Возрождение дзедана?

Автор: George McCall

Оригинал статьи находится по адресу http://kenshi247.net…sance/#more-869

В этом году Сёдай Кенджи (Shodai Kenji) из Канагава-кенкей (полиция префектуры Канагава) выиграл 56-й всеяпонский чемпионат по кэндо. В этом нет ничего удивительного, т.к. этот молодой полицейский входит в основной состав сборной своей префектуры, 4-й раз участвует в чемпионате Японии и является серьезным претендентом на вхождение в национальную сборную на следующем чемпионате мира. Что может удивить, так это то, что он использует дзедан, и является первым кендокой, выигравшим чемпионат используя это камаэ с 1983 года. Т.е. впервые за 25 лет.

Некоторые мои друзья говорили: «если он выиграет, начнется новый дзеданный бум» и тому подобное, но т.к. я живу в Японии и часто участвую в сиай, то могу сказать, что мы уже переживаем такой бум. За последние несколько лет, в течение которых я активно практикуюсь здесь, на всех уровнях начиная со старшей школы и выше количество использующих дзедан растет среди как мужчин, так и женщин. Победа Сёдая вероятно усугубит такое положение дел (или поможет обосновать человеку выбор такого камаэ), но, как я полагаю, не будет являться непосредственной его причиной.

Так что же происходит? И почему я выбрал слово «возрождение», а не «появление»? На второй вопрос ответить гораздо проще и потому я начну с него.

В давние времена (скажем, 100 лет назад) многие фехтовальщики, судя по всему, учились сражаться в дзедане наряду с тюданом. Я не могу это однозначно утверждать, однако у меня есть весьма крепкая убежденность, основанная на публикациях в кэндо-журналах и беседах на эту тему с пожилыми кендоками. Также тот факт, что практически все фехтовальщики предвоенного времени были членами различных школ корю, подразумевает, что они были знакомы с альтернативными камаэ, включая, разумеется, и дзедан. В любом случае, история дзедана, как части кэндо, прослеживается с самых ранних зафиксированных свидетельств (гораздо дальше, чем на 100 лет назад). Однако что на счет современного кэндо?

В период с 1961 по 1975 года кэндоки, использующие дзедан, выигрывали Всеяпонский чемпионат 10 раз: 3 раза Чиба-сэнсей, по два раза Тода-сэнсей и Кавазоэ-сэнсей и по одному разу Ихо-сэнсей, Хотта-сэнсей и Ямадзаки-сэнсей. В этот период самое большое число использовавших дзедан наблюдалось в 1973 году – 21 из 56 участников.

В то время имелась обеспокоенность тем, в каком направлении развивалось кэндо (отчасти из-за этого дзеданного бума), т.е. что кэндо шло к тому, что достаточно лишь что-то как-то ударить и заработать очко. Считалось, что дзедан, в определенной степени полагающийся на скорость и неожиданность, отчасти в этом виноват. Чтобы бороться с этим были предприняты два шага, каждый из которых поспособствовал закату популярности дзедана. Во-первых в 1975 году была создана и обнародована Кэндо Ринен (Концепция Кэндо, Concept of Kendo), а во-вторых, что нанесло больший удар по дзедану, в 1979 году мунецки был квалифицирован как юко датоцу (засчитываемый удар).

Кэндо Ринен прямо заявляет, в чем состоит предназначение кэндо и почему его надо практиковать. Сиай существует в рамках кэндо сюгё, но он не является – и никогда не должен являться – причиной занятия кэндо. Предположительно многие выбирали дзедан-но камаэ (или иногда принуждались к этому амбициозными тренерами университетских команд) чтобы иметь преимущество в сиай.

Разрешение мунэцки против дзедана было призвано устранить это кажущееся преимущество дзедана над тюданом в сиай. Правило оставалось в силе до 1995 года и до сегодняшней победы Сёдая лишь один кендока использовавши дзедан смог выиграть Всеяпонский чемпионат – Азума-сэнсей в 1983 году, когда правило еще действовало.

Даже после его отмены – и даже сейчас – многие симпаны судят дзедан весьма строго, особенно в отношении кататэ-вадза (техника удара одной рукой). Это тоже привело к спаду интереса к этому камаэ.
Однако, не смотря на это в последние годы я наблюдаю значительный рост количества занимающихся в дзедане в школах и университетах, а также все большее количество использующих дзедан среди прошедших на Всеяпонский чемпионат, Тодофукен, Кокутай и прочие соревнования высшего уровня. В этом году на чемпионат в Токио от Осаки были направлены 2 участника, практикующих дзедан; Сёдай 4-й год подряд прошел отбор на Всеяпонский чемпионат от Канагава, как говорят, один из самых сложных в Японии (после Осака и Токио). Даже на последнем чемпионате мира тайсё японской команды был в дзедане, как и многие участники других команд.

В связи с вышеизложенным я считаю, что мы приближаемся и уже возможно входим в период возрождения дзедана. В ближайшем будущем мы будем видеть его все чаще.
Мой первый, и более сложный, вопрос касался оснований для такого положения дел: почему сейчас на соревнованиях мы видим все больше людей, использующих дзедан? На этот вопрос сложно ответить и я не уверен, что смогу это сделать, но все же упомяну два момента: 1 – непривычность, 2 – тактика.

Если только Вы не практикуетесь против дзедана регулярно, вы скорее всего придете в некоторое замешательство, встретившись с ним. В кейко это не проблема. Но в сиай это вопрос жизни и смерти. Сейчас немногие, особенно среди молодежи, имеют опыт противодействия дзедану, поэтому выделиться подобным образом может быть выгодно. К сожалению это же относится и к второму моменту – тактике. Это важно прежде всего в командном поединке. Если необходимо свести сиай в ничью, вряд ли кто-то сделает это лучше, чем человек в дзедане (нито было бы лучше!). Если оппонент силен, хороший дзедан позволит нейтрализовать его и свести сиай к хикивакэ. Перестановка человека в дзедане на разные места в команде в зависимости от команды противника – не редкая тактика.

(я могу назвать и третий момент, хотя он и мало убедителен: 3 – Мусаси но Кен!!! В начале 80-х эти анимэ и манга были популярны и я могу назвать как минимум одного известного кендоку, которого они вдохновиди практиковать дзедан. Поскольку многие не-японцы называют Звездные войны в качестве причины толкнувшей их к занятиям кэндо, я не стал бы полностью игнорировать влияние, которое этот мультфильм оказал на юных японских кендок 20-30 лет назад.)

Как бы то ни было, я увлекся: была ли сегодняшняя победа кендоки в дзедане чем-то неизбежным и приведет ли она к появлению нового поколения подобных ему на соревнованиях? Даст ли она новый импульс уже практикующим дзедан сейчас? Приведет ли рост числа использующих дзедан к повторному введению мунэцки как юко датоцу? Время покажет.