Рукопашная техника в Кендо

Фрагмент из книги Junichi Haga’s Secrets of Kendo
Первод на русский: Антон Федотов

От переводчика на русский

Мы очень мало знаем о рукопашных техниках довоенного кендо и методиках их изучения. Насколько мне известно, доступным на европейском языке источником до сих пор было только краткое описание в одном довоенном руководстве. Здесь представлен опыт использования рукопашной техники нашими современиками в Хага-додзё.


Асибарай: метод исправления уязвимостей в стойке

Асибарай (подсечка) — запрещённый приём в современных правилах соревнований, поэтому сейчас мало кто её практикует. Однако, в Хага Додзё мы стремимся к кендо, в котором стойка не нарушается ни при каких обстоятельствах, поэтому, если необходимо, мы применяем асибарай как метод обучения на обычных тренировках.

Есть два основных способа асибарай. Первый — подцепить лодыжку противника левой ногой и свалить его толчком синая слева в шею. Второй — обойти противника справа когда он движется вперёд при ударе мэн, наступить на его правую ногу левой ногой, удержав её на месте, и свалить его.

Опасно сваливать противника назад. Велика вероятность, что противник ударится затылком, что может привести к серьёзной травме. Мы настоятельно не рекомендуем применять это приём.

На самом деле, мы считаем, что мотодачи должен следить за этим, работая с новичками мы придерживаем их выполняя подсечку. Падая, новички постепенно учатся самостраховке, и со временем необходимость в поддержке отпадает.

Хага-сенсей уделял много внимания хорошей стойке, и если кто-то из учеников использовал плохую стойку, он выполнял очень точный асибарай. Однако, он также предупреждал: “Нельзя использовать асибарай на людях старше сорока.”

Кумиучи: оказаться сверху противника и лишить его дыхания

Кумиучи применяется в ситуации, когда поединок на синаях заходит в тупик, когда синай потерян или после падения в результате подсечки. Вы можете выполнять обратный замок руки (reverse arm-lock), сесть на противника сверху и стащить его мэн одной или двумя руками, или, в той же позиции, вставить ваши стопы под мэн противника и свернуть его вверх влево или вправо.

В кендо используется тяжёлое снаряжение, поэтому когда вы падете трудно двигаться быстро и немедленно подняться на ноги. Более того, если противник сверху — двигаться вообще невозможно. Таким образом, в кумиучи, исход поединка зависит от того, кто окажется сверху, вы или противник. Если противник оказался сверху и применил одну из описанных техник, практически невозможно подняться и восстановить дыхание.

Хага-сенсей мог концентрировать всю свою ки в одной течке и выполняя кумиучи использовать весь свой вес для давления на противника, так, что тот не мог даже пошевелиться. Это было так, словно на вас лежит огромный камень. Кумиучи заставляет потерять дыхание очень быстро. Можно сказать, что один из смыслов кумиучи в том, чтобы научиться быстро восстанавливать дыханием в сложных обстоятельствах.


На фото: кумиучи Хага-сенсея

Кендо — это прежде всего навых фехтования, поэтому обычно не рекомендуется практиковать кумиучи слишком часто, однако для самозащиты это стоит освоить.