Правильное кендо в зеркале экзамена. Часть 3.

Сигематсу Кимиаки, 8-й дан Киоши

Перевод на английский: Реми Ямагучи
Перевод на русский: Антон Федотов
Kendo World 7.3

Часть 1
Часть 2

Понимание философии кендо

В этой заключительной статье Шигематсу сенсэй продолжает разговор о развитии нашего понимания философии кендо и каким образом она связана с успешным прохождением экзаменов и с повседневной жизнью.

1. Удары, которые ниже вашего уровня

Независимо от того экзамен это или нет, все понимают, что такое идеальный удар. Легко сказать, что вы должны заставить противника открыть уязвимость, и тогда немедленно атаковать чтобы получить иппон. Однако, это проще сказать чем сделать, поскольку противник стремится к тому же. Важно то, как вы относитесь к кейко. Вы можете посетовать: «Они не засчитали иппон, хотя я нанёс отличный удар». Так же вы можете сказать о судьях после проигранного поединка или проваленного экзамена, но всё это означает что вы настаиваете на том, что ваш удар валидный.

Все стараются наносить удары, которые буду признаны иппонами. Однако, это субъективное, а не объективное восприятие. Иппон это то, что убеждает оппонента, судей в поединке и экзаменаторов на экзамене. Более того, убеждены должны быть даже зрители. Выполнять в кейко удары только на 99% никогда не будет достаточно. Нудно стремится к 100% во время обычных тренировок, иначе вам останется лишь жаловаться что ваши удары не засчитывают.

2. Поиск и изучение

Можно подходить к кейко с разным настроем, это зависит от человека, его положения и окружения. Старайтесь всегда иметь ясные цели и поддерживать свою увлечённость. Я понимаю, что все жертвуют ради кейко временем, работой и семьёй. Принося эту жертву нужно идти дальше и вкладываться больше. Каждый раз делая кейко в одном и том же месте с теми же людьми вы слишком привыкаете и можете потерять чувство напряжения, которое никогда нельзя терять. Это будет кейко ради кейко.

Вы никогда не знаете, какой стиль кендо будет у вашего оппонента на экзамене или на соревнованиях. Поэтому надо сохранять активную позицию и «искать» новых противников. Если у вас есть возможность, потренируйтесь в новом месте в дополнение к ваши обычным тренировкам. Это поможет научиться эффективно сражаться с противниками предпочитающими разные стили, ваше кендо станет более разнообразным. Кроме того, вы сможете поработать над новыми проблемами.

Ещё один важный момент это нацеленность на развитие. Вы всегда должны стремиться «учиться». Для этого есть много возможностей, например семинары и тренировочные сборы, где вы можете научиться многим полезным вещам. Проверяйте изученное на практике и смотрите подходит ли это вам. Если подходит, думайте как сделать это «своей вадза». Такие эксперименты пойдут на пользу вашему кендо.

К сожалению, есть коданся (прим.пер.: старшие даны), которым не хватает стремления учиться. Этих людей окружающие называют «сенсэй» и они активно тренируют других. Их ученики делают кейко и учатся под их руководством, но работают ли эти люди над развитием своего кендо? Если нет, то это означает их небрежность.

Практика кендо это жёсткий и трудный путь, которому не видно конца. Несмотря на то, что света в конце тоннеля может быть не видно, нужно сохранять стремление вперёд, развиваться и продолжать поиски света — в этом суть кендо. Достигнув уровня, когда вас начинают называть «сенсэй», вы можете впасть в самодовольство. Опасайтесь этого.

3. Самостоятельное кейко

С помощью синая, вы и ваш оппонент указываете друг другу на ошибки, и помогаете друг другу развиваться. Хитори-гейко (одиночное кейко) это когда вы пытаетесь исправить свои собственные недостатки опираясь на себя самого. Есть два вида хитори-гейко: когда вы тренируетесь чтобы улучшить свои навыки, и когда вы стараетесь увеличить свою ментальную силу.

Одно из типичных упражнений для улучшения навыков это субури, оно очень эффективно для развития чёткости теноучи и силы ударов. Субури незаменимо не только для новичков, но и для всех практикующих кендо. Кроме того, многие практикуют те или иные корю (старые школы) в дополнение к кендо, чтобы включить в свои тренировки их технические и ментальные элементы.

Развитию ментальной силы может помочь медитация дзэн. Фехтовальщики древности развивали ментальную силу с помощью дзэн и стремились взрастить в себе «непоколебимый дух». Обретение достоинства и благодати особенно важно для того чтобы ум обрёл покой. Испуг или неожиданность это «движения ума». Это напрямую связанно с вашим дыханием, и если в атаке или наступлении вы выдыхаетесь, значит ваш ум неспокоен.

Важно освоить дыхательные техники, и самый популярный в наше время метод это дыхание тандэн (низом живота), и он требует определённых усилий. Вы делаете короткий вдох и длинный выдох, используя мышцы живота. Таким образом вы сможете развить свой тандэн и свою ки (жизненную энергию). Развивая ки в тандэн вы перестанете выдыхаться и будете уверенно чувствовать себя в бою. Таким образом, вы будете наполнены энергией и сможете атаковать противника без колебаний. По этой причине некоторые описывают противостояние в кендо как попытку сбить дыхание друг друга.

Когда вы вдыхаете, вы в состоянии кё (неготовности), вы неустойчивы. Особенно опасен момент сразу после киай. Необходимо вдохнуть так быстро, чтобы противник не смог заметить. С другой стороны, когда вы выдыхаете это состояние дзюцу (готовности), вы стабильны и наполнены энергией. Давите (семе) на противника на выдохе. Ки, которую вы генерируете в тандэн направится в левый кулак, затем в синай, и в итоге проявится в кончике вашего меча. Наносите удар с чётким выдохом. Такое дыхание для кендо предельно важно. Говорят, что «дыхание и ки едины». Развитие вашего сознания и усиление ки означают также и тренировку дыхания.

Также я рекомендую корректирующую физическую тренировку. Будучи молодым, вы рассчитываете в кейко на физическую силу. По мере взросления, вы увидите как тело слабеет. Многие люди начинают замечать, что больше не могут наносить удары с определённой дистанции (маай). Верно говорится, что «в здоровом теле здоровый дух» и ки нельзя развить без физической тренировки. Тренируйте бёдра и ноги — ваша ки станет более наполненной, и будучи более спокойным ментально, вы сделаете своё кейко более сильным. Идеальный вариант это укрепление нижней половины тела для того чтобы иметь силы для кейко и продолжать работать над базой. Для этих целей прекрасно подходит хитори-гейко.

4. Развивайте ваше сознание в повседневной жизни

Ваш путь кендо не ограничен додзё. Конечно, додзё это основное место тренировок, но над развитием сознания можно работать и в повседневной жизни. Например, когда вы идёте на кейко в летнюю жару зная, что тренировка будет очень тяжела или стоите босиком на холодном полу зимой. Так вы учитесь встречать трудности лицом, а не бежать от них. Вы можете работать над собой и по утрам. Большинство людей просыпаются по будильнику. Вы должны вставать сразу, не пользуясь функцией «snooze», когда будильник выключается ещё на пять минут. Это как сутеми (прим.пер.: самоотверженность, решимость). С таким настроем, решительно действуя в обычной жизни, вы сможете применить это и в кейко.

«Зенго сайдан» это учение гласящее: «Вчерашний день не важен, как и завтрашний. Важно то, что сейчас, живите этим мгновением». Ценить каждую секунду, каждое мгновение, это тоже помогает развитию ки. Всё что вы делаете зависит от уровня мотивации. Развивая дух нельзя давать себе послаблений, иначе вы не сможете обрести твёрдый характер. В итоге, важны три «син» (сознания): хоссин это мотивация, кессин это решимость, содзокусин это непрерывность.

Огава Чутаро сенсэй (9-й дан Ханси) говорил: «К любой задаче относитесь серьёзно. Так, ваши навыки кендо никогда не ослабнут.» Даже если вы не можете прийти в додзё, найдите возможность тренироваться в обычной жизни. Так можно развивать своё сознание, а значит и своё кендо.

5. Качества инструктора

Кендо это очищенная форма кендзюцу, созданная кровью и потом наших предков. Это проявление традиционной культуры Японии с долгой историей, передаваемое из поколения в поколение. Инструктора ответственны за наследование этого учения и правильную передачу знания следующим поколениям. Они должны учить «правильному кендо», но что это значит? Это значит стремление к техническому мастерству и развитие сознания.

Техника основана на методах использования настоящего меча. Это определяет требования к хасудзи (плоскости реза) и синоги (стороне меча) во время кейко. Что же касается сознания, речь идёт о развитии чувства справедливости, скромности и манерах. «Чувство справедливости» означает действовать соблюдая моральные принципы, «скромность» означает чистоту и честь, а «манеры» понимание того как правильно вести себя с другими людьми.

В наше время люди часто забывают об этих целях кендо. Они слишком концентрируются на навыках и думают лишь о победе и поражении. Отчего это так? Возможно от того, что инструктора полагают, что их квалификация определяется успешностью учеников на соревнованиях. Есть такие фразы: «соссен сихан» (показывать пример последователям) и «сихан догё» (ученики и учителя идут одним путём). Я думаю, что хороший инструктор должен взять в свои руки инициативу в кейко и понимать, что такое правильное, достойное кендо. Он должен развивать своё сознание и обрести способность учить правильному кендо не фокусируясь лишь на технической стороне.

6. Ценят ли ученики ваши наставления?

Сдать экзамен трудно. Однако ещё труднее делать кендо того же уровня после экзамена. Когда вы наставляете своих учеников, вы должны быть уверены что они не думают про себя: «Говорит он конечно красиво, но вот там делает…»

Есть поговорка: «Клятвы данные в тяжёлые времена забываются в лёгкие». Иногда я вижу людей, которые, после многих неудачных попыток, всё же сдают экзамен, и тут же становятся надменными и только указывают на ошибки других. Я могу лишь сказать, что если они всё так хорошо знают, то должны были сдать экзамен гораздо раньше.

По мере роста вашего уровня, вам всё чаще приходится учить других. Сделайте ваше кендо таким, чтобы другим хотелось брать с вас пример, и тогда люди сами будут искать ваших наставлений, чтобы суметь работать так же. Учить других означает предавать ваше понимание теории и философии кендо. Нужно быть достойным этой привилегии.

Я впервые сдавал экзамен на 8-й дан в Токио в ноябре 2006 года в возрасте 47 лет. Я был полон решимости, но результат оказался не удовлетворительным. С тех пор я ездил на экзамены в Токио и Киото, и, наконец, мне удалось сдать с шестой попытки в возрасте 50 лет.

Сдав экзамен на 8-й дан, я принял решение посвятить себя следующим трём вещам: первое, сохранить силу своего кендо до 60 лет, в течении 10 лет после экзамена. Это означает не просто способность нанести удар противнику. Атаковать противника своей ки, заставить его проявить уязвимость, и воспользоваться ей для удара — это тот тип кендо, который я хотел продолжать культивировать. Я не пытаюсь бить до того как выведу противника из равновесия с помощью семе. Для этого я должен продолжать развивать свою ки. Лучший способ развить ки — непрерывно атаковать в какари-кейко. Когда вы 8-й дан возможностей для этого мало, поскольку вы должны быть мотодачи для других, так что я взял за правило три раза в месяц просить сенсеев высокого уровня потренировать меня.

Второе. Я решил работать на физической формой, чтобы иметь возможность продолжать выдерживать тяжёлые тренировки. Я старею, езжу на машине и на общественном транспорте, так что мои ноги становятся слабее и общая физическая форма падает. Чем хуже моя форма тем тяжелее заниматься кендо, и тем больше риск травм. Став 8-м даном, вы часто должны выполнять роль мотодачи в течении длительного времени. Делать хорошее кейко без достаточной физической силы невозможно. Поскольку тело это основа для практики кендо, необходимо поддерживать общую силу, тренировать ноги, спину и живот чтобы избежать травм.

Третье. Я решил больше размышлять о своём кендо. Я провалил экзамен на 8-й дан пять раз. Факт провала говорит о том, что моё кендо не соответствует требованиям статьи 14 «Правил присвоения сертификатов Кю, Дан и степеней Согё». К счастью я получал советы и инструкции от многих сенсеев, что помогло мне сдать с шестой попытки. Сейчас я размышляю о своих прошлых провалах и пытаюсь понять их причины. Слабости есть у всех. Шугё означает найти свои слабости и удалить их из своей жизни. Важно всё время следить за собой, находить и исправлять свои недостатки.

7. Кендо это развитие воли

В конечном итоге, кендо зависит от силы воли. Со временем у вас могут расти навыки, но тело будет слабеть. Следовательно, если вы слишком зависите от техники требующий силы, вы, рано или поздно, окажитесь в тупике. Чтобы практиковать кендо долго, к тренировкам нужно подходить серьёзно, помня об основах кендо. Кендо ассоциируется со словами «тяжело» и «трудно». Когда вы думаете о шочу-гейко в середине лета и кан-гейко зимой, когда ноги коченеют от холода, это кажется таким бессмысленным… Но дело в том, что кейко это не только развитие навыков, это также дисциплина ума. Поддерживать настрой и стойкость это ключевой смысл шугё.

Мне выпала честь написать каллиграфию «кенсокушин» на чехле для синаев выпущенном в память 25-летия кендо клуба Шудокай. Она означает «Закаляйте сознание тренировками и используйте его в кендо». Я верю, что важнее всего в кендо то, что меч оттачивает сознание, а сознание оттачивает меч.

Даже если в молодости вы не очень сильны в сиай, работая над базой и развивая свои навыки, вы со временем добьётесь большего, чем пренебрегающие этим. Я полагаю, что в кендо «великий талант просыпается поздно». Короткого пути нет — работайте над базой и делайте кейко как можно чаще. Важно чтобы кендо не было просто ударами. Практикуя с решимостью и волей вы станете примером для всех.

8. Одного лишь кейко не достаточно

Делайте кейко как можно чаще и ваше кендо станет сильнее. Но также и содержание кейко должно быть хорошо продуманно и реализовано. Независимо от вашего возраста или уровня не пренебрегайте базой, особенно кирикаэси и учикоми. Это фундаментальные упражнения, которые нельзя пропускать.

Может показаться, что работать над базой достаточно для улучшения вашего кендо. Я так не думаю. Конечно есть люди, которые становятся сильнее просто делая кейко, но я думаю таких меньшинство. Обычным людям, таким как я, не стоит ждать много только от кейко. Конечно вы можете ощущать постоянный рост, но рано или поздно вы всё равно столкнётесь со стеной. Важно то, как вы выйдите из тупика. Для преодоления препятствий нужно обладать достаточной силой. Будьте инициативны и используйте всё, что может помочь вашему кендо.

Лично я занимаюсь бегом чтобы тренировать низ тела, и это помогает мне чувствовать себя лучше в ментальном плане. Кроме того, я практикую дыхание тандэн. Достаточно десяти минут в день, это расширяет моё сознание, делает меня уравновешенней и помогает моему кейко.

Даже те, кто обладает настоящим талантом, работают и в других областях. Может показаться что они только делают кейко, но как правило у них есть дополнительные тренировки. Нужно понимать, что одного кейко не достаточно чтобы раскрыть ваше кендо, нужно что-то ещё, то что позволит вам дополучить то, что не даёт кейко.

9. Заключение

Я написал эти три статьи чтобы помочь моим братьям по оружию, практикующим кендо. Я писал о моей философии кендо, которой я следовал в своих тренировках, но она конечно не обладает особенной глубиной, как и мой талант. У разных людей разные взгляды, кто-то со мной согласится, кто-то нет. У меня нет намерения навязывать кому-то мои методы кейко, но я надеюсь что написанное кому-то поможет. И последнее, но самое важное: я желаю всем моим братьям кендока удачи на их пути.

Отношение к кейко

Если ваш ум ищет высшего уровня кендо, ваше кейко изменится.
Если ваше кейко изменится, ваша жизнь изменится.
Если ваша жизнь изменится, смысл вашего кендо изменится.
Когда смысл вашего кендо изменится, вы найдёте свой путь.
Не смотрите вверх, не смотрите вниз.
Будьте открыты и учитесь у верха и у низа.
Просто посвятите всего себя пути.