Победа и поражение

Перевод статьи «Victory and Defeat: 15 points» — автора kenshi247
tsuk1
Победа и поражение
Вот 15 пунктов, которые влияют на ваши шансы. На победу или поражение в кендо, будь то shiai или jigeiko.

1. Mittsu no sen
Это относится к sen-sen-no-sen, sen-no-sen и go-no-sen.
Несмотря на ясную концепцию (и наличие в словаре современного кендо), многие люди не совсем понимают смысл … возможно, из-за субъективной и туманной природы некоторых аспектов кендо (даже я не уверен, что у меня есть это понимание). Путаница иногда возникает из-за параллелей с другими аспектами, которые имеют те же (или аналогичные) идеи, но используют несколько иную терминологию.
Sen-sen-no-sen — это когда ты бьешь противника, как только он решил атаковать, но (в идеале) до внешнего проявления его атаки. Таким образом, такие удары могут содержать таинственные качества (они могут даже казаться магией) и сложно утверждать, что это произошло на самом деле. Это является частью туманной природы кендо, упомянутой выше.
Принимать на себя инициативу и бить первым или заманивать противника атаковать вас, а затем наносить удар, считается sen-no-sen. В этом случае вы постоянно активно угрожаете своему противнику для того, чтобы создать себе возможность для удара (уязвимость — suki) или заставить его сделать ошибку.
Когда противник заметил возможность для удара (непреднамеренно) и атакует, вы реагируете на это и бьёте в ответ (часто инстинктивно, без раздумий), это называется go-no-sen. У опытных kenshi это наименее желательный вариант из всех трех.
Очевидно, существует много общего между этими тремя ситуациями. Например, успешный kaeshi-dou может быть выполнен сперва заманиваем противника и ударом (sen-no-sen), или же когда ваш соперник внезапно нападает сам (go-no-sen). Успешный удар men или kote может лежать в диапазоне … хотя вы сами можете называть его «debana», если он не был нанесён после (go-no-sen).
Из-за субъективного видения трудно классифицировать это чётко. Сасабуро говорит:
«В поисках SEN важно, что вы узнаете бесчисленные стратегии нападения и защиты. Нужно понять, что каждая победа достигается одним из этих трёх SEN».

2. Есть только атака
Когда противник бьет неожиданно, мы часто пытаемся блокировать его синай, уклониться, отбить и т.д. То есть, мы делаем усилия, чтобы остановить его атаку, избежать удара. Это само по себе хорошо, но если мы делаем это с единственной целью предотвращения атаки, то это показывает нашу неопытность.
В идеальной ситуации каждое «оборонительное» действие будет немедленно превращаться в контратаку. Я говорю «немедленно», но Сасабуро говорит, что это должно быть то же самое действие, как огонь, который загорается в момент, когда вы трёте камни между собой.
Известная вадза kiriotoshi Itto-ryu — это не отражение меча противника, а затем удар, это одно действие: вы бьете через меч соперника в его голову (или в другие части  тела).
Вот некоторые понятные современные примеры сиая кендо: men kaeshi-dou (блокирование удара men и удар dou), men nuki-dou (уклонение от удара men и удар dou), kote suriage-men (отвод удара kote и удар men), kote nuki-men (уклонение от kote и удар men), hiki-dou kaeshi-men (блокирование атаки hiki-dou и удар men), tsuki suriage-men (блокирование наступления и удар men) и т.д.
Еще один термин объясняет это (не используется в «Кендо») — «Kobo-ichi» — атака и защита как одно. Термин, который использует Сасабуро — это «Isshin-itto». Его буквальный смысл — «одно сердце, один меч». Это здесь означает действовать с одной целью. То есть, чтобы отвести/уклониться и сразу же атаковать в одном действии.
Казалось бы, это — простая концепция. Однако, я думаю, что в реальности делать это постоянно очень сложно.
Кстати, еще один способ смотреть на эту концепцию: упреждающая атака сама по себе является видом защиты. Если ваш противник необычайно силен, иногда лучше напасть на него, чем просто ждать и проиграть. Сильный противник будет чрезмерно озабочен вашими многочисленными и быстрыми атаками. Сам будет не успевать подготовиться и атаковать и вы сможете дестабилизировать их настолько, чтобы наконец самому нанести хороший удар.

IPP

3. Ken-tai ichi
Эта концепцию легко объяснить, посмотрев на иероглифы:
懸待一致
ken: меч
tai: тело
ichi: одновременно
Буквально: «атака и тело едины».

Взгляните на фразу: ken-chu-tai, tai-chu-ken,  где «chu » 中 («в» или » в то время как «в этом случае). Другими словами, в то время как вы физически нападаете на своего противника, в то время как ваше тело и синай движутся быстро, вы должны быть спокойным и действовать осознано. При этом нужно внимательно наблюдать за противником как внешне так и внутренне — духовно и мысленно). Верно также обратное: в то время как снаружи, вы можете особо не двигаться, внутри вы интенсивно просчитываете ситуацию, вырабатываете стратегию и мысленно постоянно оказываете давление на противника.
Поэтическая фраза содержит ту же мысль:
動静一如
«Движение и неподвижность как одно».
Лично я предпочитаю использовать этот термин при обучении данной концепции, поскольку он может быть использован не только в рамках кендо, но также наводит на мысль о том, как мы должны (или как я хотел бы) решать различные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни.
kote
4. Ясное зеркало победы
Когда дело доходит до сиай, вы должны быть свободны от мирских желаний (Munen-muso). Если вы хотите победить, то уже с самого начала имеете изъян. Если вы можете держать себя свободным от желаний, то все что вам нужно сделать, это быть уверенным в своих усердных тренировках, и позволить себе свободно реагировать на любую ситуацию, которая появится во время сиай. Мастерство Ken-tai-ichi в особенности важно.
Если вы думаете напряжённо или проводите стратегию явно, ваши планы не только проявятся снаружи, но и будут прочитаны соперником. Вы также можете стать угловатым/неуклюжим и будете не в состоянии двигаться так свободно, как вы могли бы.
Это очень трудно, но только сохраняя спокойное состояние ума (и тела), вы можете быть чистым и ясным как зеркало.

5. Победа через врага
Эта концепция тесно связана с тем, о чем мы писали выше. Она предполагает, что желание нанести удар является препятствием. Вы должны в некотором смысле «отдать себя» противнику, чтобы точно следовать за его действиями. Позволить ему двигаться так, как он хочет, и приспособиться к для того, чтобы добиться победы. Внимательно работая таким образом, вы будете готовы воспользоваться удобным случаем (который, естественно, появляется в каждом сиай). Действуя так вы можете выбрать правильную тактику, чтобы спровоцировать подобные уязвимости.
Отсюда следует, что ясный ум и мастерство Ken-tai-ichi, если и не являются обязательными условиями, то очень желательны. Подобно луне, приливу или отражению в воде, вы должны быть естественны и непринуждённы в поединке. Излишне говорить, что это не дается легко.

6. Не бейте дважды
Вернее: «не бейте в одно и тоже место подряд дважды». Хороший противник не только быстро поймёт вашу стратегию и будет готов к вашей следующей атаке, но и покажет недостатки такой тактики своими вадза. Даже если это сработает один или два раза, вы не должны делать эту атаку в третий раз.
Общеизвестно, что японские и корейские сборные (и Америка, кажется) снимают на видео соперников и анализируют тип кендо (включая выбор техники), который показывают их участники. Даже если вы не являетесь самым сильным соперником, возможно, ваши будущие противники сейчас смотрят и делают себе заметки, какой у вас стиль кендо, чтобы используя это победить вас в следующем сиай. Решением проблемы однообразия является широкая практика и освоение всего спектра методов, которые могут быть противопоставлены разным стилям кендо.

7. Будьте молчаливы вначале
Часто случается, что молодые кендока сразу же стремительно атакуют противника во время команды «хадзимэ», желая пробить men или kote (некоторые делают это в jigeiko). Не волнуйтесь до пересечения мечей. Используйте «seme-ai» для эффективного удара.
Когда мечи скрещены и начинается поединок всё становится немного безумным: множество движений, киай, ударов и tai-atari. Но до соприкосновения синаев и seme-ai нужно действовать осторожно и внутренне тихо.

8. Побеждать одним действием
Если вы считаете, что соперник слабый, или если он трусливо отступает, решительно атакуйте и сразите его немедленно.

9. Sutemi
Я не думаю, что концепция sutemi нуждается в длинном описании, так как я считаю, что ее всё понимают. Но очень трудно атаковать с sutemi постоянно в вашем повседневном кэйко. Это невозможно делать постоянно в процессе обучения кендо. Shiai (и jigeiko также) дает нам прекрасную возможность применить sutemi на практике.
В теории, после того как решение об атаке было вами принято, атакуйте забыв обо всем, будто вы не заботитесь ни о жизни, ни о смерти.
В школе Итто-рю zanshin является результатом надлежащим образом исполненного sutemi. Если взять чашу воды и взмахнуть рукой так, что вся вода выльется, это — sutemi. Капли воды, которые останутся в чаше – это zanshin. Подумайте об этом.

10. Не копируйте стиль противника
При игре в камень-ножницы-бумагу, если у обоих игроков камень, никто не побеждает. Если у одного камень, а у другого – бумага, то более хрупкая на вид бумага побеждает твердый камень. То же самое и в кендо.
Если ваш противник атакует быстро и сильно, не стоит сердиться и реагировать таким же образом. Вы должны ответить на его силу мягкостью, используя её против него самого. Ждите его неминуемую ошибку. Если же противник не атакует, вы должны действовать решительно. В старых школах есть параллель: если используют chudan, вы должны перейти в gedan и давить на руки снизу. Если используют gedan, вы должны использовать chudan и давить на меч сверху вниз.
Иными словами, противника можно победить намеренным несоответствием его стилю.

11. Победа через сердце/дух, а не через технику
Некоторые люди вырастают высокими, некоторые — нет. Молодые люди много упражняются, другие идут в Макдональдс и едят нездоровую пищу. В мире есть множество разных людей и типов фигур. Есть люди очень спортивные. Некоторые выглядят сильными, но ими не являются, а другие выглядят слабыми, но на самом деле очень сильны. Когда я встречаю очень высокого кэндока, который отлично использует свой maai, мне не удается показать свое лучшее кендо против него … я хочу сказать, что не могу пробить ему men. Уверен, что я не единственный человек с подобной проблемой.
Сасабуро учит, что если вы «забыли технику», то есть, не думаете о том насколько высокий ваш противник, насколько вы сами спортивны и так далее, а сосредоточились на том, как правильно заниматься кендо через «дух/сердце» (используя sutemi), то физическая форма вещей потеряет своё значения. Кендо станет духовной битвой и через тяжёлые тренировки инструментом духовного совершенствования. Думая об этом, я вдруг понял, что мой «комплекс высокого соперника» на самом деле является духовной слабостью. Я должен больше тренироваться!

12. Удивить соперника
Это очень простая концепция — просто сделать что-то неожиданное, удивить противника и получить возможность нанести удар.
Например, атакуйте под неожиданным углом, внезапно прокричите что-то, сделайте fumikomi или kiai без атаки, ложный выпад, ударьте по его синаю и т.д.

13. Влияние
Бессознательно люди могут влиять на действия и эмоции других людей. Мы делаем это часто с помощью мимики, жестов или тона голоса. Мы сами часто подражаем другим людям неосознанно. Каждый из нас «ловил» чью-то зевоту.
Но как насчет кендо? Замечали ли вы как движетесь под влиянием (осознанно или неосознанно) ваших противников? Как насчет вашего настроения? Вы когда-нибудь пытались влиять на вашего соперника так, чтобы он неосознанно действовал или реагировал на ваш посыл?
Я могу придумать много примеров, которые попадут в эту категорию. Вот некоторые из тех, которые я практикую, чтобы повлиять на своего противника (можете придумать еще):
— сменить kiai, чтобы разозлить или успокоить соперника;
— не использовать kiai;
— воздействовать на kote соперника, чтобы его руки двигались непроизвольно;
— приподниматься на кончики пальцев или опускаться вниз, сгибая левое колено (соперник будет этому подражать).
Могу рассказать больше, но не хочу раскрывать все свои секреты!

14. Будьте осторожны, не теряйте концентрацию
Противодействие пункту 13. Независимо от того, что делает соперник, например, если он принимает странное kamae, показывает незащищенное для атаки место, делает ложный выпад или внезапно что-то кричит, никогда не позволяйте своей концентрации ослабевать и не позволяйте себе поддаться его стратегии. Если вы непроизвольно откроете себя для атаки, то проиграете.

15. Знайте своего врага
Последний из 15 пунктов простой: понимайте своего врага. Каковы его привычки (хорошие и плохие), какие у него любимые техники, личные качества и т.д. Чем больше информации вы имеете, тем больше вы можете использовать в своих интересах. Если вы не владеете достоверной информацией, вы можете недооценивать или переоценивать его возможности. И то и другое является верным путем к катастрофе.
Если вы знаете своих врагов и себя, что можете выиграть сто сражений.
Если вы знаете только себя, но не противника, вы можете как выиграть так и проиграть.
Если же вы не знаете ни себя, ни своего врага, то всегда будете подвергать себя опасности. Здесь я полностью согласен с известной фразой Сунь-цзы.

 

В разных пунктах этой статьи много общего. Некоторые вещи, наоборот, могут быть противоречивыми. Это нормально. Я использовал мысли Сасабуро в качестве отправной точки. Это моя интерпретация его идей на основе своего опыта. Надеюсь, что вы нашли для себя здесь по крайней мере одну или даже две полезных мысли.

Оригинал на английском

—————————————

Оригинал перевода (часть 1)
Оригинал перевода (часть 2)

Перевод  В. Синяков
Благодарим за перевод статей наших друзей из Федерации Кендо Новосибирской Области.