Инструкция по эксплуатации

Данная заметка составлена по мотивам ряда аттестаций, в которых доводилось принимать участие в качестве члена или главы комиссии.
Она призвана ответить на вопрос: «ПОЧЕМУ Я НЕ СДАЛ ЭКЗАМЕН НА КЮ?»

Подойду к изложению кратко и тезисно.

1) Многим людям свойственно НЕ читать инструкции по эксплуатации.
И правда, зачем? Но инструкция существует. Начнём с её прочтения.

2) Многим людям свойственно НЕ готовиться к экзаменам.
Допустим, некий кэндока занимается регулярно. Выкладывается на тренировках. Его хвалит инструктор и сэмпаи. Или он часто оказывается среди призеров на соревнованиях.
Это = автоматической сдаче экзамена на кю? Увы, нет.

3) На аттестации экзаменатор — чиновник РФК.
Он должен стремиться выполнить свои обязанности хорошо (плохо получится само).
По сути, он — разновидность квалифицированного видеорегистратора: увидел, сравнил с правилами, зафиксировал результат.
Если Вы не согласны с нормами требований, то это вопрос к комитету по Кендо РФК, а не к экзаменатору (если он выполняет свои обязанности не предвзято).

4) Комиссия — это ваши друзья. Поверьте, члены комиссии хотят, чтобы все успешно сдали экзамен.
Но экзамен — это не победа на соревнованиях. Это уровень формального соответствия.
Комиссия как бы молчаливо спрашивает каждого сдающего: ты знаешь это, это и это?
Сдающий, выполняя техники, показывает комиссии: да, на свой уровень знаю.
Мы со спокойной душой ставим «+» (сдал).

5) Встречаются разные подходы к приёму экзаменов. Например, такой подход: «Иванов И.И. — классный парень. Нельзя обижать. Поставим ему экзамен заочно. Он старается».
Или другой вариант: «Не будем портить всем праздник. Пусть сегодня все сдадут экзамен». А также такой: «В Японии взрослые люди избавлены от унижения сдавать на детский уровень кю.
Сразу формально сдают на 1-й кю и через три месяца на 1-й дан. Это и есть первый нормальный экзамен. По этой причине могу смело рисовать всем «+». Это справедливо».
Скажу только за себя. Мне НЕ близка ни одна из вышеперечисленных аргументаций. Причины три:
а) это обесценивает усилия тех, кто готовился и старался,
б) это роняет авторитет инструктора, который говорил ученикам, что без этого сдать экзамен нельзя,
в) это лишает систему экзаменов практического смысла.

6) Все познаётся в сравнении. Если так (чаще случайно) выходит, что рядом со сдающим не очень хорошо, сдает кто-либо сильно хорошо, то психологически сложно поставить обоим «+». Это свойственно каждому человеку.

7) Отдельно хочется отметить пункт касающийся внешнего вида. Кендо по своему происхождению — воинское искусство, и требования к форме, следовательно, соответствующие. Нужно тщательно подготовить свой внешний вид к экзамену. Это касается не только мэн-химо или котэ-химо, тэнуги или длинны хакама, но также клубной символики: нашивок, надписей и так далее. Экзаменаторы не должны знать, кто конкретно сдает экзамен. Это общие требования к вашему внешнему виду. Нашивки не обязательно отпарывать. Можно заклеить их перед аттестацией. Но лучше иметь отдельный «парадный» набор ги и хакама, которые не содержат клубной символики.

8) Рютаро Хасимото как-то сказал: «Каждый, кто занимается Кендо — мой друг«. Думаю, стоит исходить из этого тезиса при оценке происходящего. Это позволит решать все проблемы в позитивном ключе.


P.S.   Суми-сэнсэй как-то сказал, что Кендо — как мозаика. И в этой мозаике нет мелочей, которыми можно пренебречь. Так как из каждой её детали складывается общая картина вашего Кендо.