Что такое Дайто-рю?
Дайто-рю — комплексная школа боевых искусств с акцентом на рукопашный бой, основанная Минамото-но Ёсимицу (1045 — 1127 гг.) и долгое время развивавшаяся внутри клана Минамото (впоследствии Такэда).
В конце XIX века Такэда Сокаку начал преподавать школу вне клана, что оказало огромное влияние на развитие многих боевых искусств. Учениками Такэда Сокаку были Уэсиба Морихэй (создатель Айкидо), Чхве Ён Суль (создатель Хапкидо), его последователи основали Сёриндзи Кэмпо и Хакко-рю дзю-дзюцу, а также оказали значительное влияние на дзюдо, в частности на неспортивный раздел госин-дзюцу (самообороны).
Основным методом обучения в школе являются парные ката [о методике ката читайте здесь: 1, 2], но их манера исполнения сильно отличается от кендо-ката и ката многих других школ рукопашного боя вариативностью и свободой взаимодействия с партнёром. Кроме того, существует большой набор специальных упражнений для развития понимания базовых принципов школы (айки-реншу) и условно свободная отработка (рандори).
Особенности нашей группы
Наша группа ставит своей целью реконструкцию и практическую реализацию традиционной методики обучения как эффективной и дающей быстрый практический результат. В период расцвета школы, согласно архивным данным, обучение не было долгим, но давало при этом уникальные навыки сделавшие школу широко известной. Позже, по разным историческим причинам, ситуация изменилась и обучение стало растягиваться на многие годы. Мы ищем способ вернуться к истокам школы.
К настоящему моменту наша практика показывает, что необходимые ключи к эффективности существуют. Прежде всего это:
- Обязательное изучение реальной атакующей техники
- Разбор каждой ката с точки зрения смысла и эффективности
- Работа с «сопротивляющимся противником» в рамках ката и рандори
- Акцент на скорость и точность взаимодействия в реалистичной ситуации
- Практическое применение психологии боя
- …но нам предстоит ещё много работы
Для того чтобы реализовать такой подход, необходимо отказаться от рассмотрения дзю-дзюцу как пути личностного развития или формы физической культуры. Всё это есть, но это производные. В своем исходном виде Дзю-дзюцу — оружие, созданное для прикладного применения.
Линия передачи
Я занимаюсь Дайто-рю Айкидзюдзюцу с 2007 года, параллельно с серьёзными занятиями японским фехтованием. В школьные, студенческие годы и позже занимался каратэ, в том числе под руководством Уэда Масару сэнсэя, увлекался спортивным ножевым боем. На данный момент: 5-й дан кендо, 3-й дан Дайто-рю, 2-й дан иайдо.
Продолжаю заниматься Дайто-рю под руководством Баранова Владимира Васильевича, чья группа Досинкан с 2009 года курируется организацией Дайто-рю Айкибудо Сисейкан (Сато Норио сэнсей и Масами Сасаки сэнсей, прямые ученики Сано Мацуо сэнсея и Такэда Токимунэ сэнсея).
Японские учителя проводят регулярные семинары в Москве, в которых мы можем принимать участие и проходить аттестации на степени «кю» и «дан».
Нагрузки
Прежде всего, рукопашная техника это, бывает, больно. В Дайто-рю много болевых воздействий на суставы, на нервные узлы, ударов, удушений, бросков, в том числе амплитудных. При осторожной работе это не опасно и вполне терпимо, кроме того, со временем к этому привыкаешь и болевой порог повышается. При правильной отработке и страховке серьезные травмы редки.
Разница в весе и физической силе занимающихся не имеет принципиального значения. Такэда Сокаку был невысокого роста даже по японским меркам, и почти вся техника пригодна для работы против более крупного противника.
Присутствует довольно большая нагрузка на колени, т.к. значительная часть ката выполняется сидя на коленях. Это связано как с применением в традиционной бытовой обстановке так и с методикой обучения.
Физические нагрузки не так велики как в кендо, но варианты движений гораздо разнообразней и зачастую сложнее, их выполнение требует очень хорошей координации тела и высокой степени концентрации.
Для начала занятий нужно:
- связаться со мной (Антон Федотов) в Telegram или почтой
- форма для дзюдо белого цвета, белый пояс (на «попробовать» можно кендоги или любую спортивную форму)
Материалы по теме: