Мусаси-кай Нито-рю

Вашему вниманию предлагается частичный перевод двух отчётов с семинара Мусаси-кай посвящённого Нито-рю кендо.

http://www.youtube.com/watch?v=UEbybXPHpYA&feature=player_embedded

Первый отчёт был опубликован в блоге kenshi247.net, автор второго Brian Sherry из NoVA Budokai.

Перевод на русский: Антон Федотов

Отчёт Kenshi247.net

Состоялся второй семинар по Мусаси-кай  в США, первый был организован как часть японского культурного мероприятия в Солт Лейк Сити, Юта. Для тех кто не в курсе: Мусаси-кай — некоммерческая организация ставящая своей целью систематическое изучение и применение Нито кендо. Руководит ей главный инструктор Накамура Теншин, известный благодаря своей книге “Нито-рю но Вадза то Рирон”, которая, насколько мне известно, является наиболее систематическим руководством по использованию нито в кендо. У них нет додзё как такового, но они ежемесячно встречаются для совместного кейко. Все члены организации тренируются в других клубах и практикуют итто кендо помимо нито кендо.

Семинар вёл Сато Футоши, 6-й дан Ренси, руководитель Мусаси-кай NPO и Фудзи Рёичи, 7-й дан Кёси, президент фукуокского отделения. Им помогали два члена клуба 4-го дана. Программа семинара была гораздо более продолжительной, заняла 2 дня с 10 до 18. Разумеется, получив приглашение я немедленно начал искать дешёвый билет в Вашингтон.

В семинаре участвовало около 30 человек различного уровня, от полных новичков до имеющих в нито некоторый опыт. Первый день начался с ката. В Мусаси-кай практикуют 13 ката. Кроме некоторых новых аспектов рэйги, они содержат те же базовые принципы что и 10 кендо-но-ката, которые мы знаем и любим. Учитачи использует итто, а ситачи нито. Как и в кендо-но-ката используется много камаэ, от гедан и тюдан до дзёге-тачи, основной камаэ для нито. Все ката практикуются в сей нито (длинный меч в правой, короткий в левой). В ката дайто держат высоко, там где должна быть цуба. Специальные нито бокуто сделаны более лёгкими чем обычно и не имеют цубы. Их можно отыскать в интренет магазинах. Из 13 ката мы изучали те, которые имеют наибольшее применение в кендо и синаями. Вот они:

1. Мэн-каэси-до. Блокируете мэн сёто, наносите удар дайто. Ключевой момент который подчёркивался особо: оба меча должны двигаться одновременно. В тот момент когда сёто блокирует попытку удара мэн, дайто должен нанести удар до. Ситачи делает небольшой шаг вправо, но сохраняет положение лицом к противнику.

2. Котэ-нуки-мэн. Учитачи атакует котэ держащее сёто. Ситачи делает небольшой отшаг назад, убирает руку держащую сёто к бедру, тем самым уходя от удара ктоэ и наносит мэн с шагом вперёд.

9. До-каэси-мэн. Учитачи бьёт до (с той же стороны что обычно) ситачи блокирует опуская вниз руку держащую дайто, и одновременно наносит мэн сёто.

10. Цки осаэ мэн и 11. Цки осаэ котэ. Цки — это пожалуй лучшее название для того что делает мотодачи в 10 и 11 ката. Мотодачи начинает атаку небольшим шагом вперёд и поднимает синай. Ситачи немедленно подавляет противника поднимая его синай своим сёто и наносит мэн или котэ.

Можно заметить, что в некоторых ката удар наносится коротким мечом (это же меч, в конце концов), и это должен быть валидный иппон в том случае, если боец в нито подавляет синай противника и одновременно наносит удар сёто.

Пожалуй самым существенным отличием для меня в ката (и в нито вообще) стала работа ног. В камаэ ситачи стоит с параллельными стопами, что даёт ему возможность атаковать или отступить без необходимости изменения стойки. Это то что я раньше, до практики нито, не понимал по-настоящему. Наверно я должен был понять это раньше, практикуя итто, но для меня это стало важным моментом в развитии моего кендо.

Днём мы продолжили тему практикуя некоторые вадза из ката в доспехах. Кроме того, мы отрабатывали кихон: мэн, котэ, до и цки. На этом этапе каждому надо было  определиться в какой руке какой меч держать и в какой стойке стоять. Я много раз слышал советы держать дайто в правой руке, часто в них звучала фораза “если бы это был настоящий меч”, однако, учителя из Мусаси-кай утверждают, что решение о стойке и руках должно приниматься исходя из личных наиболее естественных ощущений. Большинство используют работу ног из итто кендо и держат дайто в правой руке. Все базовые вадза выполнялись против тюдан. Кихон отрабатывался в группах и мы менялись: нито для отработки и итто для ассистирования.

День завершился общим дзикейко, можно было попросить сенсея использовать любую стойку. Будучи мазохистом, я выбрал нито против нито. Что меня по настоящему поразило, так это мощь семе с помощю сёто, способность захватить инициативу и создать возможность, в то время как обычно считают, что боец в нито “ждёт” атаки и рассчитывает подловить противника в момент подъёма синая. Моя полная неспособность использовать сёто для семе была мне прекрасно продемонстрирована в первом поединке с Яманака-сенсеем, который сражался со мной в кататэ-дзёдан, держа правую руку за спиной. Я понял, что совсем не использую короткий меч.

Второй день начался с кирикаэси, самой сложной для меня части нито. В первый день я спросил сенсея как его делать. Последовательность и количество ударов такое-же как в итто. Отличие в том, что первая последовательность ударов делается дайто, а вторая сёто, с использованием обычного шага (прим. пер.: в оригинале “normal walking step”, видимо имеется в виду аюми-аси). После последнего удара впереди оказывается не та нога и нужно переместить заднюю ногу вперёд “обычным шагом” нанося удар мэн. Таким же образом дзёданисты выполняют моротэ-вадза. Приходится много думать, так что получается медленнее чем обычно, по постепенно я смог ускориться. Это хорошая демонстрация ловкости необходимой для нито: способности наносить удары любым синаем, с любой ноги, или менять стойку и наносить удары в зависимости от дистанции.

Дале мы делали простой вариант учикоми-кейко, нанося мэн, до, котэ и цки. Особое внимание уделялось правильности формы и дзансин. Демонстрации сенсеев ясно показывали, что в нито после удара нужно приходить в тюдан, а затем быстро принимать дзёге-тачи перед следующим ударом. Это подчёркивалось во всех базовых техниках которые мы практиковали с сёто чтобы оказывать давление на синай противника, и также используя его для семе не касаясь синая противника (прим. пер.: я не совсем понял это предложение, приведу оригинал. “It was suggested in all basic waza that we practiced using the shoto to engage the opponent’s shinai and also using it too seme and not use touching the other players shinai.”). В своей практике я заметил, что если я слишком полагаюсь на такое использование сёто — моё семе становится слабее. Представьте себе практику итто с использованием только лишь харай и осаэ вадза.

Затем мы рассмотрели как вести себя с теми кто использует против нито различные стойки, начиная с дзёдан. В принципе боец нито должен иметь преимущество перед дзёдан, поскольку у нас есть сёто. У меня небольшой опыт поединков с сильными дзёданистами, но у меня сложилось впечатление что это чаще происходит от незнания что делать с нито. Редко кто практикует дзёдан как кихон, что уравнивает шансы на эффективную атаку. Мы отрабатывали удары по правому и левому котэ из дзёге-тачи, а также из высокого варианта тюдан но камаэ, когда сёто держится за дайто и используется чтобы толкнуть синай вперёд, примерно как в дзёдане синай толкается вперёд правой рукой. Второй вариант отлично срабатывал у меня, поскольку он защищает оба котэ и позволяет и позволяет блокировать удар мэн противника. Также мы отрабатывали до и цки против дзёдан.

Следующей на очереди была касуми. Её часто используют против нито, поскольку она не позволяет контролировать синай противника с помощю сёто. Когда я впервые столкнулся с касуми мне пришлось просто молотить синаем пытаясь добиться хоть какого-то контакта, поскольку я не умел использовать сёто для семе и создания возможностей, а пытался просто физически воздействовать на синай противника. Нам сказали бить левое котэ против тех кто использует касуми, и это будет иппон. Хотя в сиай это засчитывают редко.

Отчёт Brian Sherry из NoVA Budokai

Первый урок был посвящён камаэ и положению ног. Основная стойка Нито-рю называется дзёге-тачи (верняя-нижняя позиция меча) и подразумевает расположение дайто по диагонали поперёк лба как в дзёдан, с коротким мечом направленным вперёд на горло противника, как в тюдан. Работа ног как в обычном кендо, с сипользованием сури-аси всегда когда это возможно. Дайто в нито кендо можно держать в правой руке, что называется сей-нито, или в левой, называется гяку-нито. Также впереди может быть расположена любая стопа. Также и дайто и сёто можно держать за любую часть цука. Благодаря этому нито очень гибко.

Касательно работы ног и положения тела, сенсеи говорили о “Намбо Аруки”, базовом способе перемещения в нито-рю. Намба Аруки это старинная японская манера ходьбы, при которой одновременно движутся руки и ноги с одной стороны. Так ходят актёры кабуки. В отношении нито это означает, что вы должны держать бёдра прямо в момент удара. Например, когда бьют мэн из сей-нито, возникает тенденция поворачивать бёдра чтобы выдвинуть вперёд плечо. Вместо этого следует сместить левое бедро вперёд синхронно (прим.пер.: дословно “связанно”) с правой рукой чтобы бёдра сохранили при ударе прямое положение.

По словам Сато сенсея, в нито кендо говорят: “ичи-дан, ни-сё, сан-дай”. Это означает: первое — танден (центр), второе — сёто (короткий меч), третье — дайто (длинный меч). Танден — основа любых движений в нито. Чтобы избежать возникновения суки (уязвимости) следует двигаться “от центра” и сохранять прямые бёдра насколько это возможно. Дальше идёт сёто, короткий меч должен создавать семе (давление) на противника и нужен для подготовки ваших атак тем или иным способом. Наконец, в итоге идёт дайто. Нанесение удара занимает последнее место, поскольку до того как нанести удар вы всегда должны одержать победу с помощью семе. Это примерно то же чему мы учимся в итто кендо, но последовательность несколько отличается.

Возможно самым важным аспектом верного удара из дзёге-тачи и нито вообще является соблюдение принципа чусин, или оси вращения синая. В итто ось расположена в основании цука. Меч поворачивается вокруг этой оси. В нито, однако, ось дайто находится над цубой. При ударе мэн в нито, из дзёге-тачи, нужно опустить меч в сторону мунэ противника а затем направить вперёд для удара мэн. Не следует вращать меч над плечом или в стороне от тела. Это важный элемент нито кендо, но его проще показать чем объяснить.

Дальше мы перешли к ката. Мы узнали как держать и извлекать два меча и чем этикет нито отличается от стандартного кендо. Все ката нито твыполняются в сей-нито. Мы делали 1, 2, 10, 11 и 9 из нитен ичи рю ката. Каждая ката — итто против нито. №10 и №11 это базовые удары, при которых сёто используется для подавления меча противника, и наносятся удары мэн или котэ соответственно.

Удар котэ из сей-нито довольно интересный. Клинок и рука формируют нечто напоминающее символ хираганы “ku”, похоже на боковые диагонали буквы К. То есть при ударе котэ дайто идёт по диагонали через котэ и параллельно правостороннему блоку сёто. Наверно это проще показать чем объяснить. Ката №9 — ката сёто. Она прямо демонстрирует какая техника сёто засчитывается как иппон Всеяпонской Федерацией Кендо. Конкретно — удар сёто может быть засчитан если выполнен амплитудно и с сильным духом, в то время как дайто подавляет синай противника. В этой ката учитачи пытается нанести до, а ситачи блокирует атаку дайто и одновременно наносит удар сёто. Ката №1 и №2 посвящены одзи-вадза. №1 это мэн-каэси-до, а №2 это котэ-нуки-мэн.

Затем мы одели богу и учились извлекать и убирать мечи в богу. Как написано в Правилах Судейства и Сиай Кендо, меч, который будет держаться в левой руке извлекается первым, передаётся в левую руку, затем извлекается меч который будет в правой. При осаме-то наоборот: вначале убирается меч в правой руке, а затем в левой. Нельзя зажимать меч подмышкой во время осаме-то, всё время надо держать в руке.

При выполнени техник кихон очень важно всегда прикрывать уязвимые места с помощью сёто. Например, ударяя мэн нужно прикрывать противоположную сторону до. Не слудует оставлять сёто без дела.

Удары сёто должны быть амплитудными и мощными. В Мусаси-кай учат наносить удары сёто не перекручивая запястье. Запястье должно оставаться прямым, рука и локоть движутся по большой режущей траектории. Удар до в нито наносится по датоцу-буи той же стороны. Например, в кихон сей-нито (правая рука) цель для до — левая сторона до противника, то есть гяку-до.

Сенсеи подчёркивали, что в нито следует всегда когда это возможно использовать два меча вместе. Например, при отработке мэн-каэси-до нужно пытаться заблокировать меч партнёра с помощью сёто и в то же самое мгновенье нанести удар до. Этот прицип применим кто всему кихон, сикаке или одзи-вадза.

Нито кирикаэси состоит из набора ударов дайто и набора ударов сёто. Синай который в данный момент не используется всегда должен прикрывать противоположную. сторону до. Набор сёто выполняется после первого мэна используя аюми-аси (обычный шаг). Накоенц, финальный мэн наносится дайто в обратной технике ног. Другими словами, если обычно вы наносите удар с правой ногой впереди, вы должны принять левостороннюю стойку, и вынести правую ногу вперёд при финальном ударе мэн.

Сенсей сделал несколько замечаний по поводу дзансин в нито. Он сказал, что в кихон дзансин включает проход мимо противника и разворот лицом к нему. Однако, часто это невозможно, особенно в сиай. На такой случай сенсей показал дзансин при котором удар по цели наносится с мощным движением вперёд, но после удара переходит в диагональное движение с принятием нито-тюдан лицом к противнику, без прохода мимо него. Похоже здесь есть отличие нито от итто, поскольку для демонстрации дазнсин проход или тай-атари необязательны. Сенсеи редко делали тай-атари демонстрируя нито в кейко. Тем не менее, отвечая на вопрос, он сказал, что тай-атари это тоже правильный для нито дзансин. Он подчеркнул, что важнейшим моментом в дзансин является демонстрация сильной стойки и духа, независимо от того в каком положении относительно противника вы оказались.

Далее мы затронули вопрос различных камаэ против нито. Вначале говорили о дзёдан. Сенсей сказал, что большинство кендок работаюзих в тюдан против нито чувствуют, что их мэн практически бесполезен из-за прикрывающего цель дайто. Это может спровоцировать его встать в дзёдан. Однако, для кендоки в нито, по словам сенсея, это благоприятная ситуация. Причина в том, что котэ в дзёдан более доступно для атаки чем в тюдан. Кроме того, у кендоки в нито есть короткий синай чтобы защитить уязвимую зону после удара, а у дзёданиста такой “страховки” нет, и после удара он очень уязвим. Таким образом, сенсей считает что при прочих равных нито имеет преимущество перед дзёдан.

Затем сенсей показал техники против касуми-но-камаэ и хира-сейган-но-камаэ. Эти камаэ необычны для кендо, но часто используются против нито. Сенсей показал касуми-но-камаэ (правая рука пересекает левую, синай направлен влево вверх) эта стойка действительно может сбить ниторюшника с толку. Она скрывает многие цели для атаки, но позволяет работающему в касуми атаковать самому. Сенсей посоветовал искать уязвимость котэ и до. Также он подчеркнул, что согласно современным правилам FIK, левое котэ считается валидной целью, если кендока стоит не в тюдан-но-камаэ. Таким образом левое котэ кендоки в касуми можно атаковать. То же касается и хира-сейган. Даже если эти удары котэ не засчитываются судьёй, они выводят противника из равновесия достаточно для того чтобы создать возможность для атаки, например для мэн.

Относительно работы нито против итто: прежде всего, кендока в итто долен понимать, что противник в нито защищён даже если не двигается. Возможнео атаковать до или котэ, но в целом, ниторюшник в правильном дзёге-тачи камаэ очень хорошо защищён. То есть, чтобы создать суки для иппона необходимо разрушить камаэ нито. Это означает сбивать синай нито, атаковать с разных направлений, использовать множественные атаки так часто как это возможно. Все эти техники могут заставить ниторюшника двигаться, контратаковать, или разрушить его камаэ. Нужно быстро атаковать как только появляется уязвимость. Таким образом, ключ к победе над нито в способности атаковать в высоком темпе с полным контролем кенсен.