Уравнение Интеллектуального Кендо

Доктор Алекс Висснер-Гросс из Гарварда предлагает нам интересную идею:

F = T ∇ Sτ

Эта формула расшифровывается так: “…интеллект является силой, F, которая действует таким образом, чтобы максимизировать будущую свободу действий. Она действует для максимизации будущей свободы действий или сохранения возможностей открытыми с некоторой силой Т, с разнообразием возможных доступных вариантов будущего, S, вплоть до некоторого будущего временного горизонта, тау.

Короче говоря, интеллект не хочет попасть в ловушку. Он пытается максимизировать свободу действий в будущем и сохранить варианты открытыми”.

Программа «Энтропика», созданная автором на основе этого простого правила, оказалась удивительно универсальна и эффективна: она играет в пинг-понг, планирует новые связи в социальной сети, прокладывает пути флота кораблей, самостоятельно обнаруживает эффективные стратегии игры на бирже и т.п.

Но какое отношение это имеет к кендо?

Если рассмотреть основные ситуации, которые сменяют друг друга в процессе поединка: камаэ, сэмэ, учи, зансин, то каждая из них может быть интерпретирована с позиций определения интеллекта как нежелания попасть в ловушку, то есть максимизации возможностей и вариантов развития ситуации.

В камаэ — узкая классическая стойка даёт больше вариантов движения чем широкая “спортивная”. Равномерное распределение веса — больше вариантов чем чрезмерный перенос на переднюю или заднюю ногу. Расслабленные мышцы дают больше свободы чем напряжённые.

Сэмэ без фиксаци на конкретной цели, без потери стойки и баланса даёт больше вариантов дальнейшего развития событий, чем сэмэ направленное на конкретную цель.

Положение тела в момент удара близкое к классическому камаэ (прямой корпус без наклона, левая нога вовремя подставлена), даёт возможность тут же нанести второй удар по любой цели, сделать проход или смещение в любом направлении, сократить дистанцию до цуба-зариай или наоборот разорвать её максимально быстро и т.п., то есть даёт гораздо больше вариантов действий, чем любое другое положение тела и ног.

То же касается положения меча после удара: не секрет, что наиболее “гибким” положением является чудан, и чем быстрее меч возвращается после удара к положению чудан — тем больше наша свобода и вариативность.

Далее, если после удара вы оказались под угрозой или контролем противника — это почти полное отсутствие свободы действий. Если вы разорвали или сократили дистанцию до безопасной, у вас появляется свобода защититься или сменить дистанцию, но пропадает возможность атаковать. Положение после удара, в котором вы свободны как защититься так и атаковать — максимальная степень свободы. Эффективный и сильный зансин.

Разумеется, надо помнить и о сознании. Слишком сильная фиксация на атакующем или защитном состоянии сознания ограничивает свободу действий. “Не иди вперёд, не иди назад, не стой на месте” — я думаю, это о свободе. То же касается состояний ума в момент зансин: чувствовать себя после атаки в безопасности разорвав дистанцию легко, но, во-первых, это не всегда возможно, а во-вторых ограничивает свободу, лишая возможности повторной атаки. Зансин, при котором вы не только в безопасности, т.к. полностью контролируете ситуацию, но и держите противника “на мушке” и готовы снова атаковать — максимальная свобода.

Интересно, что в книге Миямото Мусаси “35 Заметок о Стратегии” есть наставление, что перед атакой и после атаки состояния сознания должны различаться. Hoshin (свободное сознание) или i-no-kokoro (сердце намерения) перед атакой должно сменяться на zanshin (остановленное сознание) или shin-no-kokoro (сердце восприятия) после атаки. Однако, из более позднего и самого знаменитого его труда “Книги Пяти Колец” это наставление, в отличии от многих других, было исключено, и заменено на идею единого состояния сознания в бою и в повседневной жизни, что, возможно, говорит об эволюции взглядов автора на этот вопрос.

Итак, применив формулу F = T ∇ Sτ к кендо мы получим:

Интеллектуальное кендо — это выбор из всех возможных вариантов развития боя таких, которые позволяют максимизировать свободу действий в будущем и сохранить варианты открытыми до завершения поединка.

Вроде бы это звучит просто и само собой разумеется, но очень уж часто выполняя ту или иную технику мы делаем выбор вовсе не в пользу свободы. Почему бы нам не проверять себя в ситуациях вызывающих сомнения и не попытаться делать выбор в сторону большей свободы?

За рамками этой небольшой заметки остались кендо ката, анализ которых также возможен с позиций свободы действий, а также ценность методики как ещё одного ключа к дешифровке ката корю, в том числе Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Оставим это на будущее.

Как несомненно закончил бы подобную заметку Миямото Мусаси: “Это требует глубокого исследования” :о)