Количество и Качество

pottery-pile

Как количество рождает качество?

Хочется начать с цитаты из книги Д. Бейлса и Т. Орланда «Искусство и страх»  («Art & Fear» D.Bayles, T. Orland):

«Преподаватель гончарного искусства на самом первом занятии объявил классу, что намерен разделить его на две группы. Ученики, расположившиеся в левой части студии, сказал он, будут оценены исходя исключительно из количества проделанной работы, а ученики справа — из качества. Процедура была простой. В последний день занятий преподаватель принес напольные весы и взвесил работы «количественной» группы: пятьдесят фунтов горшков оценивались на «отлично», сорок фунтов — на «четверку» и так далее. «Качественной» группе требовалось выполнить только по одному горшку — но безупречному, — чтобы получить «пятерку».

 В конце аттестации обнаружился любопытный факт: все работы наилучшего качества были делом рук учеников «количественной» группы. Похоже, что в то время как «количественная» группа усердно «штамповала» горшки — и училась на своих ошибках, — «качественная» группа предавалась размышлениям на тему безупречности и в итоге получила не многим более чем грандиозные теории и груду мертвой глины.»

Может показаться, что это противоречит тому, чему большинство из нас учили в школе/ университете. «Качество важнее количества»  — говорили нам не раз. Но на деле получается, что именно количество приводит к этому самому качеству, и этот подход применим и к тренировкам по кэндо.

«+1 +1 +1 +1 +1 +1»

Прогресс обучающегося заметен тогда, когда он постигает за раз порцию знания чуть большую, чем его текущий уровень знания/ умения. Это можно выразить в формуле «Я+1», где «Я» — это текущий уровень знания / умения, а «+1»  — следующий уровень постижения навыка.

Когда мы находимся в своем текущем состоянии понимания/умения, то изучить и понять то, что всего на +1 выше – это несложно. Попытки сразу постичь то, что выше этого «+1» – не лучшая трата времени. Если, к примеру, вы хотите сразу пойти на уровень +10 к текущим умениям, то, скорее всего, у вас ничего не выйдет, вы будете  фрустрированы и вынуждены откатиться к  началу.

Постигайте все поэтапно: +1+1+1+1. Небольшими шагами, которые достраивают друг друга и дают ощущение непрерывного движения вперед.

И не зацикливайтесь на чем-то, если это не получается. Если не получается с легкостью перейти на новый уровень, возможно, вы взяли планку выше, чем +1?

И даже если кажется, что вы упускаете так много, когда не пытаетесь пробовать практиковать что-то качественно более высокого уровня, вы снова ошибаетесь.  Зачем пытаться постичь сложные вадза, когда еще не научились хорошо делать оки-мэн?

Не переживайте о том, чего вы еще не знаете и не умеете, думайте о том, чтобы после тренировки уходить с ощущением +1 (путь это будет даже совсем маленькая единичка) к изначальному.

И не зацикливайтесь на стремлении сразу сделать идеально то, что у вас только начало получаться. Качество выполнения придет с количеством повторений кихон.

Выбрать хорошего учителя!

На своем пути изучения кэндо (и не только его) важно встретить правильного учителя.

Хороший учитель не хочет сделать вас идеальным. Он понимает, что пока еще за пределами ваших возможностей, а чему стоит учить уже сейчас, чтобы получать +1 на каждом шаге.

Плохой учитель – это учитель-перфекционист. С таким вы будете бояться совершить малейшую ошибку, что может привести к разочарованию и отказу от практики.

Хороший учитель позволит вам совершать ошибки, и очень много ошибок. Майкл Джордан (известный американский баскетболист) как-то сказал: «Я не попадал в кольцо более  9000 раз за свою карьеру. Я проиграл около 300 матчей. 26 раз мне доверяли совершить решающий бросок, который бы привел команду к победе, но я промахивался. Я ошибался и подводил других много раз в жизни. Именно поэтому я стал успешным». Ошибки – важная часть процесса обучения, и если вы стараетесь не ошибаться, то вам сложнее становиться лучше.

Хороший учитель контролирует количество новых знаний/навыков, которое он дает. Вы должны научиться чему-то новому не ради самого этого нового, а чтобы в результате подняться на новый  уровень.

Плохой учитель скажет вам учить что-то, потому что «так делали всегда». Он будет говорить: «Просто делай это», не объясняя, зачем делать. Когда вы еще начинающий, довольно сложно разбить процесс  тренировки на «+1» кусочки. Это задача учителя, дать количество, которое не окажется сразу +20 к текущему уровню новичка, и объяснить, почему нужно действовать именно так.

Это реально сложно — начать понимать, что, когда, как и сколько нужно практиковать.

Прийти к этому пониманию получится  далеко не с первой попытки. И тут важно слушать и слышать учителей, которые на своем опыте прошли всю эту дорогу и смогут подсказать верное направление.

 

Подумайте, как вы сейчас применяете подход «Я+1» в своих тренировках; как вы можете начать переводить нужное количество в нужное качество.

 

Вольный перевод, трактовка и личные дополнения by Olesya Zimina.

Оригинал статьи посвящен изучению Японского языка и находится тут.