Техники и Принципы в Боевых Искусствах

Полагаю, для всех давно очевидно, что любое боевое искусство (да и спортивное единоборство) не сводится к набору приёмов. Важны не только и не столько приёмы, сколько навык их уместного и эффективного применения в реальной ситуации, и это как раз самое сложное, не только в случае традиционных направлений, практикующих в основном ката, но в гэндай-будо с их широким арсеналом методик построенных на свободной отработке, вплоть до спортивного поединка.

Одним из очевидных способов решения этой проблемы может быть изучение того, как её решали до нас: изучение наставлений мастеров (устных и письменных), то есть изучение теории, что, кстати, заложено в самую основу Методической схемы практики кендо Такидзава Козо (9-й дан кендо, Ханси).

Мы знаем о многих теоретических концепциях. Например, сэнсеи часто говорят и пишут о маай, сэмэ/тамэ, кудзуси, киай, ки-кен-тай и т.п. всё это принципы, без освоения которых техника не становится эффективной и применимой в бою и/или спортивном поединке.

В этой заметке я хочу предложить способ структурирования в теории и отработки на практике подобных принципов, что, в итоге, должно привести к более эффективному боевому применению наших технических навыков.

Прежде всего, я предлагаю рассмотреть принципы и навыки боевого искусства как иерархическую структуру: пирамиду, в основании которой лежат технические навыки (вадза или ката их содержащие), а вершиной является главный, ключевой принцип боевого искусства. Для каждого направления пирамида будет своя, и в этой заметке я рассмотрю сразу два достаточно непохожих направления: спортивное Кендо и традиционное Дайто-рю, это позволит увидеть идею более полно.

Начнём с не самого очевидного в случае кендо: с вершины пирамиды. Для кендо я, вслед за Такидзава Козо, на вершину ставлю принцип Син-ки-рёку-иччи, единство сознания, духа и техники. Реализовать этот ключевой принцип невозможно без реализации принципов следующего, второго слоя пирамиды. Их полный и точный список требует дополнительного исследования, но здесь, для примера, нам будет достаточно назвать лишь несколько, в произвольном порядке:

  • киай (концентрация энергии)
  • ки-кен-тай (синхронизация)
  • маай (дистанция)
  • кан-но-мэцкей (осознанное восприятие)
  • камаэ (положение тела)
  • зансин (состояние готовности)

На практике все эти принципы необходимы для реализации высшего принципа Син-ки-рёку-иччи, и, в то же время, они являются свойствами конкретных технических действий, вадза, которые могли бы стать в нашей схеме следующим слоем пирамиды, но на самом деле, мы можем выделить ещё один слой более конкретных, технических принципов, например:

  • использование толчковой ноги
  • захват центра
  • использование контакта клинков
  • сури аси
  • фумикоми

Таких технических принципов можно выделить довольно много, но их общая черта в том, что они, в отличии от второго слоя, применимы не для всех вадза. Каждая конкретная вадза реализует только часть принципов этого (третьего) слоя.

Выполняя вадза (4-й слой) мы должны соблюсти несколько принципов 3-го слоя и все принципы 2-го слоя, что даёт в результате, выполнение основного принципа школы (1-й слой).

Ещё один важный момент, на который надо сейчас обратить внимание: чем выше в иерархии пирамиды стоит принцип, тем сложнее его освоение. Это кажется очевидным, но нужно об этом помнить чтобы избежать соблазна ставить в основание пирамиды вещи простые на первый взгляд, но неожиданно сложные в освоении на практике.

Итак, прежде чем перейти к практическому применению этой схемы я хочу извиниться перед нетерпеливыми кендоками и попробовать выстроить подобную пирамиду для традиционной школы Дайто-рю Айкибудо.

Здесь нам будет гораздо проще с вершиной пирамиды: как следует из названия школы это принцип Айки. Со следующим слоем будет сложнее, так как сэнсеи разных направлений дают разные списки принципов, часть из них будут совпадать с принципами кендо (да и вообще любого боевого искусства), часть будут более специфическими. Также, в произвольном порядке, приведу неполный список:

  • кен-тай-ичи (единство тела и оружия)
  • маай (дистация)
  • ма-цуки (взгляд, восприятие)
  • зансин (состояние готовности)
  • кудзуси (выведение из равновесия)
  • кокю (дыхание)

Как видно даже из этого неполного списка, часть принципов второго слоя кендо и Дайто-рю полностью совпадают, часть совпадают по сути при разных названиях… на самом деле, я затрудняюсь найти на втором слое принцип, который бы не был, так или иначе, применим в любом боевом искусстве.

Однако, в плане технических действий, Дайто-рю гораздо разнообразнее кендо, поскольку в борьбе гораздо больше степеней свободы чем при работе с мечом. Снова я приведу для примера лишь несколько технических принципов следующего слоя, и оставлю их без объяснений, иначе мы выйдем далеко за рамки заметки:

  • Асагао (специфическое для школы движение рук)
  • Ракка (подъём и опускание)
  • Нава (скручивание)
  • Тэ-гатана (рука-меч)

Так же как и в кендо, при выполнении конкретной вадза (ката) часть технических принципов может быть не задействована, однако если мы хотим выполнить технику в соответствии с главным принципом школы мы также должны задействовать все принципы второго слоя.

***

Теперь поговорим о практике. Я уже упоминал, что чем выше в пирамиде находится принцип, тем сложнее его реализация на практике и тем больше времени требуется на его освоение. Думаю с этим мало кто будет спорить.

Мы знаем как мало времени у нас есть даже на освоение базовой техники кендо, а ведь кендо это не только котэ, мэн и до из “Основ Кендо” Одзава-сэнсея. Это ещё и сложнейшие вадза и многоходовые комбинации из “Fundamentals and Waza to win” Хиракава-сэнсея, это разные способы выполнения одних и тех же вадза (вспомните, например, принципиально разные суриагэ от Суми и Ёсияма сэнсеев) и, конечно, бесконечное разнообразие противников и ситуаций боя… где при этом взять время на отработку высших принципов? Где взять время на остальные слои пирамиды?

Думаю, ответ может быть только один: при каждом выполнении вадза мы должны понимать какие технические принципы (3-го слоя) в ней задействуются и стараться при этом соблюсти все принципы 2-го слоя… не забывая о существовании у нашей пирамиды вершины… Как конкретно это реализовать — вопрос не только к инструктору (хотя в первую очередь к нему), это вопрос надо задавать самому себе в течении всей тренировки. Во время разминки, субури, кирикаэси, работы в роли мотодачи: “что и как я могу сейчас отработать? Как мне задействовать в этом упражнении все принципы кендо?”

Очевидно, например, что работа над маай невозможна без качественной “отдачи” со стороны мотодачи, ведь маай — сложнейшее комплексное понятие, включающее в том числе и психологическое взаимодействие с противником. Без полного включения в этот процесс обоих участников работа над маай невозможна!

Если за тренировку мы выполняем вадза 4-го слоя 10 раз, то технический принцип 3-го слоя мы можем применить в нескольких вадза, а значить отработать его, например, 50 раз. Принципы второго слоя мы можем применять в каждой вадза, а значит отработать 500 раз за тренировку! Именно это и позволит нам компенсировать сложность изучения этих глобальных принципов, и освоить, в итоге, важнейший принцип того чем мы занимаемся в разумный срок.

***

Теперь нетерпеливые кендоки могут спокойно отправиться на тренировку, а любопытные кендоки и сочувствующие — читайте дальше про Дайто-рю Айкибудо.

Для традиционных школ, чья методика сосредоточена вокруг ката, на мой взгляд, часто характерна ситуация чрезмерной концентрации на основании пирамиды, то есть на вадза.

Давайте, положа руку на сердце, зададим себе вопрос: чем бросок через бедро Дайто-рю отличается от броска через бедро других школ? Если мы сосредоточимся просто на броске (на 4-ом слое) — по большому счёту ничем. Если мы добавим применение наших технических принципов, например, воздействие на болевые точки (3-й слой), отличия начнут появляться, но не факт, что эти же технические принципы отсутствуют у других школ…

Но если мы выполняем бросок через бедро с соблюдением всех необходимых технических принципов 3-го слоя и всех принципов 2-го слоя — это будет уже бросок через бедро именно школы Дайто-рю… и я беру на себя смелость предположить, что это будет бросок выполненный с применением высшего принципа нашей школы, то есть принципа Айки.

Разумеется, для Дайто-рю должно быть также справедливо то, что отработка навыков близких к вершине пирамиды требует больше времени, а при наличии 118 ката только в первом разделе, сосредотачиваясь лишь на отработке формы, мы рискуем не освоить эти принципы никогда.

Выход я вижу тот же что и в кендо: выполняя каждую ката мы должны ясно понимать на каких технических принципах третьего слоя она построена и как в ней проявляются все принципы второго слоя. И при каждом выполнении ката обе стороны обязаны это учитывать и соблюдать. Иначе мы никогда не выйдем за пределы “формы” и никогда не освоим школу которой занимаемся.

Потому, что школа это не “форма”, это “содержание”. Кендо это тоже касается, я думаю.