Требования к экзаменам на Дан

grading-kata

В преддверии предстоящих в скором времени многим экзаменов (а также опережая вопросы, которые мы услышим будучи членами аттестационной комиссии от несдавших) хочу привести требования существующие в данный момент в рамках Европейской Федерации Кендо. Обратите внимание, что это не официальные требования РФК и даже не официальный перевод требований ЕКФ. Данные тексты приводится просто как ориентир для готовящихся к экзаменам.

Для начала, перевод текста с сайта EKF:

Критерии присвоения уровня Дан, “Fuyo Kijun”
http://www.ekf-eu.com/documents/Guidelines%20for%20Assessing%20Pass-Fail%20in%20Promotion%20Examinations_Fuyo_Kijun.pdf

Во время экзамена по кендо на степени Дан, экзаменаторы оценивают кандидатов на получение каждого Дана на основании свидетельств должного уровня тренировки, уровня и стабильности владения техникой, достигнутых в процессе их обучения.

  1. Основной набор критериев при оценке экзамена на уровни Сёдан, 2-Дан и 3-Дан это уровень “Кихон” (базовой техники) демонстрируемый экзаменуемым. Экзаменатор оценивает изучил ли и верно ли усвоил базовые навыки кендо кандидат.
  2. Основной набор критериев при оценке экзамена на уровни 4-Дан и 5-Дан это уровень базовой и продвинутой техники кендо (Кихон и Ойо). Экзаменатор оценивает полностью ли усвоил и может ли использовать базовые и продвинутые навыки кендо кандидат.
  3. Основной набор критериев при оценке экзамена на уровни 6-Дан и 7-Дан это способность продемонстрировать “Дзири” (техника и теория). Помимо базовой и продвинутой техники кендо, экзаменатор оценивает обладает ли экзаменуемый достаточными знаниями и пониманием Дзири, выполняются ли техники кендо в согласии с теорией и принципами.
  4. Основной набор критериев при оценке экзамена на уровни 8-Дан и выше это достиг ли кандидат высшего уровня Дзири называемого “Дзири-ичи” (полное единство Дзи и Ри). Кандидат оценивается на способность продемонстрировать глубокое понимание Дзири-ичи в дополнение к вышеупомянутым критериям 7-Дана и ниже.

Моменты на которые следует обращать внимание (Чакуган-тэн)

Каждый экзаменатор должен принимать решение опираясь на аккуратную оценку следующих моментов на основе приведённых выше критериев:

Сёдан, 2-Дан и 3-Дан

  1. Чакусо и рэйхо. Внешний вид, правильность ношения кендоги и хакама, правильный хват синая (Чакусо), подобающие манеры и выправка (Рэйхо)
  2. Правильная стойка
  3. Датоцу (удары и уколы) в соответствии с базовой техникой кендо
  4. Сильный дух (Кисэй)

4-Дан и 5-Дан

  1. Чакусо и рэйхо. Внешний вид, правильность ношения кендоги и хакама, правильный хват синая (Чакусо), подобающие манеры и выправка (Рэйхо).
  2. Правильная стойка
  3. Датоцу (удары и уколы) в соответствии с базовой техникой кендо
  4. Сильный дух (Кисэй)
  5. Уровень навыков необходимый для продвинутых техник кендо
  6. Демонстрация уровня физической и ментальной дисциплины
  7. Стратегические навыки для контроля поединка и победы в нём

6-Дан, 7-Дан, 8-Дан и выше

  1. Чакусо и рэйхо. Внешний вид, правильность ношения кендоги и хакама, правильный хват синая (Чакусо), подобающие манеры и выправка (Рэйхо).
  2. Правильная стойка
  3. Датоцу (удары и уколы) в соответствии с базовой техникой кендо
  4. Сильный дух (Кисэй)
  5. Уровень навыков необходимый для продвинутых техник кендо
  6. Демонстрация уровня физической и ментальной дисциплины
  7. Стратегические навыки для контроля поединка и победы в нём
  8. Понимание “Риай” (Кандидат должен быть способен двигаться и выполнять Вадза рационально и целенаправленно)
  9. “Фукаку” и “Хинкаку” (Демонстрация собственного величественного и элегантного стиля).

Экзаменаторы должны сделать оценку и принять окончательное решение решение основанное на вышеизложенных критериях в течении предписанного времени экзамена.

Более конкретные пояснения даны в документе Британской Ассоциации Кендо: http://www.britishkendoassociation.com/grading-requirements/

Поскольку в критериях экзамена на 1-Дан авторы ссылаются на критерии 1-Кю, начну перевод с этого момента:

1-КЮ

Правильные действия на сиай-дзё. Опрятная одежда. Демонстрация правильно этикета в площадке и вне её.

Начальный поклон выполняется с левой рукой опущенной вдоль тела, примерно на 15 градусов, после этого кандидат принимает положение тай-то (меч у пояса) с большим пальцем на цуба. До позиции сонкё должно быть сделано три шага. Одежда должна быть чистой и аккуратной длинна мэн-химо около 40 сантиметров.

Необходимо продемонстрировать правильное для уровня 1-Кю аси-сабаки и ки-кен-тай-ичи.

Обратите внимание, чтобы кандидат вставая из сонкё двигался вперёд, как при атаке, а не пятился и не двигался в сторону, следите за параллельностью стоп и приподнятостью левой пятки, правая пятка касается пола без давления.

Выполнить правильный кирикаэси (только атакующая сторона)

Экзаменуемый должен демонстрировать контроль и ки-кен-тай-ичи. Обращайте внимание на плохую работу ног и на неправильные махи синаем вокруг головы вместо резов мэн слева и справа. Синай должен быть нацелен на мэн, а не на синай оппонента.

Держать синай правильно, резать сохраняя контроль, выполнять рез по цели.

Убедитесь что руки держат синай в правильной позиции. При резах должен сохраняться контроль центра (например после ударов котэ меч не должен опускаться на уровень колена). При ударе мэн правая рука должна направлять рез, а не действовать как дубинкой, а также синай не должен отскакивать от цели. После реза должен быть продемонстрирован правильный зансин, синай не должен задираться вверх.

Стремиться к инициативе в атаке.

Часто начинающие копируют инструкторов и как бы приглашают к атаке. Это может привести к трюкачеству, Хики-вадза и Нуки-вадза, что ведёт на этом уровне к неверному пониманию техники.

Продемонстрировать соответствующий уровень выполнения кендо ката 1-3.

Необходимо продемонстрировать понимание правильной дистанции и форм камаэ.

СЁДАН

Всё то же что для 1-Кю плюс следующее:

Экзаменующийся аккуратно одет и правильно носит богу.

Следите чтобы кейкоги не топорщилась, особенно на спине, чтобы мэн-химо были одинаковой длинны, без узлов. Котэ-химо аккуратно завязаны и в хорошем состоянии. Богу могут быть старыми или чужими (клубными) но в любом случае должны быть подходящими.

Правильные тюдан-камаэ и иссоку-итто-маай

Кончик синая должен быть в центре и не гулять, задуманные техники начинаться с то-ма и выполняться на иссоку-итто-маай, а не на чика-маай.

Правильный рез

Следите за позицией левой руки (в центре) и высотой правой руки при выполнении удара мэн.

Хороший киай, стойка и ки-кен-тай-ичи.

Киай при выполнении удара и для концентрации энергии должен быть слышимым. Прямая стойка с правильной работой ног.

Демонстрация эффективного зансин.

Индикаторы плохого зансин: 1. Разворот после атаки мэн при котором руки уже в тюдан-камаэ. 2. Уход влево после атаки котэ с руками в тюдан-камаэ.

Должен быть как минимум один хороший чистый иппон в каждом сиай (не 60/40 или хуже).

Продемонстрировать соответствующий Сёдан уровень выполнения кендо ката 1-5.

На этом уровне в правильной дистанции должна быть видна причина атак и контратак.

НИДАН

Всё перечисленное выше плюс следующее:

Показать лёгкость и баланс при подвижной работе ног.

Для эффективности нидан-вадза сильными должны быть не руки, а запястья. В связке котэ-мэн следите чтобы кенсен не поднимался вверх правой рукой перед ударом мэн, работа ног должна быть хорошо скоординированной а тело сбалансированным.

Кири-каэси с правильным ритмом, правильные удары и ассистирование.

Оба партнёра должны соответствовать уровню. Принимающий контролирует маай так чтобы атакующий могу нанести правильный удар с правильной дистанции. Если удары пробивают защиту — это ошибка принимающей стороны и демонстрирует нехватку контроля маай.

Выполнить эффективную нидан-вадза

Следует ожидать как минимум одной достойной нидан атаки в каждом сиай, помимо всего остального что происходит во время экзамена.

Продемонстрировать соответствующий Нидан уровень выполнения кендо ката 1-7.

Должна быть продемонстрирована способность контролировать центр в каждой форме и сохранять контакт взглядов.

САНДАН

Всё перечисленное выше плюс следующее:

Атаки должны выполняться с намерением, и не быть случайными.

Следите чтобы атаки начинались с то-маай, демонстрировали эффективный контроль центра. Множественные атаки должны выполняться демонстрируя способность связать движение вперёд и назад в одно действие.

Требуется два эффективных удара в каждом кейко. Демонстрация семэ при атаках.

Работа кенсена должна быть продемонстрирована через захват центральной линии при начале атаки и дестабилизации состояния оппонента.

Должен быть продемонстрирован эффективных зансин

Нужно стремиться выполнить хики-вадза, а не просто расходиться на иссоку-итто-но-маай каждый раз. Должна быть продемонстрированна хорошая стойка.

Продемонстрировать соответствующий Сандан уровень выполнения кендо ката 1-10.

На этом уровне ошибки в ката недопустимы. Если человек демонстрирует понимание того что он допустил ошибку поднятием руки, ему даётся второй шанс.

ЁНДАН

Всё перечисленное выше (кроме кирикаэси) плюс следующее:

Продемонстрировать в дзи-кейко уверенность и ментальный настрой соответствующий уровню.

Живой кенсен должен заставлять центр противника отклоняться.

Контроль движений оппонента, контроль синая.

Следите чтобы удары мэн не отклонялись с центральной линии, а также за способностью “подавить” атаку противника и контратаковать в ответ. Атака и защита должны быть взаимозаменяемы.

Атаки выполняются при наличии возможности

Следите за пропущенными и использованными шансами, это хороший способ проверить концентрацию и сэмэ, атаки должны выполняться только когда возможность появляется или создаётся.

Продемонстрировать соответствующий Йондан уровень выполнения кендо ката 1-10.

Демонстрация хорошей стойки и понимание смысла ката. Концентрация не должна прерываться.

ГОДАН

Всё перечисленное выше плюс ментальный настрой.

Должна быть показана решимость контролировать оппонента.

Создание уязвимости и удар.

Должна быть полная уверенность в себе, демонстрироваться осознанность, подвижность и осанка.

Удары без шанса на иппон демонстрируют недостаток уверенности.

Кендо ката 1-10.

Ката должны выполняться на высоком уровне.

РОКУДАН

Всё перечисленное выше, плюс должен быть явственен потенциал учить, через всеобъемлющее знание, стиль, стойку и навыки кендо.

Демонстрация всех кендо ката с явным пониманием их смысла.

НАНДАН

Демонстрировать искреннее намерение и понимание себя, показать силу духа способную разрушить стойку оппонента и определить исход поединка.

Чувствовать и читать намерения противника, контратаковать на опережение. Необходимо сохранять центральную линию с помощью правильного теноучи и мощных движений.

Выполнить все кендо-ката с глубоким пониманием смысла в стиле, осанке и характере.

Перевод на русский Антон Федотов