О ментальной работе в кендо

Думаю нет нужды говорить о том, что кендо это не только физподготовка и техника. Объём ментальной работы в кендо огромен, как в смысле накопленного предыдущими поколениями опыта, так и в смысле нагрузки на каждого конкретного бойца в его личной практике, когда ему приходится инкорпорировать этот многовековой опыт в себя.

Конечно, можно (и видимо нужно) брать пример с японских сэнсеев не затрагивающих подобные аспекты специально, а следующих принципу: “содержание наполняет форму”. Но чтобы приблизить эту методологию к европейской культуре, я бы сформулировал её смысл иначе: “онтогенез повторяет филогенез”, то есть каждый человек должен пройти самостоятельно весь тот путь, который до него прошла его традиция, в нашем случае традиция японского фехтования. Только в этом случае его знания и навыки станут по настоящему фундаментальны, настолько фундаментальны, что затронут и изменят, согласно Концепции кендо, саму суть его личности.

В соответствии со сказанным выше, я не буду затрагивать в этой заметке сложных и фундаментальных понятий, не буду углубляться в философию, а постараюсь дать лишь несколько практических советов по использованию ментальной работы в личном тренировочном процессе. Многие вещи могут показаться опытным кендокам очевидными, но мы часто забываем об очевидных вещах, бывает полезно порой о них напомнить, в том числе и самому себе. В любом случае, мои знания далеки от уровня японских сэнсеев, эта статья лишь попытка упорядочить и осмыслить мой небогатый опыт тренировок и инструкторской деятельности.

Начало ментальной работы

Глядя на известную схему соотношения физического и ментального аспектов в кендо, мы видим, что последний присутствует в практике с самого начала.

11257978_886291551450734_8971709547089984719_o

Cхема Минова-сэнсэя. Опубликована в майском номере журнала Кэндо Ниппон за 2014 год. Для осознания масштаба задачи обратите внимание на годы внизу: это возраст практикующего.

Конечно, на начальном этапе физический аспект гораздо важней, но, как показывает практика, такие вещи как внимание и концентрация помогают новичкам развиваться гораздо быстрее. Внимательное отношение к действиям инструктора, концентрация на собственных действиях, способность меньше отвлекаться на посторонние мысли это то, над чем может работать каждый начиная с первого занятия. Можно тысячами раз пытаться повторять технику без особого прогресса, если не следить внимательно за тем как она выполняется. Для этого нужно научиться смотреть на себя “внутренним взором”, то есть просто следить за работой тела, за положением рук и ног, за их синхронизацией, за напряжением и расслаблением определённых мышц, за дыханием и т.п. Обычно инструктора дают достаточно материала для такой работы.

На самом деле это фундаментальный навык, который нужен не только новичкам. Он крайне необходим на семинарах, когда сэнсеи начинают менять привычную технику по мере роста нашего уровня. Чтобы мгновенно перестроиться на новую технику (времени на постепенное изменение на семинарах и интенсивах просто нет), быстро усвоить новую вадза, требуется навык контроля тела, а это определяется ментальной работой.

Ещё одна ситуация в которой навыки контроля могут “спасти” ваше кендо — ситуация серьёзной травмы, не позволяющей вам использовать привычную технику. В этом случае вы вынуждены либо прервать серьёзные занятия до полного восстановления, либо временно полностью поменять технику. Например, сменить стойку на левостороннюю, встать в дзёдан-но-камаэ или даже начать использовать одноручную технику. Подобные перемены требуют полной перестройки двигательных стереотипов, но если вы, будучи новичком, научились контролировать своё тело, то став снова “новичком” в новой технике вы быстро освоитесь и сможете продолжать тренироваться в полную силу невзирая на травмы.

Преодоление себя

С самого начала я хочу затронуть этот фундаментальный аспект кендо. Тренируясь добросовестно, мы рано или поздно обязательно подходим к пределу, когда нам кажется, что больше сил уже нет. Не вдаваясь в подробности скажу сразу: это ошибка. Силы ещё есть, если вы в сознании и стоите на ногах, значит запас сил ещё есть, просто наш организм так устроен, что сигнал “паники” в мозгу возникает сильно заранее. Преодоление этого сигнала усилием воли, исследование того, что лежит за кажущимся пределом наших физических возможностей — важнейший прорыв который может совершить кендока.

Несомненно это относится к ментальной работе, и это может сделать каждый. Я очень хорошо помню как это впервые удалось мне. Дело было на одном из первых семинаров, когда я дедал какари-кейко с японским сэнсеем. Я был совсем неопытен и очень быстро выдохся, мышцы рук зажались, ноги не работали, но сэнсей и не думал прекращать упражнение. В этот момент у меня была полная уверенность, что если я не остановлюсь то умру… у меня было много оправданий: лишний вес, возраст, сердце… можно было просто сдаться, но… сдаться было бы стыдно и я согласился умереть. В этот момент мне стало всё равно, что будет со мной в следующую секунду, умру я или нет. То что случилось в это мгновение и то что было в следующие несколько секунд стало одним из самых ярких переживаний в жизни, и оказало на всю последующую жизнь и практику кендо огромное влияние. Возможно у вас это произошло или произойдёт иначе, при других обстоятельствах и в вашем сознании примет совсем другие формы, но несомненно одно: человек может с помощью ментального усилия раскрыть в себе такой физический потенциал, о котором он даже не подозревает. Методика тренировок в кендо напрямую подводит к этой возможности.

Сила воображения

Порой мы сталкиваемся в практике с казалось бы чисто физическими сложностями, которые месяцами или даже годами не можем преодолеть. Приведу как пример проблему резкого старта, характерную для большинства новичков, особенные сложности она вызывает у девушек. Заключается проблема в том, что для быстрой атаки тело приходится “разгонять”, что слишком медленно, заметно для противника и практически лишает возможности сделать множество быстрых атакующих и контратакующих техник выполняемых точно в момент неожиданного появления уязвимости.

На самом деле, эта проблема вовсе не физическая, она ментальная, и связана с тем, как нервная система управляет работой мышц, а вовсе не в самих мышцах. Сложность в том, чтобы заставить нервную систему дать мышцам нужный сигнал в нужный момент. К сожалению, мы не управляем этим уровнем работы нервной системы напрямую, но есть простая хитрость позволяющая проблему обойти.

Эта хитрость — воображение. Использование образов. В описанной ситуации вместо того чтобы ждать появления суки (уязвимости) и после этого начинать атаку, можно представить себе, что ваша атака уже началась, но её сдерживает “закрытое” камаэ противника. То есть ваше движение уже началось, словно вас тянет вперёд натянутый между вами и противником жгут или в спину толкает сильный ветер, а сдерживается движение лишь его кенсеном перед вами. Тогда в момент смещения кенсена противника с центра (появления суки) ваше движение уже не потребует внутренних волевых усилий, наоборот, оно воспринимается как облегчение, как возможность наконец отпустить натянутую тетиву лука.

Попробуйте разные образы, найдите какой вам ближе. Всё это звучит не слишком сложно, но это на самом деле работает. Я когда-то получил этот совет от инструктора, много раз сам давал его новичкам и каждый раз видел положительный результат.

Подобные образы можно использовать в самых разных ситуациях. Я часто применяю этот приём для выполнения быстрых вадза, представляя себе, что наношу удар не синаем, а просто касаюсь рукой котэ или мэна противника. При наличии некоторого опыта и наработанного ки-кен-тай тело само делает всю остальную работу требующую тонкой и плохо управляемой сознательно сложной мышечной координации.

Внутреннее ощущение и сумма внешних факторов

В кендо мы сталкиваемся с такими многофакторными понятиями как маай, дзансин, сэме, чусин, суки, кё/дзюцу и т.п. Я называю эти понятия многофакторными, поскольку крайне сложно сформулировать в чём заключается их физическое проявление, слишком много факторов участвует в их формировании.

Например, если рассмотреть понятие “маай”, то на него влияют: расстояние между противниками, их физические параметры, параметры оружия, текущие стойки, навык использования этих стоек, фаза движения тела если стойка подвижна, фаза движения кенсена если он подвижен, навык атакующих и контратакующих действий обоих бойцов, их ментальное состояние в данный момент, фазы их дыхания… Я перечислил не всё, но пожалуй уже достаточно чтобы понять, что я имею в виду под многофакторностью, а в итоге мы должны, упрощённо говоря, свести всё это в одно: противник “досягаем” или “недосягаем”.

Проанализировать такое количество слабо формализуемых параметров кажется невозможно, но мы все со временем учимся просто чувствовать маай, опыт сотен и тысяч поединков учит чувствовать это интуитивно, и это интуитивное чувство можно использовать более широко, осознанно и эффективно.

Можно попытаться почувствовать не только маай, можно попытаться так же интуитивно почувствовать суки, понять не ловушка ли это, почувствовать находится ли противник в состоянии кё или дзюцу. Попробуйте использовать образы “пустоты” и “наполненности”, просто почувствовать когда противник “слаб”, а когда “силён”. Пусть в начале это будут просто догадки, со временем “угадать” становится всё легче.

Такой же многофакторной концепцией является и дзансин. Он может проявляться как угодно внешне, может быть продемонстрирован с проходом вперёд, на месте и с движением назад, меч может оказаться в любом положении, контакт взгляда может разрываться или нет, он может быть растянут во времени или возникнуть мгновенно… Судьи на экзамене или соревнованиях просто видят есть он или нет, не пытаясь сознательно анализировать всё множество возможных вариантов. Полагаю что гарантированный способ продемонстрировать дзансин в любой ситуации — иметь внутреннюю ментальную готовность продолжать бой, тело выстроит все внешние факторы само (при наличии достаточного опыта конечно).

Оставлю без подробных разъяснений остальные многофакторные концепции кендо, думаю идея уже понятна: используя внутренние ментальные ощущения можно работать с этими сложно формализуемыми аспектами кендо более естественно и осознанно.

Отношение к партнёру

В этом плане кендо, пожалуй, уникально и здесь тоже есть над чем работать в ментальном плане. С одной стороны поединок построен так, что зачастую ради иппона бывает необходимо подавить противника и ментально и физически, с другой стороны, мы все прекрасно понимаем (или учимся понимать) насколько противник ценен и важен для нас как партнёр по тренировке, ведь бой на соревнованиях это тоже тренировка, там мы тоже учимся очень важным вещам.

Я не чувствую в себе достаточно опыта чтобы говорить об этом слишком подробно или затрагивать моральную сторону вопроса, но бесспорно то, что ментальное отношение к противнику очень сильно влияет и на технику и на тактику и на стратегию, причём как в локальном поединке так и в процессе тренировок вообще, поэтому нельзя просто не обращать на этот аспект внимания. Можно настраивать себя по отношению к партнёру совершенно по разному: от варианта “порву как грелку” до “передо мной сэнсей”, думаю всем полезно попробовать разные варианты и посмотреть как они влияют на наше кендо.

Осознанность

После того как мы определились, или по крайней мере начали поиски вариантов отношения к противнику в поединке и партнёру по тренировке, начали работать с интуитивным пониманием многофакторных маай, сэме, дзансин и т.п., скорее всего обнаружится следующий факт: следить за всем этим одновременно не получается. Более того, попытка внимательного наблюдения за одним из аспектов приводит к тому, что мы упускаем из виду всё остальное, что в итоге часто заканчивается пропущенным ударом. Дело в том, что для эффективной ментальной работы необходимо такое свойство психики как “осознанность”, то есть способность ясно воспринимать и осознавать всю текущую ситуацию. К сожалению, мы совсем не развиваем этот навык в повседневной жизни, у кого-то он от природы развит лучше у кого-то хуже, но как и любой навык, этот поддаётся тренировке.

Хорошая новость в том, что этот навык абсолютно универсальный, развивать осознанность можно не только в бою, но и в обычной тренировке от мокусо до дзикейко, более того, этот навык тренируется и в любой повседневной деятельности, если подходить к ней осознанно. Однако, наиболее эффективный способ тренировки осознанности, на мой взгляд, медитация дзадзэн. Этому легко научиться, и если вы найдёте полчаса в день на медитацию — эффект будет заметный. Многие мастера кендо высокого уровня поступают именно так.

Препятствия ментальной работе

Есть много факторов которые мешают эффективной ментальной работе, но все они преодолимы.

Во-первых, при осознанной тренировке мозг работает больше чем при обычной, а мозг — очень энергозатратный орган, на его работу мы тратим около 20% всей энергии. К счастью, мозг может помочь энергию сэкономить: осознанно контролируя расслабленность мышц и рационализируя движения мы можем сэкономить гораздо больше чем потратим на контроль.

Во-вторых, серьёзной проблемой может стать “привычность”. Вот что я имею в виду: первое время использование какого-либо образа (например образ “ветер дующий в спину”) может давать очень заметный результат, но со временем образ как-бы “приедается” становиться привычным и больше так не работает. Простое решение — найти новый образ. Это даже хорошо, поскольку может раскрыть новые аспекты действия с которым он связан. Но на самом деле, это тоже связанно с осознанностью. Потеря “чувства новизны” всегда связана с потерей осознанности.

В-третьих, препятствием является фиксация внимания на каком либо из описанных ментальных аспектов. Об этой проблеме я уже упомянул выше. Любые мысли или фиксация внимания будут отвлекающими факторами, часто гораздо проще и эффективней ни о чём не думать в бою, и я полагаю такой путь вполне может быть более продуктивен для многих практикующих, особенно при ориентации на соревнования. Все мои рекомендации касаются скорее тренировочного процесса, то есть кихон-кейко, вадза-кейко и дзикейко.

Это конечно не все проблемы с которыми можно столкнуться или не столкнуться, всё очень индивидуально. В любом случае кому как не нам, кендока, знать, что любая проблема с которой мы сталкиваемся в процессе тренировок это лишь способ вырасти преодолев её?

К духу через технику

Выше я писал в основном о том как дух влияет на технику и как это влияние можно использовать в практике кендо. Однако, многие японские учителя утверждают, что путь кендо это путь “через технику к духу”, то есть в обратном направлении. Изучая технику мы полируем свой дух. Как это работает? Как и почему махи бамбуковым мечом способны оказать влияние на сознание и дух человека?

Думаю ответов на этот вопрос может быть много, и часть из них несложно вывести из изложенного выше, но я хочу акцентировать внимание ещё на одном аспекте. Техника кендо имеет достаточно строго определённую форму, включает в себя множество тонкостей, которые вроде бы не столь важны в практике спортивного поединка, но на которые сэнсеи обращают большое внимание на семинарах.

В качестве примера приведу проблему “направленности вперёд” такой техники как мэн-каэси-до и подобных ей. Эта популярная вадза на соревнованиях часто выполняется как последовательные защита и контратака, при этом защитное действие зачастую выглядит как отступление. Однако сэнсеи постоянно акцентируют внимание на том, что защитное действие в этой связке не должно быть отступлением, меч не должен двигаться назад и закрывать голову в горизонтальном положении, наоборот, защита должна встречать атакующий меч как можно дальше, меч для защиты движется вперёд, принимая атаку скользящим блоком с переводом энергии удара в контратаку, также направленную вперёд.

Разумеется, на реальной скорости поединка у нас нет времени для обдумывания и выбора варианта выполнения каэси-до. В поединке “выстреливает” тот вариант вадза к которому человек готов физически и ментально. Если настрой бойца защитный, то ожидать от него выполнения направленного вперёд каэси-до не приходится. Такой вариант вадза возможен лишь если боец нацелен на атаку, и его защитные действия против удара мэн на самом деле являются атакой меча противника.

Таким образом, правильное выполнения вадза требует правильного ментального настроя, то есть в требованиях к физическому действию на самом деле скрываются требования к ментальной работе. Разумеется, если бойца интересуют только иппоны, то выполнять вадза можно как угодно, лишь бы это не противоречило правилам поединка, не обращая внимания на инструкции сэнсеев, которые на первый взгляд только усложняют технику. И наоборот, следуя правильной форме техник кендо во всех её тонкостях мы неизбежно будем работать над ментальными аспектами даже не замечая этого.

Я затронул здесь лишь одну технику и одно проявление её влияния на сознание практикующего. Полагаю, что в каждой из техник кендо, от оки-мэна до сложных многохдовых вадза и тактических решений содержатся подобные скрытые аспекты.

Заключение

Ещё раз хочу сказать, что я ни в коем случае не претендую на глубокое понимание кендо вообще и его ментальных аспектов в частности, однако инструкторские задачи в нашей стране часто стоят перед такими людьми как мы, с невысоким уровнем кендо и небогатым опытом преподавания. Этот материал — лишь попытка упорядочить личный опыт тренировок и инструкторской деятельности, не стоит воспринимать его слишком серьёзно.

Антон Федотов