Отношение к сиай

Автор: Сотаро Хонда
Университет Глоусестершира, Тренер Британской команды

Введение
В двух предыдущих статьях (новости BKA апрель и июнь 2004 года) рассматривались отношение и подход к дзи-гейко. В этом и следующем выпусках я коснусь различных аспектов сиай в кэндо. Кендо может быть спортом или будо – это зависит от понимания сиай кендокой, его отношения к тому, как он сражается, наблюдает, поддерживает сражающихся. Правильное понимание и отношение к сиай обеспечивает лучшее понимание сути кэндо как будо и налаживание хороших отношений между вами и другими кендоками. Цель этой статьи (первой части) – осветить следующие воросы: 1) цель сиай в кэндо, 2) отношение участников, 3) отношение зрителей и товарищей по команде и 4) отношение инструкторов к сиай.

1. Цель сиай в кэндо
Дословно «сиай» означает «испытать друг друга». В кэндо «сиай» означает «испытать в условиях соревнования навыки, приемы, отношение и дух друг друга, изученные и приобретенные в кейко». Ино (1994, стр 162) пишет: «Задача современного кэндо – совершенствовать дух, который невидим, путем совершенствования вадза, которые видимы. Сиай в кэндо должен проводиться в соответствии с этой задачей». Поэтому мы должны видеть в сиай важную возможность развивать наши навыки и личные качества и приобретать правильное отношение к сиай. Отношение к сиай студентов, чья единственная цель состоит в том, чтобы выиграть любой ценой, очень часто подвергается критике в Японии. Крайне неловко приводить себя в качестве такого примера, но в студенческие годы моей главной целью в кэндо также была победа в соревнованиях. В то время мое кэндо не за что было хвалить, но меня не интересовало, что люди о нем думают, меня интересовала только победа. Безусловно, нет ничего предосудительного в стремлении выиграть в сиай. Вы должны показать все, на что способны, когда принимаете участие в сиай. Также это будет весьма невежливо по отношению к оппоненту, если вы сражаетесь не выкладываясь. Как было сказано выше, развитие понимания сути кэндо и самосовершенствование напрямую связаны с пониманием концепции сиай, того, как сражаться в сиай и как рассматривать его результат. Существует определенный образ действий, которому стоит следовать, стремясь к победе в кэндо как будо.

Ниже рассматривается отношение к сиай с точки зрения соревнующихся, болельщиков и инструкторов.

2. Отношение соревнующихся к сиай (до, во время и после сиай)
Я не ставлю своей целью обсуждение того, как необходимо сражаться в сиай. Это зависит от того, с кем вы сражаетесь, и от конкретной ситуации. С началом сиая все решения должны приниматься исключительно участниками. Часто в Японских вузах можно увидеть, что инструкторы постоянно дают студентам советы и указания до и во время сиая относительно того, как необходимо сражаться. Такие действия демонстрируют игнорирование самостоятельности студента и препятствуют естественному течению и развитию сиай и тайкай. По моему опыту, такого не случается на официальных соревнованиях (тайкай), но бывает на тренировочных матчах. Теперь я хотел бы коснуться отношения к сиай со стороны участников и его проявлений до, во время и после сиай.
Вне зависимости от ситуации в сиай самое главное – контролировать себя. Как можно контролировать оппонента, не контролируя себя? Перед началом сиай необходимо до определенной степени успокоиться. Во время сиай необходимо сфокусироваться только на человеке напротив вас.
После сиай также необходимо успокоиться и проанализировать, как вы сражались. Необходимо демонстрировать благодарность и уважение к оппоненту, с которым вы только что сражались. Следовать всем этим принципам необходимо, если вы хотите хорошо проявить себя в сиай и что-то вынести из него для себя.
Теперь я более детально рассмотрю описанные концепции. Перед сиай важно в первую очередь настроиться на свое лучшее кэндо, быть уверенным в себе и начать фокусироваться исключительно на собственном матче (в случае командного турнира стоит так же иметь ввиду и командный счет). Если вы слишком сильно сосредоточитесь на победе, вы потеряете терпение, станете уязвимы для обманных маневров противника и начнете торопиться с атакой. Спешка – зло! (народная японская мудрость. Haste makes waste! ) Вместо того, чтобы думать о победе, думайте о том, как продемонстрировать свое лучшее кэндо, и результат не заставит себя ждать. Также необходимо знать с кем вы сражаетесь и каково кэндо вашего оппонента. Безусловно, существуют люди, считающие, что не имеет значения кто их оппонент, а лучший подход – пытаться демонстрировать «свое кэндо». Такая точка зрения имеет право на существование, особенно если речь идет о начинающих, которые могут использовать ограниченное количество техник и не сильны в тактике. Для прочих рекомендуется концентрироваться на том, чтобы продемонстрировать свое лучшее кэндо, принимая во внимание тип кэндо оппонента, а также предварительно обдумывать свою тактику (но не уделять этому излишнее внимание, дабы окончательно не запутаться). Регулярно следуя этим рекомендациям до, во время и после сиай, вы начнете понимать, на чем необходимо сосредоточиться до сиай и какую тактику использовать в процессе.
Во-вторых, во время сиай часто возникает необходимость изменять свою тактику и контролировать эмоциональный стресс. Разумеется, это необходимо осуществлять практически мгновенно. Эти умения нельзя должным образом развить в дзи-гейко, их можно приобрести только участвуя в сиай. Во время сиай участники должны сосредоточиться на том, чтобы принимать лучшие решения и наилучшим образом демонстрировать свои умения, противодействуя оппоненту в каждой конкретной ситуации. Смотреть на симпана для того, чтобы получить подтверждение результативного удара с вашей стороны или со стороны противника – это одно из тех действий, которых стоит избегать в сиай. Даже если вы думаете, что провели идеальный удар, необходимо концентрироваться только на оппоненте, пока он не отведет взгляд и синай. Опытные оппоненты в сиай стараются контролировать друг друга и становится практически невозможно отыскать возможность для удара. В этом случае победителя и проигравшего может определить незначительная тактическая ошибка, такая как потеря концентрации в процессе матча. Важно развивать умение сохранять концентрацию в течение всего матча и принимать верные решения в условиях постоянного давления; такой опыт можно получить только в сиай.
В-третьих, также важно выработать привычку после каждого сиая анализировать то, как вы сражались. В случае если следующий матч должен состояться через короткое время, рекомендуется кратко проанализировать прошедший сиай и готовиться к следующему. Часто бывает так, что вы не помните того, как сражались, если слишком нервничали или победили в затяжном матче. Тем не менее, очень важно анализировать, как вы сражались, испытывая сильное давление. Идеальным вариантом является просмотр видеозаписи поединка. Если это не возможно, получите комментарии людей, наблюдавших сиай, и снова проанализируйте то, как вы сражались.
В сиай всегда есть победитель и проигравший. То, к чему мы стремимся, это быть как хорошим победителем, так и хорошим проигравшим. Как автор писал ранее (2003, стр. 141), хороший победитель тот, кто сражался, руководствуясь принципом Sei-sei-doh-doh (т.е. открыто и честно), скромен и понимает значение сиай. Даже выиграв сиай необходимо принимать во внимания чувства проигравшего и не хвастаться своей победой. Хороший проигравший – тот, кто, не выиграв сиай, выказывает то же отношение и понимание, что и хороший победитель. С другой стороны, плохой победитель выставляет на показ свою радость от победы, а плохой проигравший открыто демонстрирует свое разочарование и не относится с уважением к победе оппонента. Эти люди забыли смысл сиай в кэндо.
Проводить сиай и учиться чему-либо в процессе можно только при наличии оппонента, симпана, который судит сиай, людей, помогающих нам в сиай: следящих за временем, ведущих протокол, повязывающих ленты. Мы никогда не должны забывать предназначения сиай и всегда выказывать благодарность этим людям.

3. Отношение к сиай болельщиков и членов команды
В тайкай не положено вслух поддерживать участников, давать им советы, подбадривать; поддержку можно выражать только хлопая. Болельщики и члены команды не должны мешать участникам и симпану сосредоточиться на сиай в сиай-дзё, обеспечивая нормальный ход тайкай. Понятно, что каждый хочет поддержать и воодушевить участника, дать ему совет. Однако, как говорилось ранее, как только начался сиай, все решения должны принадлежать только участникам. Более того, участники должны продемонстрировать силу духа, сами справляясь со стрессовой ситуацией в сиай.
То, что мешает симпану в сиай больше всего – это вспышки фотокамер. Понятно, что вы хотите запечатлеть поединок членов вашего клуба или хотите, чтобы сфотографировали ваш поединок, однако симпан может пропустить важный момент атаки, если вы фотографируете со вспышкой. Участники, симпан, зрители и устроители тайкай должны руководствоваться желанием сделать тайкай знаменательным событием, от которого они все могут получить удовольствие. Аплодисменты и уважение к симпану – это отношение, которое должны показывать зрители.
В командных соревнованиях хорошим тоном для членов команды, менеджера и тренера считается наблюдать и ждать своего матча в сейдза. Однако, будет затруднительно проводить сиай просидев до своего выхода и будучи вынужденным разминать занемевшие ноги. Это также выглядит некрасиво. На сегодняшний день члены команды, менеджер и тренер обычно должны сидеть в сейдза когда сражаются семпо и тайсё (а также во время дополнительных матчей), а члены команды, которые должны сражаться следующими, ждут стоя (вышесказанное не относится к людям, которые по какой-либо причине не могут сидеть в сейдза). В командном матче необходимо ощущать свое полное участие, когда вы смотрите, как сражается товарищ по команде. Хотя ранее я утверждал, что участники должны справляться с ситуацией самостоятельно, когда команда становится единым целым и как будто тоже участвует в поединке, сражающийся чувствует поддержку и это предает ему смелости и уверенности в себе. Почувствовав, что как будто сами сражаетесь, вы заметите, что непроизвольно совершаете движения руками и телом, наблюдая за действиями товарища по команде. В командных соревнованиях победа одного – это победа всех.

4. Отношение инструкторов к сиай
Задача инструкторов – обеспечить, чтобы члены их додзё сражались честно, поощрять их, обеспечивать обратную связь. Для инструкторов важно в своем додзё демонстрировать в кейко как правильно сражаться и поддерживать сражающихся. Что касается обратной связи, она должна быть адекватна уровню человека. Как пишет Аоки (1996), наиболее эффективна обратная связь сразу после окончания упражнения в процессе тренировки. В случае сиай, однако, разбор полетов должен проводиться в подходящее время, когда участники готовы его воспринимать, учитывая результат сиая, то, как он проходил, личные особенности каждого из участников, общую ситуацию и т.д.

5. Вывод
Должно быть очевидным, что сиай – не есть все в кэндо, но лишь его часть. Результаты сиай не могут полностью характеризовать кендоку. Важно как кендока относится к кейко, сражается в сиай, анализирует сиай и снова приступает к кейко, с целью обеспечить иппон, к которому он стремится. Развивается ли в сиай характер, полностью зависит от отношения каждого кендоки. Я также хочу заметить, что очень важно пытаться получить удовольствие от сиай и не зацикливаться на том, о чем я писал в этой статье. Сиай – это интересно и захватывающе. В такой точке зрения нет ничего плохого. Мы чувствуем себя на седьмом небе, заработав иппон, к которому стремились. Тот, кто испытал это, будет мечтать о том, чтобы пережить это чувство снова и снова, упорно занимаясь в кейко, отрабатывая сотни и тысячи раз одну и ту же технику. Я надеюсь, что многие захотят принять участие в сиай и тайкай станет захватывающим событием, когда множество людей будут иметь возможность получить опыт и вынести что-то ценное для своего кэндо. В следующей статье я бы хотел описать несколько способов проведения тренировочных сиай в додзё. Также я хотел бы описать некоторые формы тренировочных сиай, применяющихся при тренировке команд и объяснить, какие цели они преследуют.

Ссылки
Aoki, T. (1996) ‘Sports to Kokoro –Shinrigaku-Shiten- (Sports and Mind –Psychological Views)’, in S. Nisugi et al (eds) Sports-Gaku no Shiten (Views of Sports Study), pp. 114-128. Kyoto: Showa-do Publishing Co., Ltd.
Honda. S. (2003) Budo or Sport? Competing Conceptions of Kendo within the Japanese Upper Secondary Physical Education Curriculum. Ph.D. Thesis. Unpublished Paper.
Inoue, M. (1994) Kendo to Ningen Kyoiku (Kendo and Human Education). Tokyo: Tamagawa University Press.

 

Введение
В предыдущей статье я рассуждал на тему отношения к сиай со стороны участников, болельщиков и тренеров. Вкратце основная мысль состояла в следующем: кэндо может быть просто спортом или будо в зависимости от понимания кендокой сиай и его отношения к поединку, наблюдению и поддержке сражающихся. Сможете ли Вы получать удовольствие от сиай, наладить хорошие отношения с участниками и сделать тайкай запоминающимся мероприятием, зависит от Вашего отношения к сиай. В этой статье я опишу некоторые способы подготовки к сиай в додзё и предназначение каждого из этих способов. Я также опишу некоторые способы подготовки к командным сиаям. Будет рассмотрено, что члены команды должны вынести их таких тренировок, и как и с каким отношением сборная Великобритании по кэндо планирует сражаться на различных международных соревнованиях.

1. Тренировочные сиай в додзё
Здесь я бы хотел описать три способа проведения тренировочных сиаев. Первый – эффективный способ тренировки в сиай в соответствии с официальными правилами. Два других проводятся по правилам, отличным от официальных, что преследует определенные цели в рамках тренировки.

1-1. Несколько этапов тренировки в сиай (прежде всего для начинающих)
Руководителям додзё необходимо регулярно организовывать тренировочные сиаи для того, чтобы начинающие могли получить опыт и выучить правила и этикет, необходимые в сиай. Для руководителей додзё в свою очередь полезно наблюдать за прогрессом начинающих и анализировать, над чем необходимо работать. Однако, тренировка сиай в додзё на одной площадке занимает много времени и участники больше времени проводят ожидая, чем тренируясь. Данный пример нескольких этапов тренировочного сиая вероятно зависит от количества тренирующихся и людей, способных осуществлять судейство. Если возможно, стоит для начала разделить членов додзё на две группы с одним судьей на каждой площадке. Таким образом можно провести больше боев за то же время.

Начинающие после начала сиая могут сосредоточиться только на атаке и защите и не имеют времени думать о правилах и манерах, даже если они полностью понимают их вне сиая. Руководителям додзё важно создавать для начинающих как можно больше возможностей попробовать себя в сиай и изучить правила и этикет, совершая ошибки исправляя их на каждой тренировке. Инструкторам, безусловно, необходимо давать комментарии относительно техники и тактики (в подходящее время). После того как начинающие приобретут понимание правил и этикета, тренировочные сиаи переходят в более формальную стадию и от них ожидается освоение таких новых аспектов, как дзёгай хансоку (Jogai Hansoku), вакарэ (Wakare) и обеспечение позиционного преимущества на площадке. Инструкторам важно создать для начинающих возможность сражаться в напряженной обстановке, когда за ними все наблюдают. После освоения такого типа тренировок занимающихся среднего уровня следует привлекать к судейству под контролем инструкторов. Цель здесь не научить судить, а дать представление о том что есть иппон и когда существуют возможность для атаки.

1-2. Сиай с ограничениями
Существуют способы проводить тренировочный сиай изменяя правила и накладывая ограничения на действия более опытных участников, если разница в уровне слишком велика. Смысл здесь не только в том, чтобы не дать сиаю закончиться за несколько секунд, но и в том, что за счет изменения правил инструкторы могут намерено продемонстрировать участникам некоторые моменты, которые те должны усвоить. Например более опытные участники могут быть ограничены только возможностью проводить тобикоми-мэн и дэбана-мэн. За счет этого менее опытные участники могут более уверенно противостоять более опытным. Менее опытным участникам рекомендуется использовать без колебания все известные им техники. В то же время у них появляется возможность научиться использовать аси-сабаки, тай-сабаки и движения синая для того, чтобы контролировать и отражать атаки более опытных участников (на таком уровне от них не ожидается использование одзи-вадза). Поскольку единственная цель атаки – мэн, они смогут не теряться и встречать атаки старших уверенно. С другой стороны старшие должны сосредоточиться на создании возможности для проведения тобикоми-мэн или дэбана-мэн. Начинающие как правило излишне концентрируются на защите, и реагируют даже если оппонент делает лишь намек на атаку, при этом их удары имеют довольно большую амплитуду. Если более опытный и менее опытный оппоненты пытаются одновременно нанести мэн друг другу, более опытный оппонент несмотря на то, что он проводит удар быстрее, попадет по синаю, которым начинающий замахивается. В процессе такого сиая старшие могут научиться таким вещам, как поддержание дистанции и тому, когда и как вынудить начинающего атаковать.

1-3. Модифицированный сиай
В этом виде сиая с ограничениями участники делятся на две группы. Одна – атакующая сторона, другая – обороняющаяся. Время сиая устанавливается от 30 секунд до минуты. Атакующая сторона должна за это время постараться нанести иппон, используя любые виды атаки, не беспокоясь об одзи-вадза. Защищающаяся сторона должна сосредоточиться на обороне, используя Аси-сабаки, тай-сабаки и движения синая. Победа или проигрыш определяется в зависимости от того, удалось ли атакующему нанести иппон или обороняющемуся избегать иппона в течение всего поединка. Такая тренировка полезна для отработки рензоку-вадза (непрерывной атаки), тайатари, обманных и внезапных атак и защиты. Опыт, получаемый при такой тренировке больше, но в случае защищающейся стороны ограничены возможности движений, в случае атакующей стороны – ограничены цели для атаки. Атакующий не должен поддаваться возбуждению и прикладывать слишком много усилий, что выражается в нанесении легких ударов и беспорядочных движениях синая. Задача такого сиая не победа или поражение, а развитие навыков рензоку-вадза, тай-атари, обманных движений, внезапных атак и защиты. Инструкторы должны отмечать и исправлять любые способы атаки и защиты, противоречащие духу кэндо.

2. Сиай в командной тренировке
Тренировка в сиай для членов команды в процессе командных тренировок включает поединки по измененным правилам, командные поединки регулярные поединки между командами. Тренировочные сиаи важны для выбора членов команды для участия в различных международных соревнованиях. Однако, что более важно, они осуществляются для совершенствования технических и тактических навыков, совершенствования работы в команде, усиления боевого духа, а также развития правильного отношения к сиай. Сейчас я бы хотел вкратце описать три способа проведения тренировочных командных сиаев и назначение каждого из них.

2-1. Сиаи по 3-5 минут
В процессе такой тренировки не имеет значения, сколько иппонов имело место – сиай продолжается до истечения времени. Обычно сиай длится 3-5 минут, но эта цифра может меняться в зависимости от количества членов команды и оппонентов, их уровня, физической формы, от того, в каких международных соревнованиях команда планирует принимать участие в ближайшее время. Задача такого сиая — дать возможность членам команды шанс сражаться до конца, чтобы тело запомнило ощущения от сиая длительностью 3-5 минут, развить концентрацию, которую ничто не может нарушить и силу духа, которая позволяет не сдаваться и сражаться до самого конца.
В сиай часто случается, что судьи не поднимают флаги даже если участник считает, что он нанес идеальный удар. Также случается, что оппонент демонстрирует нестандартное или жесткое кэндо. В сиай может случиться все. Но что бы не случилось, расстройство и раздражение по поводу судейства и действий оппонента всегда ведут к невозможности демонстрировать свое кэндо. Невозможно контролировать оппонента, не контролируя себя.

2-2. Сиай с дополнительными условиями
По условиям такой тренировки один из оппонентов уже имеет иппон и до конца сиая остается 60-90 секунд. Назначение такой тренировки – развить у членов команды тактические способности для действия в подобной ситуации и дать понять, какие техники необходимо отрабатывать для применения в подобной ситуации, а также научить сражаться не теряя головы и развить волю к победе. Как я упоминал в предыдущей статье, я считаю, что как только сиай начинается, принятие всех решений должно быть предоставлено участникам. Поэтому во время такой тренировки я не говорю участникам, что им делать. Конечно, я предупреждаю, если они начинают излишне стремиться победить и их действия начинают противоречить духу кэндо, что заставляет их прекращать сиай до истечения времени или выражать отрицательные эмоции из-за неудовлетворительных результатов. Также я даю советы в такой форме, как: «в подобной ситуации Вы могли бы сделать следующее», «Вы могли бы получить преимущество, если бы сделали так» и «если Вы хотите сделать так, Вам необходимо отработать такую-то технику». Я не преследую цель держать конкретные рекомендации в секрете, но здесь их придется опустить из-за ограниченности объема статьи. Длительность сиаев при такой тренировке невелика, поэтому члены команды должны непрерывно сменяться, делая короткие передышки. Рекомендуется сохранять позитивный настрой и вступать в следующий сиай безотносительно результатов предыдущего. Интервал между сиаями становится короче, когда участник или команда продолжает выигрывать. Такая тренировка полезна для поддержания позитивного настроя перед сиаем.

2-3. Командный сиай
Эта форма тренировки наиболее близка к реальному сиаю, т.к. проводится по официальным правилам, с использованием полноразмерной площадки и участием трех судей. Назначение такой тренировки – обеспечить членам команды опыт сиая в атмосфере близкой к настоящим международным соревнованиям и научить их сражаться как команда, действовать в различных ситуациях на любом месте в команде, поддерживать других членов команды. Основным в такой тренировке является тренировка командных действий. В командных соревнованиях выиграть свой сиай не значит полностью выполнить свою задачу. Передача боевого духа следующему члену команды не менее важна. В целом можно говорить о правильной передаче боевого духа, если следующий участник чувствует, что вы сделали все, что могли. В идеале это означает, что Вы сражались так, что после сиая нет ощущения, что Вам стоило сделать или не сделать что-либо и Вы могли бы сделать то-то и то-то. В реальности, однако, такого достичь сложно или почти невозможно. В случае с членами одной команды, они долгое время проводили кейко и сиаи друг с другом и знают, каково лучшее кэндо каждого из них. Поэтому они могут видеть, старается ли участник в сиай демонстрировать свое лучшее кэндо.
В команде, таким образом, успешная передача эстафеты боевого духа зависит не от того, сумел ли участник показать свое лучшее кэндо, а от того, дал ли он почувствовать следующему за ним, что он сделал все возможное для этого.
Что касается поддержки товарищей по команде, необходимо пересмотреть свей подход и изо всех сил стараться поддерживать их вне зависимости от результатов (подробнее о поддержке товарищей по команде см. августовский выпуск новостей BKA).
Во время подготовки к 12 чемпионату мира по кэндо я особое внимание уделял тому, как стараться сделать все от тебя зависящее в любой ситуации, на любом месте в команде, как передавать эстафету боевого духа, поддерживать друг друга и выступать как команда. Я считаю, что и мужская и женская команды сражались превосходно и все члены команд узнали сильные и слабые стороны друг друга, поддерживали и помогали друг другу, вместе прогрессировали в процессе тренировочных командных сиаев.

3. Вывод
В обеих статьях сиай был рассмотрен с различных позиций. Что бы я снова хотел подчеркнуть, это то, что сиай – это не все в кэндо, а только его часть. Однако я не хочу и преуменьшать значение сиая, говоря что это всего лишь часть кэндо, т.к. это очень важная его часть. Мне бы доставило большое удовлетворение, если бы кендоки не имели негативного отношения к сиай и не имели ложных представлений о его цели и природе и получили из этих двух статей более глубокое представление о сиай подготовке к нему.

Ссылки
Aoki, T. (1996) ‘Sports to Kokoro –Shinrigaku-Shiten- (Sports and Mind –Psychological Views)’, in S. Nisugi et al (eds) Sports-Gaku no Shiten (Views of Sports Study), pp. 114-128. Kyoto: Showa-do Publishing Co., Ltd.
Honda. S. (2003) Budo or Sport? Competing Conceptions of Kendo within the Japanese Upper Secondary Physical Education Curriculum. Ph.D. Thesis. Unpublished Paper.
Inoue, M. (1994) Kendo to Ningen Kyoiku (Kendo and Human Education). Tokyo: Tamagawa University Press.