О практике Кэндо-ката

О практике Кэндо-ката

Кэндо-ката – это своего рода мост, который напрямую связывает современное Кэндо с его историческими корнями. К сожалению, случается видеть кэндока разного уровня, которые практикуют кэндо-ката только перед аттестацией. Основных причин, по которым кэндо-ката уделяется недостаточно внимания, на мой взгляд, две. Во-первых, в силу течения жизни, просто не хватает времени на их отработку. И, во-вторых, часто отсутствует понимание того, зачем вообще необходимы кэндо-ката человеку практикующему современное кэндо. Действительно, иностранцу, только начинающему заниматься, может показаться, что ката связаны с современным кэндо только формально. В силу традиции. Лично мне кажется, что это не так. Первый фактор, на который следует здесь обратить внимание, это – Время. Разумеется, кэндо-ката принесут мало пользы, если весь ваш кэндо-стаж не превышает двух лет. Кэндо – не «однолетние растение», и первые скромные плоды оно начнёт приносить спустя пять или более лет. Если вы расстроены тем, что не чувствуете никаких изменений, выучив только последовательность движений в ката и исполнив весь комплекс 10-20 раз, то это явный признак непонимания важнейшего фактора: длительности практики кэндо. Второй фактор – уровень понимания. Если вы исполняете ката как ритуальный танец, то вряд ли извлечёте пользу из их регулярного выполнения. Каждая ката содержит в себе конкретную технику (вадза) и набор смыслов, её сопровождающих. Каждый раз, исполняя ката, вы должны понимать что делаете, и действовать исходя из той вадза, которую содержит ката и тех смыслов, которые её сопровождают. Самый простой пример: скорость исполнения. Чаще всего, начинающие исполняют всю ката на одной (обычно достаточно высокой) скорости. Это наглядно демонстрирует непонимание происходящего. После исполнения вадза в ката учитачи «погибает», и для ситачи наступает время демонстрировать дзансин. А дзансин не терпит суеты. Второй, не менее распространённый пример, — удары в пустоту. Чувствуя общую неуверенность и действуя при этом поспешно (зачем?) учитачи боится нанести травму ситачи, и поэтому, торопясь, специально наносит удар мимо цели (обычно прямо перед собой), лишая всякого смысла и вадза и ката. Если вы практикуете ката подобным образом, то стоит ли удивляться тому, что эта деятельность не приносит пользы вашему кэндо? Современное кэндо — это высокая скорость. Если вы стремитесь делать всё быстро не сформировав навыков базовых стоек и перемещений, то, в большинстве случаев (если вы не кэндо-гений), многие фундаментальные вещи так и останутся непроработанными. Может так случится, что ваша база (кихон) будет отставать от дзикейко в своём развитии и станет причиной несдачи экзамена на начальный уровень. Таким образом, кэндо-ката позволяют размеренно и основательно проработать такие вещи как:

1) Рэй. При всей кажущейся простоте, ритуал в кэндо содержит ряд элементов, которые трудно научиться сразу выполнять правильно, с достоинством. Прежде всего, это катается осанки и поклонов. Движения в целом формальны, но разница между уверенным, правильным исполнением и неловкостью начинающего сразу бросается в глаза.

2) Работа ног (аси-сабаки). Достаточно сложная техника: с одной стороны нужно скользить по поверхности, но неправильно «втирать» стопы в пол, а с другой стороны нельзя поднимать пальцы при шаге вверх и переносить весь вес тела на пятки (идти обычным уличным «шлёпающим» шагом). Баланс между этими двумя крайностями (плюс «правило листа бумаги») и будет более-менее правильным аси-сабаки.

3) Камаэ. Кэндо-ката содержат в себе ряд базовых камаэ (определённых положений тела и меча) некоторые из которых не используются в современном кэндо. Верный способ лучше усвоить правильное положение тела, баланс в тюдан-но-камаэ (базовое камаэ в современном кэндо) и то чувство, с которым вы должны его занимать и использовать это сравнить его с другими камаэ используемыми в кэндо-ката. Несмотря на внешнее различие, камаэ во многом схожи с точки зрения их использования.

4) Маай. Основная сложность освоения маай это его индивидуальность и ситуативность. Сравнительно невысокая скорость действий в ката, а также их условная предсказуемость позволяют лучше понять и почувствовать эффективное динамическое расстояние и работу с ним.

5) Тайминг. Если правильный маай, условно говоря, отвечает на вопрос «где?», то тайминг сводится к вопросу «когда?». Действуя в жёстких рамках ката, у вас будет больше времени и сосредоточенности для отработки связанности и своевременной реакции на действия учитачи.

6) Киай. Очень важно понимать, что то, как вы действуете в поединке, непосредственно и постоянно влияет на противника. Если вы уверенны, ваш дух полон, в нём нет слабых мест (суки), то это лишает противника решимости, связывает его и даёт вам возможность победить. Сильный дух легко выразить не в крике, но в киай. И наоборот: постоянная практика киай соединяет тело и дух, и формирует уверенность в себе и внутреннюю силу, которые незаменимы не только в кэндо, но и вообще в любом деле. Однако, всё это только красивые слова. За ними должны стоять годы постоянных и, что важно для разбираемой темы, разнообразных тренировок. Кэндо-ката позволят вам по-новому взглянуть на этот вопрос именно в силу тех всесторонних ограничений, которые они накладывают как на учитачи, так и на ситачи.

7) Мэцукэ. Фокус и острие вашего камаэ это — взгляд (мэцукэ). В быту, в силу естественных социальных ограничений, не принято смотреть в глаза людям (это явный признак агрессии). Поэтому у подавляющего большинства начинающих эта способность не развита. Хорошо, если с первых дней практики в богу вам удаётся, игнорируя решётку мэна, бесстрашно смотреть в глаза любому противнику, но это скорее исключение. Поэтому ката это естественный способ развить эту важную способность, научится правильно использовать периферическое зрение. Стремитесь к «панорамному зрению»: способности видеть всё происходящее вокруг противника при этом не выпуская его из фокуса своего внимания, не отводя взгляд. Достаточно сложно научиться долго сохранять и эффективно использовать этот полезный навык.

8) Ритм. Роли в кэндо-ката строго распределены. Учитачи «ведёт» и атакует, а ситачи «следует» и контратакует/использует «промахи» учитачи заложенные в рисунок формы. Первый шаг в освоении ритма кэндо-ката это усвоение смысла (бункай) происходящего в них. В течение почти всего комплекса ката спешить или ещё рано или уже поздно. Стремительность действий требуется только непосредственно при выполнении вадза, которая формирует каждую ката. Второй шаг это постепенное устранение временного «зазора» между началом каждого движения учитачи и реакцией ситачи на него. В идеале оба движутся почти синхронно, но при этом учитачи явно доминирует. Третий шаг это понимание принципа дзё-ха-кю [1] (序破急), а также способность реализовать этот принцип на практике, что достаточно сложно даже для продвинутых кэндока. Четвёртым шагом можно считать постепенное проявление способности чувствовать намерение противника. Эта способность даёт практикующему серьёзные преимущества, так как снижает значимость скорости удара.

9) Вадза. Не следует забывать, что комплекс кэндо-ката содержит ряд важнейших вадза и целый комплекс элементов/движений сопутствующих им. Большая их часть может и должна использоваться в кэндо. Кэндо-ката, если угодно, являются как бы «геномом», на основе которого сложилось, живёт и развивается современное кэндо.

10) Кигурай. В результате длительных тренировок, в процессе практики, все перечисленные выше аспекты в итоге составляют кигурай кэндока. Это понятие вряд ли возможно полностью раскрыть на русском языке, прежде всего потому, что оно входит в диссонанс с основами восточной ветви христианства являющейся для нас культурной платформой. Необходимо подчеркнуть, что кигурай это не состояние (как «дан»), а процесс, и единственный путь, лежащий к нему, это постоянные и упорные тренировки с соблюдением всех необходимых и постоянно увеличивающихся в объёме аспектов. Вот некоторые из них, особенно важные для начинающих с точки зрения кэндо-ката: аккуратный внешний вид, осанка, спокойствие духа, правильные и точные движения тела и меча, расслабленность мышц и полная концентрация сознания в течение всего комплекса из десяти ката. Наверное, будет сложно найти действительную пользу в этом тексте. Тот, чья практика не прерывается достаточно долго, сам нащупает и освоит то, что изложено выше, а тому, кому не хватает времени на кэндо, этот текст не поможет. Только практика ваш ключ ко всем вещам, о которых здесь мы вели речь.

——————————————————————————————————————

[1] Для описания этого взаимодействия быстрого и медленного и, особенно, динамики перехода между ними в иайдо используется выражение 序・破・急“дзё-ха-кю:”. Его происхождение связано с традицией японского театра, а смысл похож на классическое описание развития литературного сюжета: завязка, развитие, кульминация. На стадии 序“дзё” (”вступление”) движение отсутствует или практически не заметно; это момент оценки ситуации и начала захвата контроля. 破“Ха” (”разрыв”) — взятие ситуации под контроль и ускорение к решительному действию. 急“Кю:” (”внезапность”) — стремительная и уже неудержимая атака. В другом контексте этот иероглиф встречается во фразе 常に居て急に合わす“цунэ-ни итэ кю:-ни авасэ” — “находясь в обычном, встречай внезапное”. Утверждают, что именно из нее происходит слово “иай”. Следует заметить, что “дзё-ха-кю:” далеко не во всех стилях считается желательным. (Андрей Арефьев, Московский клуб Иайдо и Дзедо”Эйсинкай”)