Кендо и Кендзюцу

Источник: https://kendoandphilosophy.wordpress.com/2018/12/28/is-kendo-swordsmanship/
Перевод на русский: Антон Федотов

Кендо это фехтование?

Я отвечу на этот вопрос смелым утверждением, которое может показаться необычным: Кендо это Кендзюцу. Довольно сложно, на самом деле, провести явную черту отличающую кендо от кендзюцу.

Предисловие

Фехтование это основная часть кендо, в конце концов, кендо стремиться обучить принципам катана. Однако, цель фехтования в кендо — совершенствование характера и духа практикующего. В любом случае, рассмотрение кендо как спорта, физкультуры или соревновательной практики не даёт полной картины.

Кендо это будо. Когда синай держат с тем же настроем что и боевой меч, кендо становится будо” — Ниибору-сэнсей, 8-й дан Ханси

Надеюсь, мне удастся объяснить как эта фраза обретает смысл. Я подытожу это в конце статьи.

Вопрос о взаимосвязи кендо и традиционного фехтования иногда возникает среди кенши. Однако, чаще он возникает среди представителей исторического европейского фехтования (HEMA), с целью выяснить историчность и ценность практики кендо.

Чаще всего делается ошибочный вывод, что кендо это всего лишь спорт, а вот кендзюцу — “нечто реальное”.

Ютуб блогеры, занимающиеся вопросами истории и фехтования, такие как Scholagladiatoria и The Metatron выпускают об этом видео. Даже Энди Фишер (6-й дан кендо) высказывается по данному вопросу.

Я хочу провести альтернативный анализ, сделав акцент на истории и философии кендо.

1. Рождение кендо

История кендо начинается с корю кендзюцу. Кендзюцу значит “техника меча” и являлось методом обучения фехтованию в древней Японии.

Первоначально, кендзюцу существовало только как корю. Корю — древние школы практикующие боевые искусства (рю). Многие корю существуют и сегодня.

В XVI веке, Камиизуми Нобутсуна из Синкагэ-рю изобрёл фукуро-синай. Наш привычный синай появился гораздо позже (в 1750 году) благодаря Чузо Наканаши.

В период между 1701 и 1715 годами, Наганума Широ разработал набор богу и создал тренировочные методы с использованием синая и богу в школе Дзикисинкагэ-рю (вышедшей из Синкагэ-рю). Согласно Всеяпонской Федерации Кендо, это “прямой предок” современного кендо.

Практика Дзикисинкагэ-рю

В итоге, большинство школ кендзюцу в Эдо (Токио) начали использовать синай и богу в тренировках. Один из самый интересных примеров — Хокусин Итто-рю. Техники этой старой школы очень похожи на техники кендо.

Действительно, её основатель Чиба Шусаку создал Дзикидэн Кендзюцу Мэйдзин-Хо. Это набор из 68 техник кендзюцу заложившие основу кендо. Основа этого набора — последовательные атаки мэн, котэ, до и цки.

В те времена, удар мэн считался предпочтительным как наиболее решительный, этот же настрой сохраняется в кендо и сегодня” — Алекс Беннет, 7-й дан (Кендо — Культура меча)

***

В 1853 году, чёрные корабли коммодора Пэрри, прибыв к побережью Японии вынудили её к вступлению в мировое сообщество на неравных условиях. В результате, для подготовки Японии к возможной войне было основано Кобушо, в которое были призваны около пятисот инструкторов из школ корю.

В Кобушо родились первые стандартизированные формы кендзюцу, на которые оказали наибольшее влияние Дзикисинкагэ-рю, некоторые формы Итто-рю и 64 техники Чиба Шусаку. Были стандартизированы правила соревнованию, защита и синай (38 размера). Также в Кобушо было введено ранжирование бойцов исключительно на основе их успеха в поединках на синаях.

С этого момента следует различать стандартизированное кендзюцу и корю кендзюцу. Именно стандартизированное кендзюцу является прямым предком кендо.


В 1870-х Сакакибара Кенкичи (сокэ Дзикисинкагэ-рю) был основан Гэкикен-кай. Он разрешил практикующим кендзюцу участвовать в свободных спаррингах. Допускались также участники с кусаригама и женщины с нагината.

Правила этих встреч основывались на правилах Кобушо. Поединки велись до трёх очков как современный сиай (санбон сёбу). Сакакибара Кенкичи также проводил открытые тренировки по стандартизированному кендзюцу. Его занятия и показательные выступления стали очень популярны.

В результате деятельности правительства Мэйдзи, термин гэкикэн стал применяться для обозначения кендзюцу в целом. Дословно он означает “столкновение клинков” (撃剣). Некоторые традиции обозначали эти термином свободный спарринг.

Кавадзи Тошуёши (1834-1879) — самурай возглавлявший полицию, также хотел ввести практику стандартизированного кендзюцу среди полицейских. Он создал Баттотай, полицейский отряд вооружённых мечами самураев изучавших стандартизированное кендзюцу на основе набора ката. Этот отряд очень хорошо показал себя в битве при Табарузака.

После успешного применения на поле боя, стандартизированное кендзюцу было введено для всей Кейшичё (Полиции Токио). Для этого были создан набор ката (Кейшичё Гекикэн Ката). Они же начали использовать синаи современного размера 39.

Стандартизированное кендзюцу также стало преподаваться в школах. Первые ката для этого были созданы Такано Сасабуро (кендо Ханси, мастер школы Хокусин Итто-рю, 1862-1950): Гогё-но-Ката. По сей день их практикуют в додзё университета Цукуба.

От переводчика на русский. Интересный факт: Гогё-но-ката также были приняты на вооружение в комплексной школе с акцентом на рукопашный бой Дайто-рю. Последовательность изучения кендзюцу в этой школе следующая: Кендо-но-Ката, затем Гогё-но-Ката, затем Оно-ха Итто-рю кендзюцу.

В 1895 году Бутокукай (Общество Воинской Добродетели) было создано с целью объединения и развития японских боевых искусств. Одно из его отделений было нацелено на завершение стандартизации кендзюцу.

Для этой цели нужно было создать единый набор ката. Набор из трёх ката, Ката Кендзюцу Бутокукай были созданы в 1906 году, однако они не нашли применения.

Основатель дзюдо и член Бутокукай Дзигоро Кано предложил включить кендзюцу в систему школьного образования, это было сделано в 1910 году.

В 1911 года, Министерство Образования Японии с Такано Сасабуро, Негиши Шингоро, Еимура Нобухидэ и 10 другими экспертами кендзюцу создали новый набор из трёх ката. Бутокукай принял их без энтузиазма, полагая, что Министерство Образования занимается не своим делом.

В свою очередь, общество Бутокукай собрало комитет из двадцати экспертов кендзюцу, включая Такано Сасабуро и Накаяма Хакудо для создания ещё семи ката.

Ката созданные Министерством Образования это первые три ката из набора Кендо Ката. Созданные Бутокукай — остальные семь. Таким образом, были сформированы официальные стандартизированные десять ката для изучения кендзюцу: Нихон Кендо Ката.

Методы изучения кендзюцу также были стандартизированы Такано Сасабуро (мастером Хокусин Итто-рю, кендо Ханси), Накаяма Хакудо (кендо и иайдо Ханси, основатель Мусо Синдэн-рю) и Кимура Нобухидэ (мастером Дзикисин-Кагэ-рю).

Таким образом, кендо по сути обрело сегодняшний вид, но всё ещё называлось кендзюцу.

В 1919 году Нишикубо Хиромичи предложил переименовать кендзюцу в кендо. В большинстве додзё всё ещё использовались термины кендзюцу или гэкикен.

В 1926 году Министерство Образования приняло решение о переименовании. Было изменено только название, практика сохранилась неизменной.

Это основная причина, почему я начал статью с утверждения что кендо это кендзюцу.

2. Эволюция кендо

Однако, почему же сегодня существуют додзё кендо и додзё кендзюцу?

Причина этого в том, что часть корю сохранилась и не была переименована в кендо как стандартизированное кендзюцу. В наши дни “кендо” означает стандартизированное кендзюцу, а “кендзюцу” относится только к корю.

http://kendo-book.com/kendo-reader/

Я сошлюсь на то, что писал Номи Хисаши, молодой 7-й дан Кёси живший между 1910 и 1939, в работе Кендо Токухон, где он излагает философию и технику кендо. Благодаря его объяснениям мы видим, как понималось кендо в довоенный период.

В наше время, за исключением редких ситуаций в военном конфликте, у нас нет шансов скрестить клинки в смертельном бою. Вместо мечей применяется гораздо более современное и эффективное оружие. Следовательно, устаревшая идея, что цель кендо это “победить врага и защитить себя” в наше время не может восприниматься серьёзно.

Нет, в кендо можно отыскать нечто гораздо более ценное, нечто обладающее глубоким духовным смыслом. Однако, в поисках этой ценности мы не можем отбросить функцию кендо как будзюцу, то есть “победить врага и защитить себя”. Лишь пройдя путём смертельно отточенного клинка тажёлых тренировок кендо человек может приблизиться к возвышенному духовному пониманию.

Рассматривать кендо просто как физические упражнения или ещё один вид спорта означает полностью упускать всю суть” — Номи Хисаши, 7 дан кендо Кёси

К сожалению, сегодня часто можно встретить кенши, которые считают своей целью выполнить юко-датоцу, валидный удар и заработать иппон.

Тем не менее, Нома Хисаши напоминает нам, что правила иппона в кендо основаны на эффективном резе боевым мечом.

(В цитате ниже, в скобках, я привожу эквиваленты из официальных правил ВЯФК).

В настоящем бою не важно куда наносить удар, если он будет смертелен, однако, для удобства и безопасности во время тренировок могут быть атакованы только определённые зоны (Датоцу-буи).

Сёмэн, Хидари/Миги-мэн, Хидари/Миги-котэ, Хидари/Миги-до, Цуки.

Цель реза — убить врага, поэтому независимо от того, куда наносится удар, он должен отвечать всем необходимым требованиям.

Он должен быть эффективным с реальным клинком (Кёдо-саэ и Хасудзи).

При ударе должен быть сохранён контроль осанки и стойки (Шисэй и Ки-кен-тай-иччи).

Также, при ударе следует занять позицию, из которой, при необходимости, можно немедленно выполнить повторную атаку или контратаку (Зансин)” — Номи Хисаши, 7 дан кендо Кёси


Перед Второй Мировой войной, Бутокукай утвердил, что кендо это искусство обучающее фехтованию с целью совершенствования личности (“меч, дарующий жизнь”活人剣).

Однако, война внесла свои коррективы. В 1940-х годах, кендо было обращено Министерством Образования в инструмент воспитания национализма и милитаризма.

На самом деле, Министерство Образования пыталось сделать кендо эффективным в современном бою, как бы странно это не звучало в эпоху танков и пулемётов.

Была совершена попытка изменить философию кендо от идеи самосовершенствования и духовного развития (как завещал Бутокукай и объяснял Нома Хисаши) к идее военного применения, преданности нации и самопожертвования во имя императора.

Общество Бутокукай оказывало сопротивление этой тенденции, но в 1942 году было реструктуризировано правительством и потеряло свою независимость.

За два года до окончания войны, в 1943 году, правила кендо были изменены, с целью сфокусироваться на мече как инструменте убийства. Кендо того времени отличалось от сегодняшних стандартов.

Кендоги и хакама были заменены на рубашку, шорты и ботинки. Было введено тамасигири (разрубание предметов). Была установлена длина синая 36, соответствующая длине армейского меча того времени. Были введены бои против нескольких противников и различного оружия. Практика также отличалась от сегодняшней и кендо 1930-х годов: приветствовались физическая сила, жестокость и агрессия.

Кендо, которое в довоенный период ушло от “меча несущего смерть” 殺人刀 к “мечу дарующему жизнь” 活人剣 под влиянием Министерство Образования вернулось обратно к смерти.


После поражения Японии, Дуглас Мак-Артур, “Гайдзинский Сёгун” запретил кендо в числе прочего будо. Все боевые искусства находились под угрозой исчезновения.

Джунзо Сасамори, (16-й Сокэ Оно-ха Итто-рю), пытаясь спасти кендо, вёл переговоры с правительством Мак-Артура.

Компромисс был найден и было создано синай кёги. Форма и оружие были основаны на европейских образцах, использовалась американская терминология. К сожалению, в поисках компромисса многим пришлось пожертвовать.

Между 1945 и 1952 годами под давлением оккупационного правительства и в результате пережитой Японией травмы, синай стал рассматриваться просто как палка, а использование любой военной терминологии исключалось.

Кейкегоэ и киай (крики), тай-атари и элементы борьбы (особенно аши-барай, подсечки) были запрещены. Слова связанные с мечом избегались также.

Более того, синай также радикально изменился: удлинился до размера 50 против сегодняшних 39, стал мягче, гибче и легче, несмотря на большую длину. Поединки длились по 5 минут с тремя судьями. Побеждал того, кто заработает больше очков за время поединка.

Поскольку техника кендо сосредоточена на мече, следует избегать борьбы, если нет крайней нужды в ней. Если вы сильны — не стоит побеждать более слабых за счёт борьбы” — Такано Сасабуро (1862 — 1950) кендо Ханси

Наконец, в 1952 году кендо снова обрело легальный статус. Однако, синай кёги существовало параллельно до окончательной интеграции в 1959 году.

Кейкегоэ, киай и тай-атари были возвращены. Аши-барай сохранился только в полицейском кендо. Исключение аши-барай (подсечек), приводящих к множеству падений, сделало практику кендо более безопасной и доступной.


С возвращением кендо была основана Всеяпонская Федерация Кендо, наследник Бутокукай. Кендо вернулось почти в том виде, в каком существовало до войны. Синай вернулся к размеру 39 вместо военного 36, поединки против нескольких противников или другого оружия (иссю-дзиай) перестали быть регулярными.

Также требовалось определить философию кендо. От идеи военной подготовки отказались, так как это стало абсолютно неприемлемым в послевоенном японском обществе, которое в результате травмы вызванной поражением в войне стало анти-милитаристским.

Тем не менее, шли дебаты о том, становиться ли кендо чистым спортом, каким было синай кёги, или же вернуться к довоенному будо как пути саморазвития через изучение фехтования.

Решение было официально озвучено в 1975 году. ВЯФК поручила Огава Чутаро (9-й дан Ханси, 1901 — 1992) создать “Концепцию Кендо”.

Кендо это путь развития человеческого характера, посредством применения принципов катана” — ВЯФК

Для лучшего понимания этой идеи рекомендую ознакомиться со словами её автора:

Есть те, кто считает синай просто бамбуковой палкой, и, следовательно, полагает кендо лишь игрой. Если вы так полагаете — синай бдет лишь палкой, а кендо лишь спортом.

Однако, если вы воспринимаете синай как нихонто (японский меч), кендо становится вопросом жизни и смерти. Его целью становится решение вопроса жизни и смерти. Ваше отношение определяет вашу жизнь, и тогда это имеет смысл даже если вы не носите с собой меч” — Огава Чутаро, 9-й дан Ханси

Таким образом, было возвращено отношение к кендо существовавшее до войны. Кендо не стало ни орудием милитаризма ни чисто соревновательным спортом. Также ясно, что основа кендо это именно фехтование. Это метод, которые позволяет нам развиваться.

Кендо, помимо прочего, это искусство мира, благородства и духовного совершенствования.

Эпилог

Говоря “кендо это кендзюцу” я хотел подчеркнуть, что кендо основано на корю кендзюцу (Дзикисинкагэ-рю, Хокусин Итто-рю и других), и это по сути стандартизированное кендзюцу, переименованное в 1926 году в кендо.

Тем, кто утверждает, что довоенное кендо принципиально отличается от послевоенного, я рекомендую посмотреть на довоенное кендо в исполнении Нома Хисаши:

殺人剣 – 活人剣

Эта каллиграфия означает “Setsu nin to” и “Katsu jin ken”, “меч несущий смерть” и “меч дарующий жизнь”. Этой концепцией пропитана вся история кендо.

Кендзюцу существовало как способ убийства в период Муромаса (XII — XV в.в.). С XV века до 1930 годов, постепенно формировалась идея саморазвития и поиска совершенства посредством искусства меча, получив в 1926 году имя “кендо”.

В 1940 годах кендо было преобразовано Министерством Образования в инструмент смерти снова. К счастью, после войны кендо вернулось к довоенной концепции фехтования как пути самосовершенствования.


Наше время — время меча дарующего жизнь. Современная философия кендо сфокусирована на этом, такую цель утверждает Всеяпонская Федерация Кендо:

  • Формировать разум и тело,
  • Развивать сильный дух, через правильные и строгие тренировки
  • Стремиться к совершенствованию искусства кендо,
  • Высоко ценить человеческую вежливость и честь,
  • Быть искренним с другими, и всегда совершенствовать себя.
    Это позволит каждому:
  • Любить своё государство и общество,
  • Делать вклад в развитие культуры.
  • Продвигать все человечество к миру и процветанию.

Однако, если мы забудем, что сердце кендо это кендзюцу, что синай это меч, и техника его применения это техника убийства, кендо потеряет свою духовную глубину. Забывая о прикладном фехтовании мы не сможем понять всю глубину кендо.