О брюссельском семинаре по кендо 2017. Субъективно.

Я не буду пытаться пересказать всего что было на тренировках, Хиракава сэнсей давал очень много разнообразных упражнений и техник. Настолько много, что в начале мне этот объём материала казался каким-то совершенно не усваиваемым. Однако сейчас, когда я могу всё спокойно осмыслить, мне кажется, что я начинаю видеть определенную систему.

Если очень коротко, то в основном это были нидан вадза и другие серийные техники, часто со сменой сторон омотэ/ура, с тобикоми на правую или левую ногу, зеркально во всех вариантах и направлениях (как упражнение давались восемь направлений реза меча, в отработке вадза давались восемь направлений шагов).

В общем, давалось то, что мы часто называем “сэнсэйскими” вадза, поскольку их часто делают опытные сэнсей и почти никогда не могут выполнить молодые бойцы. Акценты при этом делались на ровную осанку, правильность хасудзи, реалистичность реза (особенно при ударах до), сэмэ, контроль центра перед, во время и после удара.

Так же, в основной день семинара были показаны множество вариантов каэси вадза. Из тонкостей упоминалось использование цуба как защиты центра (кажется это было сформулировано как “удар цубой” но я не уверен, т.к. было плохо слышно, но в любом случае касалось контроля центра) и тэ-гатана (рука-меч), когда движения кисти правой руки определяют движения клинка в нужных плоскостях под нужными углами так, словно мы режем не мечом, а ребром ладони.

Мне кажется, такой объём информации за столь короткий срок при отсутствии времени на отработку можно попробовать воспринять с пользой, если взглянуть на него немного не так как мы привыкли. То есть не как на набор техник, а как на иллюстрацию неких принципов, которые Хиракава сэнсэй хотел нам дать. Попробую сформулировать основную идею, которую я для себя вывожу из этого семинара:

Правильная осанка и камаэ перед, во время и после удара обеспечивают свободу любых дальнейших действий.

Конечно, это не новость. Во всяком случае, это не должно быть для нас новостью. Однако, на практике, допуская даже незначительные оплошности наподобии нарушения осанки, потери центра, напряжения рук и т.п. мы гарантированно лишаем себя свободы действий, и не можем наработать способность пользоваться этой самой свободой, то есть выполнять множество “сэнсэйских” вадза.

Нас порой поражает, как опытные сэнсэи во время учикоми-кейко свободно наносят нам каэси или дэбана вадза, невзирая на стремительность и силу наших атак. Я думаю, что это возможно лишь если обладаешь этой самой свободой действий, которая обеспечивается осанкой, камаэ, постоянным контролем центра и расслабленностью. Разумеется, необходимость отработки показанных на семинаре сложных разнонаправленных техник никуда не исчезает, но отработать их не обладая свободой действий невозможно.

Подводя итог, я бы сформулировал вывод следующим образом:

  • Осанка, камаэ и расслабленность обеспечивают свободу действий.
  • Свобода действий обеспечивает возможность отработки разнообразных “сэнсэйских” вадза.
  • Способность эффективно выполнять “сэнсэйские” вадза переводит наше кендо на совершенно другой уровень.

Если я прав, то у меня есть пять лет, чтобы реализовать всё это на практике. Это довольно мало времени, на самом деле.

P.S. Буквально вчера мне на глаза попалось видео, где стремление к свободе действий по сути приравнивается к интеллекту. Думаю, в этом есть рациональное зерно: