Расшифровка Корю Ката

http://iaidojodotraining.blogspot.ru/2018/03/unpacking-koryu-kata.html?m=1
Энди Ватсон (6-й дан иайдо, 6-й дан дзёдо)
Перевод на русский: Антон Федотов

От переводчика на русский: с учётом моего скромного знания английского языка, это довольно сложный для перевода текст. Прошу прощения, если где-то я допустил неточности, но, надеюсь, что общую идею мне передать удалось, так как я и сам прихожу к близким выводам в процессе изучения корю. Тем не менее, если вы знаете английский, рекомендую обратиться к оригинальному тексту по ссылке выше.

На недавнем Мусо Синден-рю Кейкокая я представил краткое изложение того, что я узнал, прежде всего, у Ишида сэнсэя, но также и от других известных учителей относительно того, что важно в ката.

Большинству из нас известно значение слова ката (形) — что-то типа фигуры или формы. Как отметил во время Кейкокай Джок, в изучении корю содержится гораздо больше, чем просто хорошо видимое внешняя проявление формы. С учётом этого, наша привычка “коллекционировать” ката корю, связанная с нехваткой времени для изучения будо, прямо противоречит способности развития “глубины понимания” каждой ката. Нам конечно не стоит тратить остаток жизни изучая правильный поклон сёмэн, но изучение всех аспектов ката это то, что делает практику будо по настоящему интересной, в отличии от простого заучивания хореографии.

Я слышал объяснения Ишида сэнсэя о том, что ката могут быть разделены на определённые категории, разобраны на компоненты и вариации. Более того, исполнение ката должно быть разным в зависимости от роста уровня исполнителя. Таким образом, хоть корю и можно поверхностно описать как набор определёных движений, на самом деле это живой и развивающийся организм, который рождается в момент изучения, растёт и умирает вместе с исполнителем.

Однако, хватит абстракций, как человек привыкший визуализировать абстрактные идеи, я сформировал своё понимание ката в целом и компонентов каждой ката. Как то так.

Kihon waza 基本技

Прежде всего ката описывается и изучается как кихон, базовая форма. Это грубое описание техники, сценария: что делают противники и где они находятся. Это то, что мы можем прочесть в руководстве по школе и увидеть в ката, то, что мы осваиваем в первые месяцы изучения новой ката. К сожалению, кто-то может посчитать это наиболее важной частью. Конечно, это архитектурный базис, первостепенный для правильного изучения и сохранения школы. Однако, не следует думать, что изучив хореографию вы изучили ката. Это лишь каркас для будущего изучения и исследования, нечто, с помощью чего мы учимся, основа для личных тренировок и поисков.

Teigi  定義

Дальнейшие объяснения могу быть сложноваты, так что будьте внимательны. В процессе разбора ката Teigi и Gainen следует объяснять параллельно. Однако, говоря о том, как человек осваивает глубины ката, Teigi, как правило, осваивается в начале, после следует Oyo и Gainen.

Короче, Tegi означает “описание” и в данном контексте это детали, такие как геометрия техники и стоек, которые всё более и более уточняются для соответствия ката. Важно понимать, что Teigi даёт понимание того, как выполнять кихон “правильно” и необходимо для правильного сохранения корю. Примером может служить описание камаэ Хассо, данное Ишида сэнсэем на Кубке Ишида 2018.

  • Цуба на расстоянии кулака от губ
  • Кенсен примерно под 45 градусов
  • Хасудзи направлена вперёд
  • Левая рука в центре тела
  • Корпус слегка повёргут
  • и т.д.

Oyo 応用

Oyo означает применение, практические использование ката. Для исполнителя это означает следующее:

  • В процессе тренировок, определённые части ката становятся текучими и естественными. Это приводит к сглаживанию граней и углов в плане физических движений и тайминга. Хоть общая форма кихона попрежнему здесь и явно видна, это именно то, как она должна выглядеть при практическим применении.
  • Некоторое части ката могу быть опущены или модифицированы. Ката выглядит почти как в кихон, но части, которые изначально были включены с тренировочными целями, могут быть убраны, так что ката может выглядеть иначе.
  • Это может приводить к формированию другой версии ката (kaewadza) показывающей как базовая техника приводит к более текучей и гибкой версии.

Gainen 概念

На определённом этапе тренировок человек начинает понимать, что и отдельные техники и ката в целом базируются на одной или более практических концепций или идей. Они отличаются от Teigi тем, что редко могут быть объяснены или измерены чёткими физическими критериями. Однако, они обладают практическим смыслом.

Пример, который приводил Ишида сэнсэй, это понимание Укэнагаши. Рассматривая его в рамках Сэйтэй и Мусо Синден Рю — обычный вариант это заметный наклон меча, позволяющий мечу противника соскользнуть с защиты. Однако, кенсен может быть поднят, что сделает укэнсагаши почти горизонтальным. Для этого нет Teigi (описания), оно существует только как идея. В иайдо ZNKR, например, это используется для выполнения фурикабури наиболее эффективным образом.

Примечание переводчика, для читателей не знакомых с иайдо: насколько я могу судить, здесь имеется в виду блок чуть более жёсткий, чем необходимо, при котором “излишняя” жёсткость контакта используется для придания своему мечу разгона за счёт энергии удара противника.

Ката может пытаться обучить занимающегося Gainen, или же использовать концепты (т.е. Gainen) для конструирования ката.

Kotsu 骨

Kotsu это китайское прочтение японского слова “кость”. В нашем контексте kotsu означает сноровку, навык, секрет или ноу-хау. Я воспринимаю это как скрытое в каждой ката ядро, которое мы должны найти и которым должны овладеть для того чтобы “познать” ката. Лично я считаю, что в ката может содержаться одно или несколько таких kotsu, и, проще говоря, это ключевые навыки, которые мы развиваем изучая, исследуя и практикуя ката. Из объяснений Ишида сэнсэя довольно явно следует, что kotsu могут быть разделены на две основные категории (которые не так уж жёстко отделены друг от друга):

Jokyo — ситуация, как действовать при определённом развитии событий
Toho — методология фехтования, как использовать меч определённым образом

Итак, в чём смысл всего этого? Здесь я должен упомянуть, что разбор ката на различные аспекты никак не отражает степень их важности относительно друг друга. Kihon не обладает большей или меньшей важностью по отношению к Kotsu. И без первого и без второго ката бессмысленны, не имеют практического применения и ничему не учат.

Kaewaza 変え技

В конечном итоге, можно внести в Teigi столько изменений, что архитектура формы изменится и превратится в “kaewarza” 変え技 или альтернативную форму. Gainen содержащийся в ней и Kotsu могут быть теми же, лишь внешне она кажется иной.

В заключении я должен упомянуть, что нет чётких определений этих смыслов. Порядок их изучения может варьироваться от ката к ката, от школы к школе, от учителя к учителю, от ученика к ученику. Важно, на мой взгляд то, что не следует удовлетворяться изучением ката до тех пор, пока не познаны все эти аспекты. Нужно стараться понять их… пока мы живы. Так что давайте надеяться, что кто-то напишет достаточно постов в своём блоге чтобы передать знания следующим поколениям.

Ха-ха!