Современное кендо: в поисках духа

Начинаю перевод с английского лекции сенсея Морисимо Татео. Мои комментарии также даны курсивом с примечанием «прим. пер.».

Современное кендо: в поисках духа

Перед вами перевод лекции, прочитанной сенсеем Морисима Татео (Morishima Tateo) в декабре 2007 года. Сенсей, обладающий высоким уровнем кендо, ведёт в ней речь о современном состоянии кендо и о том, как его можно изменить. Краткая биография Морисима-сенсея приводится в конце первой части.

Перевод выполняется по частям, некоторые термины могут измениться в процессе того как я уточняю и редактирую перевод. Публикуются части лекции в следующем порядке:

Часть 1: введение, послевоенные изменения в кендо: превалирование сиая и победы любой ценой, популярность неожиданных приёмов, переход от атакующего кендо к защитному

Часть 2: путь к возрождению кендо, подготовка инструкторов, санма-но-гурай, возвращение к истокам, создание “Концепции Кендо”, “Образ мыслей в кендо”

Часть 3: от “технического кендо” и “силового кендо” к “духовному кендо”, этапы поиска, “духовное кендо” в учении сенсеев Ширая, Мочида и Саимура, о Принципах кендо, стойка и дыхание, ки.

Часть 4: маай и ма, базовый механизм удара.

Часть 5: победа одновременным ударом, размышления о важных аспектах кендо.

* я перевёл 心の剣道 как “духовное кендо”, однако этот перевод, возможно, не идеален.

Современное кендо: в поисках духа. Первый победный иппон, победа одновременным ударом

Часть 1

http://kenshi247.net…n-kendo-part-1/

Введение

Благодарю вас, за то что вы в таком количестве пришли на сегодняшнюю лекцию. Лекции по кендо обычно довольно формальны… а сегодняшний разговор возможно будет ещё более формальным чем обычно, поэтому, пожалуйста, располагайтесь комфортное. (в оригинале здесь игра слов 「堅」苦しいи 「方肩」の力を抜いて)

Сегодня в кендо возникла довольно странная ситуация. По своей сути, японское кендо имеет позитивный атакующий характер, но сегодня, мейнстримом становится более “защитное” кендо. Несмотря на то, что лекция называется “Современное кендо: в поисках духа” я буду говорить в основном о том, как исправить эту проблему, то есть, как превратить популярное сегодня “защитное” кендо в “атакующее”.
Послевоенные изменения в кендо

Превалирование сиая и победы любой ценой

В 1952 году зарождающаяся ZNKR сделала заявление: “Отныне японское кендо считается воспитательным видом спорта” (教育スポーツ). Я не уверен, но возможно именно оно послужило причиной того, что приоритет в кендо сместился на сиай, и победа стала самым важным.

Не помню точной даты, но однажды профессор Нишияма (в то время преподававший в Токийском университете) опубликовал статью с критикой “спортивного кендо”. В конце статьи он написал: “Неужели кендо превратится в нечто вроде искусства?” (遊芸. Как икебана, чайная церемония и т.д.… т.е., видимо, нечто включающее только форму без духа?). В то время я был молод и помню как подумал: “Неужели кендо станет чем-то столь примитивным?” Я ясно помню это чувство, даже спустя 60 лет.

Популярность неожиданных приёмов

Высшая цель кендо состоит в поиске, глубоком понимании и совершенствовании духа (心法). Беспокойство о победе и поражении превратит кендо в метод тренировки техники владения синаем, и в конечном итоге просто в “спортивное искусство”.

Примерно 15 или 16 лет назад я впервые увидел людей, которые реагировали на атаку используя санпомамори (三方守り) — то есть поднимали руки вверх так, чтобы одновременно защитить мэн, коте, и до. Школа, студенты которой начали использовать эту технику, победила в Студенческом Чемпионате Японии. Такой метод защиты быстро завоевал популярность и распространился по всей стране. Теперь это часть кендо.

(от редактора: полагаю это яркий пример методов возникающих только ради победы)

Переход от атакующего кендо к защитному

Сейчас я хочу обратиться к словам старших товарищей, писавших о японском кендо.

В начале, я хочу процитировать Шимокава Ушио-сенсея (Shimokawa Ushio). Он известен как автор работы “Развитие кендо”, которая многие годы используется как своего рода справочник в среде кендоистов.

“Западные (т.е. европейские) стили фехтования, будь то в формальной технике или в поединках, в основном тяготеют к защитной тактике, где атаки (рипосты) начинаются с защиты. Даже атакуя, человек стремится умело увернуться или защититься от атаки противника, чтобы получить возможность атаковать снова. В нашем (японском) фехтовании главное — использовать сен-сен-но-сен, полную противоположность основной западной тактике, которую можно назвать го-но-сен. Иными словами, западные стили тяготеют к защите, этот стиль можно назвать негативным, в то время как японское фехтование в основном носит атакующий, позитивный характер. Мы стремимся атаковать первыми, даже пренебрегая собой (сутеми).
Даже если мы оказываемся на пути клинка противника — мы жертвуем собой чтобы поразить противника одним ударом. Такой самоотверженный атакующий стиль можно назвать главной характеристикой японского фехтования.”
Следующая цитата из материалов, опубликованных после смерти автора, всем известного Такано Сасабуро-сенсея.

“В японском фехтовании нет “защит” или “блоков”. Когда противник атакует, мы уходим, рубим сквозь его клинок (кириотоши) или отклоняем удар (укенагаши). Это нельзя назвать защитой, поскольку эти действия направлены на то, чтобы разрубить или заколоть противника. Эти техники ставят вас в атакующую позицию. Например, когда вы выполняете кириотоши ваша цель — поразить тело противника, а в момент выполнения укенагаши вы поворачиваете меч и также атакуете его. Выполняя эти техники, вы не должны допустить ни малейшей возможности для атаки противника. Бесполезно останавливать или блокировать атаку. Отражая или принимая клинок, вы должны немедленно атаковать. Просто остановить атаку противника — не поможет вам (победить его). Поэтому, добродетелью в кендо считается использовать сен-сен-но-сен, то есть, захватить инициативу и атаковать с решимостью и ошеломляющей мощью, не давая ни малейшего шанса атаковать противнику. Это приведёт вас к великолепной победе.

Если хорошо поразмыслить об этом, мы увидим, что такая тактика вовсе не предполагает слепо бросаться в атаку, скорее, она предполагает длительную подготовку, поиск подходящего момента для атаки, изучение, когда что-то работает, а когда нет, изучение закономерностей… только действуя так вы добьётесь (истинной) победы.”
(Обратите внимание на некоторые моменты: “уход” здесь означает “нуки-вадза”, а “кириотоши” имеет для Такано более широкий смысл, чем для современного кендоки, “укенагаши” также имеет отношение к “каэши-вадза”).

Если с целью преобразования японского кендо мы будем продвигать “атакующее кендо” ситуация вскоре исправится. Я хотел бы поговорить о том, как нам всем вместе реализовать это.

Продолжение следует…

Краткая биография Морисима Татео-сенсея

  • 1922: Родился в префектуре Кумамото
  • 1939: Поступил в университет Кокушикан. Его сенсеями в кендо были Саимура Горо и Огава Чутаро. Получил диплом в 1943 г.
  • 1945: Служба в армии, в Кагосиме, в группе противостоящей наступлению армии США. Покинул службу по окончанию войны.
  • 1948: Поступил на службу в полицию. Учителя в кендо: Саимура Горо, Огава Чутаро и Мочида Сейджи.
  • 1952: Изучение Оно-ха Итто-рю под руководством Сасамори Джинзо.
  • 1975: Назначен шиханом в Кеишичо (ушёл с поста в 1979).
  • 1982: Назначен учителем в Академии Полиции (ушёл с поста в 1983).


Занимал следующие должности в Всеяпонской Федерации Кендо (ZNKR):

  • постоянный член
  • советник (deliberation member)
  • вице-президент


В данный момент (на момент чтения лекции):

  • 8-й дан Ханси (был выдвинут на 9-й дан, но отказался по собственному желанию)
  • Член экспертной комиссии ZNKR
  • Почётный Шихан Кеишичо
  • Шихан университета Мэйдзи

Также Морисима-сенсей стал победителем 20-го юбилейного турнира ZNKR среди 8-х данов в 1966 году.

Часть 2

http://kenshi247.net…n-kendo-part-2/

Путь к возрождению кендо

Подготовка инструкторов

Санма-но-гурай

Позвольте мне в начале поговорить о насущной проблеме подготовки инструкторов. Есть такое понятие как “санма-но-гурай” (三磨の位). Как вам известно, пришло оно из тайного учения школы Ягю Синкаге-рю. Оно тесно связано с подготовкой инструкторов, поэтому я буду сегодня использовать это понятие.

(в конце этой части я приведу более подробный разбор концепции санма-но-гурай. прим.пер.)

Первое — 習 (ШУ, в повседневном японском языке глагол “нарау”: “изучать”, “учиться”), говорит нам о том, что мы должны найти хорошего учителя. Известный мастер дзэн Доген сказал: 「正師を得ざれば学ばざるにしかず」 “Если у вас не хорошего учителя — лучше не учитесь вообще.”

Разумеется, то о чём здесь говорится, касается не только кендо, обучение в любой сфере таит в себе те же проблемы. В кендо, поиск хорошего учителя это самая важная предпосылка вашего роста, нужно приложить к этому максимум усилий. Изучение кендо без хорошего учителя это не “путь”. Мы изучаем кендо для того, чтобы “формировать характер человека”. С этой целью мы участвуем в различных тренировках в разных местах, но без хорошего учителя верного “формирования” характера человека не произойдёт.

(РЕН, в повседневном японском языке “неру” или “рен” в “реншу”: “практиковать”, “тренироваться”, “упражняться”, “совершенствовать”) относится к тренировке. Кендо, от начала и до конца это кейко. Учителя прошлого говорили: “Кейко! Кейко! Только кейко! Теория придёт позже” и подгоняли вас сзади синаем (т.е. “заткнись и тренируйся”).

(КО или КУ, “создание” или “конструирование” чего-либо) относится к КУФУ (это слово часто используется в кендо для обозначения процесса самостоятельного поиска чего-либо, эксперимента. Это очень распространённый термин среди японских кендок, но он пока не получил широкого распространения вне Японии). Без куфу вы не сможете продвинуться вперёд. Как сказано в 一撃三省 (ичигекисаншо), если ваша атака не увенчалась успехом, вы должны спросить себя: “Почему так произошло?”; а если атака удалась спросить себя: “Что я сделал для того, чтобы атака стала успешной?”. Это и есть куфу.

Почему сегодня кендо стало именно таким? Причина, по которой люди практикуют кендо только ради победы, и странное кендо (妙な剣道) стало популярным, в том, что эти люди просто копируют своих учителей. Инструктора должны понимать настоящий смысл японского кендо и обучать правильному кендо. Если они будут действовать так — мы быстро сможем решить проблему. Пожалуйста, превратите это грязное, неряшливое и беспорядочное кендо в нечто совершенное.

Каждый из нас, включая меня, несёт ответственность. Поэтому, я беру на себя смелость просить всех инструкторов кендо Японии взять на себя эту ношу. Именно по этому я стою здесь и обращаюсь к вам. Вот что я хочу сказать всем инструкторам, присутствующим здесь, и тем кого здесь нет: “Чтобы воспитать хороших учеников, вы сами должны стать хорошими учителями” и для этого я заговорил о “санма-но-гурай” в начале. Эта важнейшая веха на пути к возрождению кендо.

Возвращение к истокам

Истоком кендо является “синкен сёбу”(поединок на настоящих мечах. прим.пер.). За долгое время, техники поединка с помощью меча, подверглись сильному влиянию образования, морали, религии, искусства и т.д. так, что современное кендо стало духовным “путём”.

Когда вы теряетесь на пути, вам говорят: “вернитесь к началу”. Сегдня кендо блуждает в лабиринте. Я считаю, что крайне важно для японского кендо вернуться к истокам и пересмотреть ситуацию.

Создание Концепции кендо

В 1952 году зарождающаяся ZNKR сделала заявление: “Отныне японское кендо считается воспитательным видом спорта”. Возможно поэтому современное кендо ориентированно в основном на победу и находится в потерянном состоянии. Для того чтобы этого не случилось(т.е. они предвидели такую возможность, я полагаю) 11 авторитетных сенсеев собрались вместе в 1971 году и создали великолепную “Концепцию Кендо”:

「剣道は剣の理法の修練による人間形成の道である」
“Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов меча.”

Концепция будо может быть сформулирована так:

「武術の練磨よって人間形成をする」
“Совершенствование характера посредством совершенствования боевой техники (будзюцу).”

Кендо — это будо. В случае с кендо “будзюцу” означает “принципы меча”. Воспитание человеческого характера означает “совершенствование”, отсюда родилась “Концепция кендо”.

“Совершенствование” это метод используемый чтобы достичь цели: “развитие характера”. “Концепция кендо” определяет метод и цель совершенно ясно. “Кейко” и “сиай” это часть метода, и если вы ошибаетесь в своём восприятии этих вещей — вы не сможете достичь цели “развитие характера”. Как было сказано в части посвящённой санма-но-гурай, мы должны донести до следующего поколения важность хорошего учителя. Это первый шаг к нашей цели.

Считаете ли вы что в кендо важна только победа в сиай и/или аттестации? Если это так — то ваш метод ошибочен. Я хотел бы, чтобы вы, в таком случае, глубоко осознали “Концепцию кендо” и стали хорошими учителями.

Я ни в коем случае не утверждаю, что спорт хуже будо. В спорте есть по настоящему прекрасные вещи. Однако, в спорте нет ни чётко сформулированной цели ни методов её достижения. Для большинства людей спорт это “хобби, соревнования, тренировка тела, и т.д.,” то есть в основном тренировки и соревнования. Вполне возможно, что спорт приведёт к “развитию характера”, но факт в том, что это не является явно определённой целью, это отличает кендо от спорта.

Слова: ”Соединение воедино тела и духа, развитие сильного и решительного духа,
и посредством правильных и упорных тренировок, стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо, уважать человеческое достоинство и честь, искренне общаться с другими людьми, и всю жизнь стремиться к самосовершенствованию” в “Целях практики кендо” говорят именно о развитии характера. И далее: “Любить свою страну и общество, способствовать развитию культуры, и содействовать миру и процветанию среди всех народов” относится к эффекту оказываемую кендо на общество в целом. Именно это делает кендо тем, чем оно должно быть.

Образ мыслей в кендо

Выдающаяся “Концепция кендо” была создана с великой целью, но в итоге превращается просто в слова. Чтобы избежать этого, недавно была создана инструкция “Образ мыслей в кендо”. “Концепция” это взгляд со стороны ученика, в то время как “Образ мыслей” — со стороны учителя. Это выдающийся документ. Он состоит из трёх частей, и важнейшая из них “Значение синая”. В “Концепции” написано о “применении принципов меча (в английском переводе использовано слово “катана”. при. пер.)”, что естественно, приводит нас к идее, что “синай это меч”. Это часть традиции японского кендо. Это значит, что кендо, родившееся из “синкен сёбу”, даже в спортивном поединке, должно сохранять “дух синкен сёбу” живым. Если исчезнет этот дух — исчезнет сама суть кендо. Таково моё мнение.

До сих пор “Концепция кендо” была неполной. Я хотел бы чтобы все инструктора понимали её и преподавали кендо как традиционное культурное наследие, для чего была создана инструкция “Образ мыслей”. Не дайте ей стать просто словами, как это произошло с “Концепцией”. От того, как вы поймёте это будет зависеть возможность обновления кендо.

Официальные версии “Концепции кендо” и “Образ мыслей в кендо” на английском и японском приведены ниже. Их также можно найти на сайте ZNKR.

(Приведу только русский перевод, английскую и японскую версии смотрите на сайте:
http://kenshi247.net…n-kendo-part-2/
Перевод “Концепции кендо” взят с сайта клуба “Сёгун”, перевод “Образа мыслей” мой и официальным не является, однако я старался переводить максимально близко к английскому тексту. прим.пер.)

Концепция Кендо

Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.

Зачем заниматься Кендо:

Соединение воедино тела и духа,
Развитие сильного и решительного духа,
И посредством правильных и упорных тренировок,
Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,
Уважать человеческое достоинство и честь,
Искренне общаться с другими людьми,
И всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.

Таким образом, такой человек сможет:

Любить свою страну и общество,
Способствовать развитию культуры,
И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

(Концепция кендо, ZNKR, 1975.)

Образ мыслей в кендо

Заначение синая

С целью правильной передачи и развития кендо, необходимо обучать правильному отношению к синаю, согласно принципам меча. Кендо это путь, на котором человек развивает своё сознание (самого себя) стремясь к син-ки-рёку-ичи (объединению сознания, духа и техники) посредством синая. “Меч-синай” должен быть направлен не только на оппонента, но и на себя. Таким образом, главная цель инструктора в том, чтобы посредством тренировок стимулировать объединение сознания, тела и синая.

Рейхо — этикет

Особое внимание при обучении следует уделять этикету, с целью поддержания уважительного отношения к партнёрам, воспитания чувства собственного достоинства и гуманизма. Также и в соревновательных поединках, сохранение этикета кендо является первостепенным. Особое внимание следует уделять духу и форме рейхо (этикета) так, чтобы занимающийся воспитывал в себе порядочность, и реализовывал идеал кокен-чиай (развитие взаимопонимания и совершенствования человечества посредством кендо).

Кендо — на всю жизнь

При обучение следует стимулировать учеников уделять должное внимание вопросам здоровья и безопасности, поощрять их развивать свой характер на протяжении всей жизни.

Кендо это “жизненный путь”, которому разные поколения могут следовать вместе. Первостепенной целью обучения кендо является поощрение занимающихся в поиске их жизненного пути посредством кендо. Так, занимающийся сможет обрести широкий взгляд на жизнь, сможет применять культуру кендо на практике, используя её ценности в повседневной жизни, благодаря свей возросшей социальной роли.

(Образ мыслей в кендо, ZNKR, 2007)

Объяснение концепции сансма-но-гурай

Автор: Josh Reye (из комментариев к лекции на сайте http://kenshi247.net/)

Понятие санма-но-гурай было введено Ягю Хюгоноске Тошитоши, 3-м соке Синкаге-рю. Здесь “ма” означает “шлифовать”, то есть это “три стадии полировки”. (Морисима-сенсей случайно привёл не тот иероглиф, это 摩, а не 磨, хотя значение его то же самое). В Синкаге-рю мы чаще говорим нараи/ошие (обучение), кейко (практика) и куфу (инновация), чем о шу/рен/ко. Опять же, это одна и та же идея, немного по разному выраженая.

На картинке видно, что он нарисовал на доске круг с тремя равноудалёнными точками. Это представление концепции санма-но-гурай, и это очень важно. Она представляет собой бесонечный цикл. Он отметил точки, но обычно их не отмечают, поскольку нет чёткой грани, где заканчивается нараи и начинается кейко, или точки где начинается куфу. Например, возьмём базовый прямой рез в школе Синкаге-рю. Вы видите, как его показывает инструктор. Он даёт вам какие-то указания, куден, и требования Синкаге-рю к резу: вес на передней ноге, задняя нога прямая, бёдра и плечи прямо, центр вниз, момент реза свободный и естественный и так далее. Это нараи. Затем, вы начинаете практиковать — кейко. В процессе практики вы постоянно думаете о нараи, пытаетесь реализовать его, скопировать вашего инструктора. Но бездумная практика не даёт результата, вам не удаётся повторить инструктора. Ваше тело отличается от его тела. Чтобы реализовать нараи, вы должны отыскать способ как ваше тело может это сделать. Это куфу. И посредством куфу вы, однажды, приходите к вашему личному пониманию нараи. И здесь цикл начинает повторяться, и повторяется до самой смерти. Этот процесс продолжается в всём: прямые резы, диагональные резы, вадза, ката, ваше “кокоро”. Концентрические круги вращаются без конца.

 

Часть 3

http://kenshi247.net…n-kendo-part-3/

От “технического кендо” и “силового кендо” к “духовному кендо”

Этапы поиска

Итак, как же нам превратить “защитное” кендо в “атакующее”? Я уже упоминал о проблеме инструкторов — это один из моментов, на который надо обратить внимание. Ещё один заключается в смене концепции кендо от “технического” и “силового” к основанному на “духе” кендо (心の剣道). Это очень сложно сделать, но если вы подготовлены — вы сможете.

Теперь я поясню три этапа правильной практики кендо.

Первый из них “базовый урвень*” — от новичков до, примерно, 3-го дана. На этом этапе фокусироваться следует исключительно на упражнениях и кихоне.

Если на этом уровне люди практикуют таким образом, они смогут создать надёжный фундамент для дальнейшего развития. Сейчас часто пренебрегают основами и постоянно делают сиай. Обучение для таких людей становится трудным, не важно насколько хорошо они при этом делают сиай, рано или поздно они сталкиваются с тем, что не могут свободно развиваться дальше.

* Кстати, в Японии обычно (хотя не всегда) этот этап охватывает время от начальной школы до университета. Посмотрите соревнования студентов, чтобы понять каким примерно должно быть ваше кендо к концу “базового уровня”.

Посмотрим на знаменитое высказывание Мочида Сейджи:

“До возраста 50 лет вы должны сфокусироваться на изучении основ. Вам может показаться, что вы уже освоили основы, когда вы ещё начинающий, но это совершенно не верно. Многие так ошибаются. У меня ушло 50 лет на изучение основ.”

Знаменитый Мочида Сейджи сказал, что ему понадобилось 50 лет на изучение основ кендо! Мне повезло много раз делать кейко с Мочида-сенсеем в Кейшичо и Нома-додзё. После кейко, когда мы пили чай в учительской, инстуктор более высокого уровня чем я мог спросить: “Моя левая нога была повёрнута правильно?”. Не зазнаваться — это путь который позволит вам расти. Несомненно, самая важная часть вашей практики кендо это то время, которое вы посвящаете основам.

Следующий этап: “средний уровень” — на этом этапе вы быстро развиваетесь, и обычно это происходит примерно на уровне 4,5,6 дана. Кроме отработки основ вы должны работать над применением техник и вашей силы наилучшим образом, укреплять свою уверенность, вкладывая все силы в тренировки.

Это самый тяжёлый и сложный этап в практике кендо. Поскольку этот этап самый трудный, тренироваться надо так, чтобы ваше тело стало сильным и стройным. Везде, и в кейко, и в сиай, вы должны работать с полной самоотдачей, так, чтобы окружающие говорили: “Ого! Ну он и силён!” Людей с правильным отношением к кейко на данном этапе легко отделить от тех, кто делает кейко небрежно.

Последний этап: “Продвинутый уровень” — люди 7 дана и выше, которые ставят своей целью достижение совершенства в физическом плане (техника) и ментальном (дух), а также в человеческих факторах практики кендо. На этом этапе, техничное, сильное и быстрое кендо, которое вы практиковали до сих пор, должно перевернуться и превратиться в “духовное кендо” (心の剣道). Под “духовным кендо” я понимаю способность “продемонстрировать посредством техники победу вашего духа”. Когда мы были молоды, было много сенсеев способных на это, сейчас я редко встречаю кого-то с таким навыком.

“Духовное кендо” в учении сенсеев Ширая, Мочида и Саимура

В период Бакаматсу жил известный фехтовальщик Ширай Тору. Он открыл додзё в возрасте 28 лет и обучал около 300 учеников. Несмотря на это, он сомневался в своём кендо. В то время, было множество прекрасных бойцов в возрасте до 40 лет или около того. Однако, после сорока лет они слабели и превращались в бледные тени самих себя. “Я думал, почему так происходит? Я предполагал, что это произойдёт и со мной…” Тогда он оставил своё додзё и 300 учеников и вернулся на родину в Эдо, чтобы встретиться со своим семпаем Терадой Гороемоном (школа Итто-рю). Терада-сенсей не практиковал спарринг с синаем, он занимался с бокуто. Также Терада был буддистским священником и Ширай научился у него дзадзэн. Он также тренировался согласно суровым методам Терада-сенсея. В то время он случайно наткнулся на текст мастера дзэн Хакуина “Ясенканна” (“Тихие беседы в вечерней лодке”). После прочтения этой книги он, следуя инструкциям Тарады, удвоил старание в практике дзадзен и самосозерцания. “Самосозерцание” подразумевает всматриваться глубоко в своё сердце. Приложив все силы к этой практике он стал фехтовальщиком, которого ни кто не мог превзойти, даже его учитель Тарада.

Мочида Сейджи говорил так:

“Когда вам исполняется 70 лет, ваше тело слабеет. В этот момент я сконцентрировался на том, чтобы держать свой дух спокойным. Если ваш дух спокоен, дух противника отразится в нём. Я работал над тем, чтобы сделать своё дух тихим и неподвижным.”

Я думаю, Мочида-сенсей начал работать над этим не в 70 лет, а гораздо раньше. Он всегда владел превосходной техникой фехтования, но сверх того, он работал над совершенствованием духа. Так он стал непревзойдённым, великим фехтовальщиком.

В вашем неподвижном духе отразится дух противника… Я помню как я стоял напротив Мочида-сенсея и в голове крутилось “может я смогу победить… или я проиграю…” — ещё до начала поединка. Сколько раз я был побеждён Мочида-сенсеем!?!?! Я был, возможно, в два или три раза сильнее физически (из за возраста), но всё равно ”этот старик” побеждал меня! Конечно, я был не прав, думая так. Дух Мочиды-сенсея стал зеркалом — если я думал о том, чтобы атаковать его, мысль отражалась в его сердце и в это мгновение атаковал он. Это было возможным, потому что он вкладывал дух в практику кендо.

И, наконец, хочу рассказать о сенсее Саймура Горо. Вот что он говорил:

“Если ваш дух был выведен из равновесия, даже если при этом вы не пропустили удара, вы должны признать поражение. Нужно отрабатывать техники до тех пор, пока они не станут частью вас, и ваш удар не будет инстинктивно реализоваться в момент появления уязвимости.”

В наши дни такие сенсеи редки. Держу пари, многие сейчас думают: “Возможно, я мог бы стать таким же как сенсей Х.” Многие сенсеи верят, что они идут верным путём, однако, есть гораздо более высокий уровень кендо, на который можно ориентироваться, но они не могут понять его, поскольку никогда не видели тех сенсеев и даже не слышали о них. Поэтому мне грустно за молодое поколение.

Не уклоняйтесь от первого удара (шотачи)

Один из важнейших методов превращения “защитного” кендо в “атакующее” это настрой на победу первым ударом. Это было частью методики обучения в кендо на протяжении долгого времени и все мы учились этому. Японское кендо родилось из “синкен сёбу”. В настоящем поединке на мечах не бывает второго удара, есть только один. В современном кендо мы стараемся реализовать это с синаем. “Шотачи иппон” так труден, что требует вложения всех ваших сил, но преодоление трудностей это часть практики кендо. По мере того как вы будете тренироваться и совершенствоваться в ударе шотачи, пробовать разные методы его реализации (куфу), вы увидите прогресс: то, что вы делали до сих пор было случайными и бессмысленными ударами, без раскрытия, ударами не являющимися иппонами… эти мудаучи (бессмысленные удары) будут постепенно исчезать.

О принципах кендо

Говоря конкретно, “принципы кендо” это метод достижения максимальной эффективности на основе: “стойки, дыхания, силы, взгляда, дистанции, реализации шанса, движения тела, теноучи, ударов в правильные зоны, дзансина и так далее.” Способ достичь максимальной эффективности заключён в СИН-КИ-РЁКУ-ИЧИ (единстве сознания, духа и силы). Син-ки-рёку-ичи это высший принцип кендо. Разобрав это понятие на части мы получим: “контроль сознания/духа” (心法), “обращение с мечом” (刀法) и “физические движения” (身法). Если продолжить разбор, мы обнаружим упомянутые выше элементы: “стойка, дыхание, сила и т.д.” Когда все эти факторы собираются в одно время в одном месте мы, наконец, достигаем син-ки-рёку-ичи.

Сложность достижения син-ки-рёку-ичи в том, что перед вами стоит противник. Попытка превзойти оппонента — несомненно, самая сложная часть кендо. Если вы уделяли много внимания куфу, (когда нибудь) вы сможете достичь син-ки-рёку-ичи. После этого естественным развитием будет “шотачи иппон” (первый удар) и “победа одновременным ударом” (см. заключительную часть).

1. Стойка и дыхание

В кендо важно посредством тяжёлых тренировок воспитывать дух. То есть, син-ги-иттай (心技一体). Несомненно техника (技) важна, то то что даёт технике жизнь — это дух (心). Как мы тренируем дух? Через “дыхание”. В кендо дышат по методу чококи-танден-коку (長呼気丹田呼吸): используя продолжительный выдох при помощи танден, и коротки вдох. Таким образом, мы уменьшаем общее количество вдохов/выдохов. Там где обычному человеку понадобится сделать 15 вдохов/выдохов, используя этот метод, можно добиться 4 или 5. Позвольте объяснить зачем это нужно. Под вашим солнечным сплетением расположен автономный нервный узел. При дыхание животом (т.е. танденом) ваша диафрагма двигается вверх и вниз и стимулирует этот узел, то есть симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Когда парасимпатические нервы возбуждаются (я не уверен в точности перевода медицинских терминов. прим пер.) ваш дух успокаивается. Таким образом, спокойствие — это результат дыхания танденом.

2. Ки

Вселенная, как говорят, создана “ки”. Когда мы дышим — мы вдыхаем и выдыхаем эту энергию. Раньше я упоминал о Терада и Ширае сенсеях. Говорили, что бокуто Терада-сенсея сияет огнём, а меч Ширая образует сияющие “сферы”. Благодаря высокому уровню контроля дыхания, ваша энергия может быть направлена от диафрагмы через руки в синай, и, наконец, “ки” может быть излита из кенсаки.

Ваш “дух должен быть правилен и спокоен, а ки сильна”, насколько это возможно. Есть также высказывание: “давите вашей ки, ошеломите противника, сломайте его дух и камаэ, и воспользуйтесь созданной возможностью”. В обоих этих наставлениях, дух и ки имеют самое важное значение. Лучший метод развития ки — сейдза* (дзадзэн). Следуя этому методу, вы можете тренировать дыхание. Если вы разовьёте своё дыхание, ваш дух станет спокойным, а ваша стойка правильной. Если у вас правильная стойка, ваш дух становится правильным и вы можете выполнять техники правильно. Как вы видите, тут есть мног связанных между собой аспектов, но корень всего — дыхание.

* ”сейдза” здесь означает “сидячая медитация ” (静座), этот термин не следует путать с омонимом “сейдза” (正座) означающим способ сидеть определённым образом, распространённый в боевых искусствах. Произношение такое же, но иероглифы и смысл разный.

Лучший способ постичь “духовное кендо” это практиковать сейдза. Вы не сможете заниматься дзадзэн без помощи специалиста, но вы можете практиковать сейдза**.

**(Я предполагаю, что под “сейдза” здесь подразумевается сидячая медитация, лежащая в основе множества буддистских практик, которыми можно заниматься любому человеку в любой ситуации, а под “дзадзэн” — сидячая медитация в рамках конкретных школ дзэн-буддизма, что действительно требует руководства наставника определённой школы. прим.пер.)

В любом случае, если вы не будете практиковать серьёзно — вы ничего не добьётесь. Практика может дать вам правильную стойку, правильное дыхание, и привести ваш дух в порядок. Практикуя дыхание тандэн вы развиваете силу тандэн. Из развитой практикой сейдза силы тандена проистекает концентрация и способность сдерживать своё эго; в этих безграничных пределах можно отыскать совершенное мастерство. Практика сейдза избави вас от “заблуждений и праздных мыслей” и позволит вам “свободно атаковать из состояния небытия.”

 

Часть 4

http://kenshi247.net…n-kendo-part-4/

3. Маай (間合) и ма (間)

МААЙ — это физическая дистанция между вами и вашим оппонентом, когда вы стоите в камаэ. МА — это всё, что вовлечено в ваше противостояние — дистанция, время, КЁДЗЮЦУ (“истина и ложь” 虚実. Если вы потеряли концентрацию и открыты атаке это, иначе 実), — то есть вся текущая “ситуация”. Эта ситуация благоприятна для вас, если “вы вне досягаемости противника, и при этом он в вашей досягаемости”. С точки зрения логики — такое невозможно. Это задача для духа. Когда ваш дух спокоен, а дух противника колеблется, он будет казаться вам ближе, в противоположной ситуации — дальше, это и есть МА в действии.

Я поясню, как добиться такой “благоприятной ситуации” посредством 6 факторов:

1. Камаэ. Используя естественную стойку тюдан-но-камаэ, вы можете реагировать и адаптироваться к действиям противника.

2. Маай. Иссоку-ито-но-маай это дистанция, на которой вы можете достать противника и нанести ему удар за один шаг. Однако, у людей разные параметры тела, разные возможности, кендо занимаются люди обоих полов, эти и другие факторы влияют на дистанцию. Когда вы стареете — вы естественно не можете атаковать с длинной дистанции, так что ваш Маай становится короче. Тот же самый иссоку-ито-но-маай у молодых людей гораздо длиннее. Таким образом, дистанция меняется в зависимости от обстоятельств. Работа над ударом с нужной дистанции в нужное время называется “МАТЦУМОРИ” (間積り).

3. Принцип объединения атаки и защиты (攻防の理合). Чтобы добиться Матцумори важны принципы Сансаппо* (“три убийства” 三殺法) и Кёдзюцу. При правильном использовании синая и правильных перемещениях вперёд/назад и вправо/влево вы сможете добиться наилучшей дистанции и момента для атаки.

*(Пояснение понятия Сансаппо будет дано в конце этой части. прим. пер.)

4, 5 и 6. Киай, Вадза и Состояние Духа (в английском тексте “Movement of the Spirit”, но дословный перевод “Движение Духа” в контексте звучит странно. прим.пер.). Эти три фактора также важны для достижения искомой “благоприятной ситуации”. Под Состоянием Духа имеется в виду МУСИН. Если вы думаете о каком-то идеале или ведёте внутренний диалог — вы не сможете действовать свободно. Если ваш дух подобен зеркалу — вы сможете реагировать на действия оппонента и выполнять техники легко.

Собрав вместе все эти факторы вы сможете почувствовать себя ближе к противнику, чем он чувствует себя по отношению к вам. В кендо это называется *НОРУ (乗る). Есть множество объяснений “нору”. Все по своему правы, но настоящий смысл “нору” я объяснил выше. Если вы оказались в более выгодной позиции чем ваш противник — это значит вы сумели “ошеломить” его.

* Я бы перевёл это не дословно, а как “ошеломить” (так же “сокрушить, подавить, поразить”. прим.пер.)

Продолжение следует…

Сансаппо

Я взял это пояснение с форума http://www.cityukend…read.php?tid=54

В кендо вы должны убить синай (катану), вадза (технику) и дух вашего противника. Это называют сансанпо 三殺法, что означает “три убийства” (или Мицу-но-кудзики 三つの挫き, то есть “три разгрома”).

Смысл в том, чтобы противник стал “бессильным” или “опустил руки”.

1. Убийство синая (катаны) означает давление на синай противника влево или вправо, или выполнение маки-вадза или харай-вадза и тому подобное, с целью лишить его синай свободы действий, также называется “убить кенсен”.

2. Убийство вадза (техники) означает захватить инициативу (сен) и давить на оппонента не давая ему возможности и шанса атаковать, то есть не позволяя ему выполнить вадза.

3. Убийство ки (духа) означает постоянно давить на противника всем своим телом и держать сознание наполненным, захватывая инициативу своим духом и подавляя окори-гашира (источник движения) вашего противника. Подавлять ки противника или отражать его ки используя эффективный маай (дистанцию). По мере того как противник отступает — сохранять ваше преимущество и продолжать давить на него. Это возможно одновременно с убийством синая и вадза. Вообще, без первого и второго третье не будет успешным. Если вы атакуете без использования этого принципа — вы только даёте противнику хороший шанс атаковать вас.

 

Часть 5

http://kenshi247.net…n-kendo-part-5/

4. Базовый механизм удара

Наконец, я хотел бы поговорить о базовом механизме удара. Независимо от того насколько вы технически подготовленны, физически сильны и быстры, если вы упустите шанс атаковать — вы не достигните успеха. В кендо есть железное правило: не атаковать, когда противник полностью сконцентрирован и не имеет уязвимостей, и наоборот, атаковать, когда он теряет концентрацию и у него появляются слабые места. (虚実 Кьодзюцу). Не используя этот принцип победить нельзя. В пылу сражения, когда вы открыты это кьо (虚), а когда открыт ваш оппонент — дзюцу (実). Ситуация между вами и вашим противником быстро меняется. В процессе этих изменений у вас и у противника возникают небольшие уязвимости (虚). Если вы упустите такую уязвимость — она не возникнет снова. В напряжённом поединке следует, сохраняя полную концентрацию и не допуская уязвимостей (実), атаковать немедленно, как только/если появляется уязвимость у вашего противника (虚). Чиба Шусаку говорил об этом так: 「剣は瞬息、心気力一致」 (ken wa shuniki, shinkiryoku itcchi. “используйте меч немедля, объединив сознание, дух и тело”).

В современном кендо нет ни кьо (虚), ни дзюцу (実), люди атакуют без разбора. Иногда я вижу в сиаях, как люди бросаются вперёд сразу после команды “хаджимэ!” Они не думают: “А открыт ли мой противник?” Тот же кого атакуют, просто использует санпомамори (см. часть 1). На самом деле, если кто-то атакует вас когда у вас нет открытых уязвимых мест, он сам открывает себя, в этой ситуации вы должны контратаковать. Но вы просто блокируете, и поединок не получает развития. По этой причине, в наши дни, поединки и студентов и взрослых — это просто хикиваги (ничьи, прим.пер.)

Прежде всего, “если нет уязвимости — нет атаки”. Если вы атакуете без уязвимости — вы открываетесь сами, и можете быть атакованы. Далее, “если уязвимости нет, вы должны её создать, ”сломать” противника (кудзуси), а затем атаковать”. В современном кендо нет кудзуси (崩しい Имеется в виду “открытие” противника, посредством нарушения его камаэ, духа или техники. Это не очень распространённый термин а англоязычном кендо-сообществе, но это можно понять через описание сансапо). Есть множество способов создать кудзуси, но у нас не семинар сегодня, поэтому я не буду на них останавливаться. И наконец, “если видите уязвимость — воспользуйтесь ей.” Как подсказывает выше Чиба Шисаку, в тот момент когда вы думаете “вот сейчас я должен атаковать!” ваша атака должна быть уже начата. Даже просто научиться видеть уязвимость и подумать “вот сейчас я должен атаковать!” само по себе сложно.

Нам надо подумать, как увидеть/распознать шанс. Шанс это “симптом”. Создать шанс — означает сломать противника (кудзуси) и затем атаковать. В момент когда вы видите уязвимость надо действовать со всей решимостью (среди англоязычных кендок это называют сутэми).

Если мы хотим работать над преобразованием кендо, мы должны помнить об этих принципах и делать “рациональное кендо” или “кендо без расточительства”. Следуя этим принципам вы сможете реализовать шотачи. Иначе говоря, чтобы научиться делать шотачи, вы должны работать над принципами посредством упорных тренировок и исследований (куфу), и, шаг за шагом, избавляться от ненужных атак. В наши дни мы не прекращаем кейко чтобы указать: “это ненужные атаки”, потому что ненужные атаки стали в кендо обычным делом. По мере того, как постепенно вы будете избавляться от ненужных атак ваше кендо будет улучшаться. Это не только технический рост, вы также будете развиваться как человек. Разве это не то, к чему следует стремиться? Наша цель — шотачи, но стремление избавиться от лишних атак так же важно. Пожалуйста, стремитесь к этому.

Победа одновременным ударом (айучи но катчи)

Важнейшие элементы в кендо это “шотачи иппон” и “айучи на катчи” (победа одновременным ударом). Те же элементы важны и в старых школах, таких как Итто-рю и Ягю Синкаге-рюи т.д. Если вы добъётесь син-ки-рёку-ичи, вы сможете реализовать шотачи и победить в айучи. Иными словать, понимание принципов предельно важно.

Старое наставление гасит:

いずれかを勝ちと定めん、いずれを負けと申さん
Глядя со стороны нельзя понять кто победил, потому что, победа определяется тончайшей гранью (толщиной листа бумаги).

Позвольте привести пример. Однажды, Ягю Дзюбей направлялся с визитом к учителю фехтования, и встретил по пути одного ронина. “Сенсей, пожалуйста, позвольте провести тренировочный поединок с вами”. Дзюбей согласился и победил техникой айучи. Ронин попросил: “Пожалуйста, ещё раз!”, и снова результат был тем же. “Я потратил много сил чтобы встретиться с вами, поэтому, не откажите сразиться ещё раз.” Дзюбей ответил: “Я победил. Похоже, вы этого не понимаете, так что нет смысла сражаться снова”. Тут ронин разозлился и сказал: “Раз так, возьмём настоящие мечи и проверим.” Дзюбей ответил: “Нет. У нас одна жизнь, не стоит тратить её впустую.” Ронин, не обращая внимания на эти слова, достал меч и приготовился к бою. Он атаковал рубящим ударом, но Дзюбей одолел его одним движением. Ронин погиб, а у Дзюбея был порезан рукав.

Отсюда берёт начало выражение: “позвольте ему разрезать вашу кожу, но разрежте его тело” (поклонники “Семи самураев” Акиры Куросавы заметят, что в фильме есть эпизод, основанный на этой истории). Это айучи. Айучи означает: атаковать, предчувствуя начало атаки противника, быть способным ощущать это и атаковать первым. Это настоящее “айучи но катчи”. Несомненно, необходим технический навык, но также необходим невозмутимый дух в камаэ. Это мусин. Если вы реализуете это — ощущение атаки противника отразится в вашем сердце. Шотачи иппон — прямой путь к айучи но катчи. Таким образом, айучи но катчи — вершина японского кендо. Иными словами, не нужно блокировать атаки противника.

Размышления о важных аспектах кендо

И последнее, что я хотел бы обсудить на сегодняшней лекции. Вот что сказал Исида Казуто, бывший главный судья Японии и 2-й президент ZNKR (он был также 5-м главой Итто-шоден Муто-рю, 18-м главой Такеда-ха Хозон-рю содзюцу, и получил минкё-кайден Оно-ха Итто-рю от Сасамори Джунзо):

Живите пока вы живы, и умирайте, когда должно умереть. Более того, “жизнь и смерть — одно” (死生一如, Конфуций). “Живите пока живы” означает, что нужно использовать всю свою энергию, живя наполненной жизнью, и “умирайте, когда должно умереть” значит встретить свой конец спокойно.

Способность действовать с решимостью, и мудростью в течении всей жизни — вот в чём истинное значение Японского Будо, таково моё окончательное убеждение.

Важнейшей задачей является избавление от привязанностей, которые непрерывно движут нами до тех пор, пока бьётся сердце. Иными словами, развивая мусин (сознание, свободное от помех) и муга (самоотверженность, отказ от эго), и избавляясь от привязанностей (…)*, вы можете достичь состояния, когда ваше сердце и сознание подобны чистому зеркалу.

*(Здесь в английском варианте в скобках дано уточнение, которое я не смог адекватно перевести: being free of possessions (permeable or otherwise) прим.пер.)

Я всё ещё не достиг этой цели, так что с моей стороны было бы самонадеянно и невежливо объяснять это вам. Слишком смело с нашей стороны серьёзно рассуждать об этом, но, в конечном итоге, сущность кендо такова: стоя в камаэ перед противником “достичь состояния, когда ваше сердце и сознание подобны чистому зеркалу”

В первом абзаце, Исида Казуто объясняет “сущность, истинный смысл Японского Будо”. Чтобы достичь этого нужно добиваться айучи-но-катчи, о кортом я говорил выше.

Наконец, взглянем на часть “развивая мусин […] подобны чистому зеркалу”. Чистое зеркало отражает объект как он есть, и если объект исчезает — зеркало снова чисто. Зеркало не размышляет, что это за объект. Таково сердце кендо, его суть.

Ямаока Тешу-сенсей сказал:

晴れてよし、雲ってもよし、富士の山

Фудзи прекрасна в ясную погоду, прекрасна и в пасмурную погоду.

Иными словами, независимо от ситуации, истинная природа и форма горы не меняется. Пожалуйста, поместите Фудзи в своё сердце, и почувствуйте, что это ваша суть. “Победа — благоприятна, поражение — тоже”, “Бедствия благоприятны, процветание — тоже”. Если мы продолжим эту идею, мы можем сказать “смерть благоприятна, как и жизнь”. Сегодня мы не можем требовать от людей принимать эти идеи, но мастера прошлого следовали им в своих тренировках.

В современной истории есть только один кендока, которого я могу не сомневаясь привести в пример: Ямаока Тешу. В предыдущем параграфе я говорил о глубоком уровне понимания. Тешу достиг его. Однажды, ученик обратился к нему с таким вопросом: “Сенсей, в чём тайна, в чём суть кендо?”. Ответ был таким: “Пойди, спроси Канон в Асакусе*”.

* (Асакуса — район в Токио. Известен храмовым ансамблем Сэнсодзи, или, “храмом Каннон”. Каннон — одно из самых почитаемых божеств буддийского пантеона, богиня милосердия и сострадания, олицетворяющая бесконечную доброту и заботу о всех страждущих. прим пер.)

Я услышал эту историю в молодости, когда пришёл вознести молитву Каннон в Асакусе. Если в главном зале вы посмотрите вверх, то увидите висящую там большую каллиграфию. Она была написана Тешу. Вы можете прочесть 施無畏 (semui). Секретом Тешу было “избавиться от страха”. Если вы сможете достичь понимания, что “жизнь и смерть едины” (死生一如), вам больше нечего будет бояться. Таково, во всяком случае, моё убеждение.

Вот история, за которую я глубоко уважаю Тешу. Во время атаки на Эдо (в период реставрации Мэйдзи), произошёл известный эпизод, когда “последователь врагов двора (сёгуната Токугава), Ямаока Тешу” в одиночку и без поддержки перешёл линию фронта и шёл пока не встретился и не поговорил с командованием противника, в результате чего, запланированная атака на Эдо была отменена. Он не только уберёг горожан от опасности, но и поставил на карту свою жизнь ради своей страны. Это дух “айучи“ кендо. Это Будо. Это содержится в кендо. Кендо это не просто победа или поражение. Я прошу вас помнить, что этот потрясающий дух — часть кендо, и заниматься кендо с достоинством.

Отправная точка поиска в кендо (剣道の修行) это “сутеми” (атака с полной самоотдачей, без страха и сомнений), а цель — “айучи”. Вы должны делать кейко с “сутеми”. Бросайте ваше тело на врага. Если вы ищете метод тренировки сердца, вы должны всегда пребывать в этом состоянии духа, даже если ваш прогресс невелик. Действуя так, вы приблизитесь к сердцу, подобному “чистому зеркалу”, разве нет? Это “Концепция Кендо” — “Путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча”. Если верно сказанное выше, задайте себе вопрос: вы вкладываете КИАЙ (т.е. все сконцентрированные усилия) в каждую вашу тренировку? Если вы всегда выкладываетесь полностью — зеркало в вашем сердце откроется.

Сегодня я говорил о том, как превратить “защитное” кендо в “позитивное/атакующее” кендо. Если мы не сделаем этого — у японского кендо не будет будущего. Это опасность, которая грозит нам сегодня. Я вовсе не преувеличиваю. Пожалуйста, будьте очень-очень настойчивы в этом деле.

Простите, что я говорил так долго, спасибо, что слушали меня. Хорошего года вам, и пожалуйста, в этом году давайте стараться изо всех сил. Спасибо вам.

(Эта лекция был прочитана 1 декабря в зале Куданся кикан в Токио. Лекция Морисимы-сенсей была частью “6-х лекций о культуре Кендо”)

Комментарии переводчика на английский

Я обычно не комментирую переводов, за исключением моих обычных отказов от ответственности, но в этом случае, хотел бы сказать несколько слов. Эту лекцию на 9 страниц переводить было очень сложно. Я не против сложностей (в конце концов это мне полезно) но я немного не уверен в своих способностях переводчика. Есть вещи, которые легко выразить на одном языке, и сложно на другом. Также в этой лекции были концепции за пределами (пока ещё) моего кендо-опыта. Поэтому, время от времени я переводил не очень точно, и об истинном значении некоторых слов мне приходилось гадать. Сделав этот комментарий, я всё же надеюсь, что 5-я часть лекции вам понравится, и поможет вам поразмышлять, в одиночестве или пабе после тренировки. Будьте здоровы!