В преддверии предстоящих в скором времени многим экзаменов (а также опережая вопросы, которые мы услышим будучи членами аттестационной комиссии от несдавших) хочу привести требования существующие в данный момент в рамках Европейской Федерации Кендо. Обратите внимание, что это не официальные требования РФК и даже не официальный перевод требований ЕКФ. Данные тексты приводится просто как ориентир для готовящихся к экзаменам.
Для начала, перевод текста с сайта EKF:
Критерии присвоения уровня Дан, “Fuyo Kijun”
http://www.ekf-eu.com/documents/Guidelines%20for%20Assessing%20Pass-Fail%20in%20Promotion%20Examinations_Fuyo_Kijun.pdf
Во время экзамена по кендо на степени Дан, экзаменаторы оценивают кандидатов на получение каждого Дана на основании свидетельств должного уровня тренировки, уровня и стабильности владения техникой, достигнутых в процессе их обучения.
- Основной набор критериев при оценке экзамена на уровни Сёдан, 2-Дан и 3-Дан это уровень “Кихон” (базовой техники) демонстрируемый экзаменуемым. Экзаменатор оценивает изучил ли и верно ли усвоил базовые навыки кендо кандидат.
- Основной набор критериев при оценке экзамена на уровни 4-Дан и 5-Дан это уровень базовой и продвинутой техники кендо (Кихон и Ойо). Экзаменатор оценивает полностью ли усвоил и может ли использовать базовые и продвинутые навыки кендо кандидат.
- Основной набор критериев при оценке экзамена на уровни 6-Дан и 7-Дан это способность продемонстрировать “Дзири” (техника и теория). Помимо базовой и продвинутой техники кендо, экзаменатор оценивает обладает ли экзаменуемый достаточными знаниями и пониманием Дзири, выполняются ли техники кендо в согласии с теорией и принципами.
- Основной набор критериев при оценке экзамена на уровни 8-Дан и выше это достиг ли кандидат высшего уровня Дзири называемого “Дзири-ичи” (полное единство Дзи и Ри). Кандидат оценивается на способность продемонстрировать глубокое понимание Дзири-ичи в дополнение к вышеупомянутым критериям 7-Дана и ниже.
Моменты на которые следует обращать внимание (Чакуган-тэн)
Каждый экзаменатор должен принимать решение опираясь на аккуратную оценку следующих моментов на основе приведённых выше критериев:
Сёдан, 2-Дан и 3-Дан
- Чакусо и рэйхо. Внешний вид, правильность ношения кендоги и хакама, правильный хват синая (Чакусо), подобающие манеры и выправка (Рэйхо)
- Правильная стойка
- Датоцу (удары и уколы) в соответствии с базовой техникой кендо
- Сильный дух (Кисэй)
4-Дан и 5-Дан
- Чакусо и рэйхо. Внешний вид, правильность ношения кендоги и хакама, правильный хват синая (Чакусо), подобающие манеры и выправка (Рэйхо).
- Правильная стойка
- Датоцу (удары и уколы) в соответствии с базовой техникой кендо
- Сильный дух (Кисэй)
- Уровень навыков необходимый для продвинутых техник кендо
- Демонстрация уровня физической и ментальной дисциплины
- Стратегические навыки для контроля поединка и победы в нём
6-Дан, 7-Дан, 8-Дан и выше
- Чакусо и рэйхо. Внешний вид, правильность ношения кендоги и хакама, правильный хват синая (Чакусо), подобающие манеры и выправка (Рэйхо).
- Правильная стойка
- Датоцу (удары и уколы) в соответствии с базовой техникой кендо
- Сильный дух (Кисэй)
- Уровень навыков необходимый для продвинутых техник кендо
- Демонстрация уровня физической и ментальной дисциплины
- Стратегические навыки для контроля поединка и победы в нём
- Понимание “Риай” (Кандидат должен быть способен двигаться и выполнять Вадза рационально и целенаправленно)
- “Фукаку” и “Хинкаку” (Демонстрация собственного величественного и элегантного стиля).
Экзаменаторы должны сделать оценку и принять окончательное решение решение основанное на вышеизложенных критериях в течении предписанного времени экзамена.
Более конкретные пояснения даны в документе Британской Ассоциации Кендо: http://www.britishkendoassociation.com/grading-requirements/
Поскольку в критериях экзамена на 1-Дан авторы ссылаются на критерии 1-Кю, начну перевод с этого момента:
1-КЮ
Правильные действия на сиай-дзё. Опрятная одежда. Демонстрация правильно этикета в площадке и вне её.
Начальный поклон выполняется с левой рукой опущенной вдоль тела, примерно на 15 градусов, после этого кандидат принимает положение тай-то (меч у пояса) с большим пальцем на цуба. До позиции сонкё должно быть сделано три шага. Одежда должна быть чистой и аккуратной длинна мэн-химо около 40 сантиметров.
Необходимо продемонстрировать правильное для уровня 1-Кю аси-сабаки и ки-кен-тай-ичи.
Обратите внимание, чтобы кандидат вставая из сонкё двигался вперёд, как при атаке, а не пятился и не двигался в сторону, следите за параллельностью стоп и приподнятостью левой пятки, правая пятка касается пола без давления.
Выполнить правильный кирикаэси (только атакующая сторона)
Экзаменуемый должен демонстрировать контроль и ки-кен-тай-ичи. Обращайте внимание на плохую работу ног и на неправильные махи синаем вокруг головы вместо резов мэн слева и справа. Синай должен быть нацелен на мэн, а не на синай оппонента.
Держать синай правильно, резать сохраняя контроль, выполнять рез по цели.
Убедитесь что руки держат синай в правильной позиции. При резах должен сохраняться контроль центра (например после ударов котэ меч не должен опускаться на уровень колена). При ударе мэн правая рука должна направлять рез, а не действовать как дубинкой, а также синай не должен отскакивать от цели. После реза должен быть продемонстрирован правильный зансин, синай не должен задираться вверх.
Стремиться к инициативе в атаке.
Часто начинающие копируют инструкторов и как бы приглашают к атаке. Это может привести к трюкачеству, Хики-вадза и Нуки-вадза, что ведёт на этом уровне к неверному пониманию техники.
Продемонстрировать соответствующий уровень выполнения кендо ката 1-3.
Необходимо продемонстрировать понимание правильной дистанции и форм камаэ.
СЁДАН
Всё то же что для 1-Кю плюс следующее:
Экзаменующийся аккуратно одет и правильно носит богу.
Следите чтобы кейкоги не топорщилась, особенно на спине, чтобы мэн-химо были одинаковой длинны, без узлов. Котэ-химо аккуратно завязаны и в хорошем состоянии. Богу могут быть старыми или чужими (клубными) но в любом случае должны быть подходящими.
Правильные тюдан-камаэ и иссоку-итто-маай
Кончик синая должен быть в центре и не гулять, задуманные техники начинаться с то-ма и выполняться на иссоку-итто-маай, а не на чика-маай.
Правильный рез
Следите за позицией левой руки (в центре) и высотой правой руки при выполнении удара мэн.
Хороший киай, стойка и ки-кен-тай-ичи.
Киай при выполнении удара и для концентрации энергии должен быть слышимым. Прямая стойка с правильной работой ног.
Демонстрация эффективного зансин.
Индикаторы плохого зансин: 1. Разворот после атаки мэн при котором руки уже в тюдан-камаэ. 2. Уход влево после атаки котэ с руками в тюдан-камаэ.
Должен быть как минимум один хороший чистый иппон в каждом сиай (не 60/40 или хуже).
Продемонстрировать соответствующий Сёдан уровень выполнения кендо ката 1-5.
На этом уровне в правильной дистанции должна быть видна причина атак и контратак.
НИДАН
Всё перечисленное выше плюс следующее:
Показать лёгкость и баланс при подвижной работе ног.
Для эффективности нидан-вадза сильными должны быть не руки, а запястья. В связке котэ-мэн следите чтобы кенсен не поднимался вверх правой рукой перед ударом мэн, работа ног должна быть хорошо скоординированной а тело сбалансированным.
Кири-каэси с правильным ритмом, правильные удары и ассистирование.
Оба партнёра должны соответствовать уровню. Принимающий контролирует маай так чтобы атакующий могу нанести правильный удар с правильной дистанции. Если удары пробивают защиту — это ошибка принимающей стороны и демонстрирует нехватку контроля маай.
Выполнить эффективную нидан-вадза
Следует ожидать как минимум одной достойной нидан атаки в каждом сиай, помимо всего остального что происходит во время экзамена.
Продемонстрировать соответствующий Нидан уровень выполнения кендо ката 1-7.
Должна быть продемонстрирована способность контролировать центр в каждой форме и сохранять контакт взглядов.
САНДАН
Всё перечисленное выше плюс следующее:
Атаки должны выполняться с намерением, и не быть случайными.
Следите чтобы атаки начинались с то-маай, демонстрировали эффективный контроль центра. Множественные атаки должны выполняться демонстрируя способность связать движение вперёд и назад в одно действие.
Требуется два эффективных удара в каждом кейко. Демонстрация семэ при атаках.
Работа кенсена должна быть продемонстрирована через захват центральной линии при начале атаки и дестабилизации состояния оппонента.
Должен быть продемонстрирован эффективных зансин
Нужно стремиться выполнить хики-вадза, а не просто расходиться на иссоку-итто-но-маай каждый раз. Должна быть продемонстрированна хорошая стойка.
Продемонстрировать соответствующий Сандан уровень выполнения кендо ката 1-10.
На этом уровне ошибки в ката недопустимы. Если человек демонстрирует понимание того что он допустил ошибку поднятием руки, ему даётся второй шанс.
ЁНДАН
Всё перечисленное выше (кроме кирикаэси) плюс следующее:
Продемонстрировать в дзи-кейко уверенность и ментальный настрой соответствующий уровню.
Живой кенсен должен заставлять центр противника отклоняться.
Контроль движений оппонента, контроль синая.
Следите чтобы удары мэн не отклонялись с центральной линии, а также за способностью “подавить” атаку противника и контратаковать в ответ. Атака и защита должны быть взаимозаменяемы.
Атаки выполняются при наличии возможности
Следите за пропущенными и использованными шансами, это хороший способ проверить концентрацию и сэмэ, атаки должны выполняться только когда возможность появляется или создаётся.
Продемонстрировать соответствующий Йондан уровень выполнения кендо ката 1-10.
Демонстрация хорошей стойки и понимание смысла ката. Концентрация не должна прерываться.
ГОДАН
Всё перечисленное выше плюс ментальный настрой.
Должна быть показана решимость контролировать оппонента.
Создание уязвимости и удар.
Должна быть полная уверенность в себе, демонстрироваться осознанность, подвижность и осанка.
Удары без шанса на иппон демонстрируют недостаток уверенности.
Кендо ката 1-10.
Ката должны выполняться на высоком уровне.
РОКУДАН
Всё перечисленное выше, плюс должен быть явственен потенциал учить, через всеобъемлющее знание, стиль, стойку и навыки кендо.
Демонстрация всех кендо ката с явным пониманием их смысла.
НАНДАН
Демонстрировать искреннее намерение и понимание себя, показать силу духа способную разрушить стойку оппонента и определить исход поединка.
Чувствовать и читать намерения противника, контратаковать на опережение. Необходимо сохранять центральную линию с помощью правильного теноучи и мощных движений.
Выполнить все кендо-ката с глубоким пониманием смысла в стиле, осанке и характере.
Перевод на русский Антон Федотов