие возможности: «наносить удар, когда оппонент начинает удар» и «наносить удар, когда оппонент движется назад», которых можно добиться вынудив оппонента атаковать или отступать, используя сэмэ и работу правой ноги.

1.Обладатели 3-5 данов: методы, используемые в кейко для выработки и развития тактики
На этом уровне важно думать о том, как развивать дзи-гейко с точки зрения тактики, учитывая тип оппонента и тип кэндо оппонента в целях совершенствования собственного кэндо.

Под «типом оппонента» понимается разделение оппонентов на высоких, низких, тех кто держит кэнсен высоко, низко, отклоняя вправо; тех, чья стойка широкая, узкая; тех, чья задняя нога стоит диагонально и направлена влево; тех, кто большую часть веса переносит на правую или на левую ногу; тех, чья стойка прямая, кто наклоняется вперед или назад и т.д. Что касается «типа кэндо оппонента», то тут речь идет о таких вещах, как: держит ли он синай крепко или мягко, не использует те-но-ути, а полагается на силу, быстро двигается, ему лучше удаются и он предпочитает использовать дебана-вадза, кэси -вадза, хики-вадза, рензоку-вадза, отвлекающие техники и т.д.

Как следует из вышесказанного, размышляя о своем оппоненте надо учитывать оба элемента. Для того, чтобы демонстрировать «свое кэндо», важно выработать, проверить, развить и применять тактику, учитывающую оба «типа».

Здесь, как и в предыдущей статье, я хочу, чтобы Вы подумали, принимая во внимание приведенные выше примеры и кэндо членов Вашего додзё о следующем:

* Как Вы противостоите различным типам оппонентов в кэндо?
* Какие перемещения, движения синая и тела, вадза и их комбинации вы используете?

Как я писал в предыдущей статье, подумайте о процессе использования ски-но-вадза (любимая вадза) и о том, насколько Ваше кэндо зависит от того, насколько ясно и быстро Вы можете представить все возможные варианты. Размышления на вышеуказанные темы также поможет разработать тактику, которая понадобится для противостояния различным типам оппонентов и их кэндо в целях дальнейшего развития Вашего кэндо. Как описано в первой части статьи «Тактика в кэндо», «свое кэндо» не означает постоянное использование одних и тех же тайминга и вадза против всех оппонентов. Необходимо менять свои тактические приемы в зависимости от оппонента, типа его кэндо и ситуации. Это, однако, не означает, что нужно делать нечто, чего Вы обычно не делаете. Вы должны выбирать лучший вариант сознательно или бессознательно. Разумеется, тот, кто не видит альтернатив может демонстрировать только один вид кэндо. Он может легко побеждать оппонентов определенного типа, но не сможет противостоять другим. Говоря с позиции тренера, таких людей сложно выбирать и использовать. Какую тактику использовать и как сражаться? Здесь моей целью не является описание действий против каждого типа оппонента и кэндо, но я хотел бы описать некоторые методы в кейко, которые обладателям 3-5 данов следует опробовать, обдумать, развить и усовершенствовать с их помощью свою тактику.

Важность проведения дзи-гейко с людьми, представляющими для вас сложность в кэндо, была упомянута в статье «Отношение к дзи-гейко, часть 2». Избегать таких людей – не выход. Это не решит проблему. Напротив, следует стремиться проводить с ними дзи-гейко чаще, чем с прочими, пытаясь преодолеть страх и проблемы, пропуская удары, обдумывая результаты дзи-гейко, планируя и создавая свою тактику. Более того, в данном случае я бы рекомендовал пытаться копировать их кэндо. Думаю, каждый из нас проходил через это – пытался копировать кэндо того, кем восхищался. Мы пытаемся скопировать камаэ, передвижения, стойку, атаку, пытаясь добиться необходимого результата. Попытка скопировать кэндо того, кто представляет проблему в дзи-гейко имеет схожую цель. Пытаясь скопировать кэндо этого человека Вы пытаетесь почувствовать как он атакует и наносит удар, при этом стремясь понять какое сэмэ и какие атаки будут для него неудобны, где может быть его слабое место и т.д. Переняв стиль кэндо, сложный для Вас, Вы сможете получить представление о его сильных сторонах, практикуясь с более слабыми противниками и о его слабостях, практикуясь с более сильными.

2. Освоение семе с целью заставить оппонента атаковать или отступать
Ранее я упоминал о четырех возможностях нанести удар и писал, что наносить удар, когда оппонент заканчивает удар, является важной тактикой для уровня кю в дзи-гейко с другими обладателями кю. Также я писал об использовании отвлекающих действий и атаке с помощью сутэ-вадза и мисэ-вадза, позволяющих использовать ски-но-вадза для обладателей 1-2 данов.

Это имеет отношение к нанесению удара, когда оппонент блокирует удар в рамках четырех упомянутых возможностей. В дополнение к этому обладатели 3 дана и выше должны изучить две другие возможности для нанесения удара: «наносить удар, когда оппонент начинает удар» и «наносить удар, когда оппонент движется назад».

Считается, что обладатель такого уровня освоил технику те-но-ути в сикаке-вадза и одзи-вадза. Я не имею ввиду, что обязательно уметь исполнять сикаке-вадза и одзи-вадза с правильной техникой те-но-ути в дзи-гейко, но необходимо уметь исполнять их хотя бы в вадза-гейко, когда отсутствует сопротивление со стороны оппонента и известно, куда последует атака. По моему опыту, однако, менее половины кендок такого уровня в Великобритании демонстрируют правильную технику те-но-ути в вадза-гейко. Добившись правильной техники те-но-ути можно атаковать и защищаться не полагаясь особо на физическую силу, заниматься с любым оппонентом вне зависимости от пола, возраста, физических данных и заниматься всю жизнь. Не будет преувеличением сказать, что овладение те-но-ути – жизненно важно для занятий кэндо всю жизнь. Однако цель данной статьи – описать тактику, а не методы освоения техники те-но-ути. Ниже мы сосредоточимся на двух возможностях нанесения удара: когда оппонент начинает удар и когда оппонент движется назад, подразумевая, что читатель имеет верное понимание техники те-но-ути.

2-1. Сэмэ в кэндо
Должно быть вполне понятным, что нанести удар, когда противник начинает наносить удар или двигается назад не значит, что необходимо просто ждать действия оппонента. Обладатели 3-5 данов должны освоить технику сэмэ, которая заставит оппонента нанести удар или отступить. Прежде чем обсуждать методы сэмэ, давайте рассмотрим, что оно из себя представляет. Согласно Японо-английскому словарю кэндо (A.J.K.E., 2000, p. 83) сэмэ в кэндо объясняется как «Захватить инициативу, сократив дистанцию с оппонентом с полной решимостью. Это лишает противника равновесия, как морально, так и физически и не позволяет свободно двигаться.» Это определение создает впечатление, что сэмэ имеет место только в одной ситуации. Однако, по моему мнению, давление, создаваемое сэмэ может ощущаться на любой дистанции и во всех ситуациях. Даже когда вы находитесь на очень короткой дистанции, в цуба-зериай, когда приблизиться еще больше уже не возможно, или, напротив, на длинной дистанции, важно демонстрировать сэмэ через непоколебимость духа и действия, направленные на получение преимущества и подавление противника. Ввиду ограниченности объема некоторые методы сэмэ в ситуациях, когда вы стоите с противником в камаэ друг напротив друга, здесь не рассматриваются. Однако эти методы сэмэ серьезным образом связаны с тем, как вы вынуждаете противника наносить удар или отступать.

2-2. Сэмэ из камаэ: использование правой ноги
В кэндо существует бесконечное количество методов сэмэ. Здесь мы обратим внимание на практическое использование правой ноги и некоторые методы сэмэ, которые позволяют заставить оппонента нанести удар или отступить.

Традиционно в кэндо правая нога называется «сэмэ-аси» (seme-ashi) (нога для сэмэ), а левая нога называется «дзику-аси» (jiku-ashi) (нога, поддерживающая тело). Правую ногу надо использовать мягко, аккуратно и свободно, чтобы создавать давление и провоцировать оппонента начать атаку. Необходимо добиться ощущения, как будто левые ступня, голень, бедро и вся левая часть тела соединены одной линией, при этом левая нога должна в любой момент быть готова последовать за правой и провести фумикири. Однако, если расстояние между правой и левой ногой слишком велико, или центр тяжести смещается вперед или назад или поступательно вперед, если корпус отклоняется вперед и назад в камаэ, когда Вы стараетесь оказать давление на оппонента с целью спровоцировать атаку, то Вы не сможете использовать обе ноги так, как описано выше. Вы не сможете наблюдать за оппонентом с фиксированной позиции и тайминг Ваших ударов будет легко распознать, когда стойка слишком широкая а амплитуда движения центра тяжести слишком велика.

Поэтому на данном уровне важно понимать как можно использовать сэмэ-аси и дзику-аси и совершенствовать свое кэндо так, чтобы сэмэ достигалось более мелкими и эффективными движениями. Далее следует описание некоторых методов осуществления сэмэ-аси.
Прежде всего важно быть физически и морально готовым атаковать и реагировать на атаку как только вы приняли камаэ, встав из сонкё. Говорят, что кэндо начинается и заканчивается рэй. Я думаю, что это относится не только к вопросам этикета. С того момента, как Вы встаете напротив оппонента и делаете поклон, начинается бой и важно оставаться сосредоточенным до заключительного поклона. Если Вы стараетесь заниматься с таким настроем, Вы найдете наиболее подходящие способы распределения веса между ногами, ширину стойки, высоту кенсена, растягивания левой ноги, сгибания правого колена и т.д. Если изменится Ваше отношение к камаэ, изменится Ваша работа ног, стойка, сэмэ, Ваше кэндо изменится. Ранее я описывал использование правой ноги как сэмэ-аси. Правая нога также используется в качестве своеобразного радара, определяющего намерения оппонента. Дзи-гейко, сиай и аттестации обычно начинаются с того, что оппоненты «изучают» друг друга, стараются определить тип кэндо и намерения, а также оказать давление, используя свою тактику. Для такого «изучения» и «давления» правая нога слегка (совсем немного) выдвигается вперед, при этом нельзя подаваться вперед, нужно сохранять ощущение, что левые ступня, голень, бедро и левая часть корпуса связаны. В то же время старайтесь одновременно оказывать давление и провоцировать атаку используя синай одним из следующих способов: осаэ, хараи, вход, подъем или опускание кенсена. Если оппонент не реагирует на Ваше семе или вы не уверены в тайминге, дистанции или равновесии тела, приставьте левую ногу и снова вынесите правую вперед, изучая и оказывая давление, либо верните правую ногу назад и начните снова. Кроме этого существуют другие способы использования правой ноги на практике. Например, можно произвести быстрый и сильный удар в пол правой ногой или несильно и быстро согнуть правое колено, чтобы вывести оппонента из равновесия и спровоцировать атаку. Если Вы хотите подобраться ближе к оппоненту (особенно если Вам противостоит высокий противник) без его ведома, подтяните сперва левую ногу перед тем как выносить вперед правую (техника цуги-аси (Tsugi-ashi)). В результате или в процессе описанных выше «изучения» и «прессинга» Вы должны обнаружить подходящую возможность и немедленно нанести удар. Если оппонент, чувствуя Ваше сильное давление, отступает, необходимо следовать за ним и усиливать давление или следовать и наносить удар. Если оппонент пытается нанести или наносит удар, используйте дэбана-вадза или контратаку (одзи-вадза). Необходимо очень внимательно относиться к моменту приставления левой ноги. Если в этот момент оппонент атакует, среагировать будет крайне сложно. Кендоки высокого уровня следят за этим и могут использовать этот момент и нанести исключительный тобикоми-мэн. Все сэнсеи, которых я знаю, следят за тем, чтобы стойка была устойчивой, за счет удержания линии левая стопа-голень-бедро-левая половина тела, чтобы иметь возможность в любой момент атаковать или среагировать на атаку оппонента. Кроме того их умелое использование правой ноги и движений синая провоцирует оппонентов на атаку (например, мэн) позволяя им красиво контратаковать (например каэси-до). Искусное использование правой ноги и движений синая также позволяет оказывать сильное давление на оппонента, заставляя его отступать. В таком случае за оппонентом следуют и проводят красивый мэн или котэ-мэн.

В заключении скажу, что существует бесконечное множество методов использования семе в кэндо и выше приведены лишь несколько примеров. Я думаю, однако, что описанные варианты стоят того, чтобы их практиковать и освоить, чтобы добиться более высокого качества кэндо; кэндо, продолжать практиковать которое Вы сможете всю жизнь.

Ссылки
The All Japan Kendo Federation (Zennihon Kendo Renmei). (2000) Japanese-English Dictionary of Kendo, Tokyo: Sato-Inshokan Inc.
Okajima, H. (1992) ‘Kosei-teki na Waza-zukuri no Sido-ho (Teaching that aims to develop pupils’ favorite techniques)’, in Zenkoku Kyoiku-Kei Digaku Kendo Renmei (the National Kendo Federation of Universities with Education Faculties). Zemina-ru Gendai Kendo (The Seminar on Modern Kendo), pp. 140-148. Tokyo: Madosya Ltd.
Honda, S. (2004) ‘Attitudes to Ji-geiko Part 1’, BKA News Online Issue #11 April 2004 or visit
http://www.kendo.org…letter/april04/
Honda, S. (2004) ‘Attitudes to Ji-geiko Part 2’, BKA News Online Issue #12 June 2004 or visit
http://www.kendo.org…sletter/june04/