О нито-рю

Автор сознательно избегал серьезного разговора о Нито-рю кендо в течение последних лет, но после смерти самого известного нито-рю кэнши Тода Тадао-сэнсэя 8 дана ханши в конце декабря 2016 года, я подумал, что пришло время кратко затронуть эту тему.

Популярная фотография Тода-сэнсэя. 5 мая 2009 года.

Далее я приведу краткий обзор происхождения и культуры нито-рю кендо с исторической точки зрения, а затем мои личные комментарии в конце.

1. Нито-рю до Синай Кендо

Существует ряд сохранившихся до наших дней корю (koryu), чей учебный план включает одновременное использование двух мечей. Самый очевидный, конечно, Нитэн-ичи-рю (Niten-ichi-ryu), стиль, якобы созданный и передаваемый самым драматичным фехтовальщиком Японии: Миямото Мусаси. К другим школам, включающим в себя использование двух мечей, относят Ягю-синкагэ-рю (Yagyu shinkage-ryu), Сингёто-рю (Shingyoto-ryu) и Катори синто-рю (Katori shinto-ryu). Важно отметить, что Ката с двумя мечами, даже если они существуют, составляют очень небольшую часть более широкой серии Ката.

2. Нито-рю на стадии возникновения Синай Кендо

Прототипы современных Синай и Богу разрабатывались и подвергались экспериментам на протяжении многих лет, по крайней мере, с середины XVIII века до начала XX века, где форма была практически завершена. Две школы, которые часто упоминались на данном этапе — Джикисинкагэ-рю (Jikishinkage-ryu) и Хокусин итто-рю (Hokushin Itto-ryu) — вообще не имеют в них нито-элемента. Тем не менее, мы можем предположить, что люди, возможно, в какой-то момент пытались взять два синая и сражаться, это звучит весело!

3. Гэккэн когё (Gekken kogyo)

Нито впервые появился на сцене во второй половине 19 века, с введением коротких и оплачиваемых общественных Гэккэн когё (Gekken kogyo). Эти представления включали различные комбинации оружия, а также женщин-соперниц.

После того, как в новой Полиции Токио (Кэйсичо) был, наконец, введен предмет синай-кендо, все действительно квалифицированные мастера нашли работу там, и Гэккэн когё, став тенью того, каким он был раньше, в конечном итоге исчез.

4. Ранняя стандартизация кендо: Бусэн и Коси

Ранняя стандартизация кендо проходила через два основных центра: Дай Ниппон Бутокукай (это первоначальный тренировочный центр Будзуцу Кёин Ёсэйдзо (Bujutsu Kyoin Yoseijo) который в итоге стал Будо Сэнмон Гакко или «Бусэн») и Токио Кото Сихан Гакко («Коси»). Двумя наиболее влиятельными учителями были Наито Такахару и Такано Сасабуро. Никто из этих сэнсэев не практиковал, не учил и даже не обсуждал нито-рю кендо, что, конечно, повлияло на их выпускников и учреждения, в которых они их выросли.

Муто-рю кэнси Нисикубо Хиромичи, стал директором Бусэн в 1919. В кругах будо его часто вспоминают как человека, который заставил переименовать «Дзюцо» в «до», но было еще одно сильное влияние, которое он оказал на Бусэн: недовольство ненавистными синай вадза одной рукой, из-за того, что такие техники были «нереалистичными» и «слабыми». Это был почти наверняка вариант Найто (хотя любимый ученик Найто и учитель Бусэн, Миядзаки Мосабуро, был известен своим невероятно сильным кататэ-мэн вадза). Когда Найто заболел и умер, Огава Кинносуке (которого Нисикубо особенно любил) стал главным учителем Бусэн до середины Второй мировой войны. В этой среде легко понять, почему Бусэн никогда не практиковал Дзёдан, не говоря уже о практикующих нито.

Говоря об этом, важно отметить, что один из самых ранних и самых старших членов Бутокукай, Михаси Каничиро, был известен как мастер нито-рю. Ученик Момои Дзундзо, он был одним из квалифицированных мастеров, который был переведен из Гэккэн Когё для профессионального преподавания кендо в Кэйситё. В 1899 он стал учителем кендо Бутокукай (Ёсэйдзё в то время еще не было) и был удостоен первого в истории звания «ханси» в 1903 году. Другой известный мастер нито-рю, Окумура Торакичи (сын другого мастера нито-рю Окумура Саконта), обучался у Михаси с 1900 года до его смерти в 1909 году. Таракичи был одновременно приемником «Окумара нито-рю» своего отца и «Мусаси-рю» Михаси. Оба этих стиля (практически полностью ориентированных на синай) были новыми изобретениями, основанными на опыте, а не на том, что было передано из прошлого.

Что касается Коси в то время как Такано заставлял всех учеников кендо изучать дзёдан в рамках учебной программы кендо, нито почти игнорировалось.

*Примечание: вероятнее всего, кенши, которые учились и в Бусэн, и в Коси продолжали экспериментировать с нито, но старшие учителя не преподавали их подробно.

5. Появление Нито-рю кендо: середина Тайсё/ Начало Сёва

Соревновательного кендо не было до 1920х годов и даже тогда это все еще было редким событием. Кендо как предмет в школе было факультативом в течение нескольких лет и только начало приобретать популярность в университетах в это время. Будучи молодыми, студенты также наслаждались острыми ощущениями от соревнований. Старшие более опытные сэнсэи выражали неодобрение сиаям. Особенно в Бусэн не было тренировок сиай после смерти Найто в 1929 году (студенты иногда в тайне от сэнсэя практиковали сиай). Соревнования в то время начинались и управлялись в основном студентами университета и людьми из тех кругов. Именно здесь впервые появляется нито.

Подавляющим большинством довоенных соревнований были командные соревнования в стиле «качинуки», в котором, если вы побеждаете, вы продолжаете бой со следующим человеком из команды противника. Особенность этого типа сиая заключается в том, что ничья приводит к тому, что оба противника уступают место следующему человеку в их команде. Именно здесь нито-рю нашел свое применение: если команда соперника имела очень сильную конкуренцию, вам было необходимо использовать бойца нито чтобы заставить их сразиться в ничью (это проще сделать, так как это более оборонительно по своей природе), таким образом выбивая сильного кенши из игры. Читая забавные истории о кендо, вы можете заметить что это была довольно распространенная стратегия того времени, настолько, что некоторые университетские соревнования полностью запретили использование нито.

Но откуда взялись эти нито-рю кенши? Кто их обучил? Я могу сделать хорошее предположение по обоим вопросам, но, для начала, я хотел бы попросить вас перечитать статью про Фудзимото Каору, которую я опубликовал еще в 2009 году.

Хотя это вполне очевидно, я думаю что в этот раз как и с Фудзимото, большинство нито-рю кенши пришло из молодежи университета кендо (в отличие от профессиональных кенши) и (сюрприз) были самоучками, т.е. они были изгоями. В профессиональных кругах кендо нито-рю практически не существовало.

Успех двух нито-рю кенши Фудзимото и Каяба Тэруо во время Сёва Тэнран-дзиай (1934 и 1940 гг.) свидетельствует о том, что нито-рю кендо было, пожалуй, более популярным, чем это было на самом деле. Хотя нет никаких сомнений, что успех Фудзимото в 1934 году вдохновил других. Глядя на множество материалов из 30х годов, легко показать, что нито-рю был запоздалым – не считая качинуки сиай на университетском уровне. Это не было делом серьезных кенши. Так или иначе, поскольку Япония вступила в войну в 30е годы, кендо было принудительно изменено, чтобы стать более «реалистичным», что не включало одновременное владение двумя мечами.

*Примечание: также существовали и другие нито-рю кенши, которые принимали участие в Тэнран-дзиай, просто это были два самых успешных.

Послевоенный период

Когда кендо было возобновлено сразу после Второй мировой войны, заново объединённая Всеяпонская Ассоциация Кендо решила полностью запретить нито-рю на школьных и университетских сиаях (он также не был частью синай кёги). Этот запрет сохранялся до конца 1991 года и привел к практически полному искоренению нито-рю кендо в Японии. Конечно, отдельные личности продолжали практиковать его в течение этого времени и даже очень небольшое количество высококвалифицированных мастеров соревновались во Всеяпонских Чемпионатах Кендо. Эти люди были, как вы можете себе представить, в основном самоучками.

Нынешнее положение дел: мини-возрождение?

За последние несколько лет я видел, как нито-рю кендо расцвело. Рост, кажется, происходит в основном за пределами Японии, но сейчас определенно больше людей нито-рю вокруг, чем когда я впервые приехал в Японию. Что стоит за этим ростом?

1. Мусаси-кай: впервые в истории кендо у нас есть группа, которая действительно практикует, и, что еще более важно, учителя нито-рю на постоянной основе. Группа впервые приобрела популярность в начале 2000-х годов в качестве полукоммерческого онлайн додзё, обслуживающего потребности отдельных лиц в Японии, но превратилась в гораздо большую организацию с большим количеством взаимосвязанных групп и даже студентов за рубежом.

2. Демонстрация: в 2007 году впервые за почти 40 лет, нито-рю кенши Ямана Нобуюки из Токушимы принял участие во Всеяпонском Чемпионате Кендо. Очевидно, это вызвало массу (позитивных) дискуссий и обсуждения нито-рю здесь в Японии. Он также играет важную роль в качестве хорошего примера для молодых/стремящихся нито кенши, что я считаю не мало.

3. Университетский уровень: снятие запрета нито на университетском уровне сиаев создало возможность студентам заниматься этим стилем, но в начале это беспокоило. В комбинации с пунктами 1 и 2, кажется, сейчас больше интереса, и вы можете регулярно видеть сражения людей нито на университетском уровне. Возможно, главный нито-рю сэнсэй будущего обученный Мусаси-кай сэнсэем, выйдет из этого поколения.

4. Учебник Всеяпонской Ассоциации Кендо: нет ничего более подходящего, чем учебное пособие для того, чтобы сделать что-то официальным, и это то, что сделала Всеяпонская Ассоциация Кендо, опубликовав свой собственный набор стандартов и правил. Хотя он не убирает полностью клеймо выбора нито-рю кендо, но, по меньшей мере, делает его приемлемым.

5. Интерес со стороны неяпонских кенши: Я оставил этот момент напоследок, но это, вероятно, один из самых интересных вопросов, когда дело доходит до нито-рю кендо. Это также вопрос, которым я предпочел бы заняться позже более подробно… в качестве альтернативы, вы могли бы купить мне пиво!

В заключение

Обратите внимание, что эта статья не является каким-то всеобъемлющим руководством, а скорее кратким обзором нито-рю, в частности, его истории, и небольшое обсуждение популярности нито-рю кендо в последнее время с моей точки зрения. Я не квалифицирован, чтобы обсуждать технические аспекты, но это история на самом деле довольно просто объясняется.

Подводя итоги:

— Помимо небольшого ажиотажа среди студентов университетского уровня в 20-е и 30-е годы, нито-рю кендо (едва ли) существовало в самых отдаленных областях. Можно утверждать, что это все еще дополнительная деятельность, но при этом нельзя отрицать рост ее популярности за последние 10 лет.

– До распространения группы Мусаси-кай в последнее время, практикующие нито-рю кендо были редким явлением, и почти всегда самоучками.

И, последний момент: в самом начале этой статьи я заявил, что “серьезное обсуждение нито-рю кендо — это то, чего я сознательно избегал за последние несколько лет». Причина этого не в отсутствии интереса, а в том, что я подозревал, что получу жалобы от практиков нито-рю кендо, которые будут против моего анализа. Дело в том, что с исторической точки зрения всё действительно так же просто, как было сказано выше.

Лично я рад, что нито-рю кендо становится все более организованным, менее случайным, чем было в прошлом. Оно добавляет что-то интересное, и я рад участвовать в кейко с моими нито-рю друзьями, когда я могу, потому что это помогает мне в моем собственном сугё.

Перевод Владимир Синяков

 

Оригинал на английском

—————————————

Оригинал перевода

Благодарим за перевод статей наших друзей из Федерации Кендо Новосибирской Области!